Найти тему

А что там за шум вокруг иконы «Троица» Андрея Рублева?

Оглавление
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

В конце мая сего года в СМИ начала просачиваться информация об общественной дискуссии связанной с перенесением иконы «Святая Троица» из места постоянного хранения (ГТГ) в Храм Христа Спасителя, а затем в Троице-Сергееву Лавру на постоянно.

Те, кто не в курсе пропустят эту новость мимо (как и десятки новостей ежедневной повестки дня); те, кто немного погружены в тему, посочувствуют: мол, Церковь кропотливо из года в год возвращает некогда отобранные государством святыни, а чиновники-бюрократы и «идейные» искусствоведы этому всячески противятся….

Те же немногие, кто реально захочет разобраться в сути вопроса, найдут пару часов своего времени и прочитают документы, из-за которых разгорелся конфликт.

Одна из задач журналистики, рассказать понятным языком читателю то, что витиевато зашифровано в установочных документах и, не тратя 2-х часов времени на чтение, изложить суть вещей, забрав у вас в среднем 10 минут времени на чтение хорошо скомпонованного текста ничего не привирая, разъяснить по принципу «сложное простыми словами».

Кратко по существу

1. Русская Православная Церковь неоднократно ставила вопрос о возврате иконы «Святая Троица» в Церковь;

2. Ранее икону на руках переносили из зала Третьяковской галереи, где она хранилась в храм святителя Николая в Толмачах при ГТГ на праздник Святой Троицы (специфика этого храма – постоянное поддержание температурно-влажностного режима, собственно сам храм – неотъемлемая часть ГТГ);

3. В июле 2022 году икона была перевезена в Лавру в г. Сергиев-Посад, где верующие имели возможность поклониться святыни, однако не был соблюден температурно-влажностный режим, перенесение иконы, ее транспортировка на автомобильном фургоне, монтаж-демонтаж витрины – всё это привело к дестабилизации состояния памятника: помимо 61 участка отставания левкаса от красочного слоя, появилось еще 10 аналогичных участка; 5 из них требуют неотложного реставрационного укрепления; трещина по правому стыку досок основы на изображении лика и фигуры правого Ангела увеличилась;

4. В этом году Церковь поставила вопрос перед Минкультом о выдаче иконы на Праздник Троицы с последующей передачей на постоянное хранение в Лавру, по этому вопросу был созван Расширенный Реставрационный Совет;

5. Данный Совет постановил запретить икону к выдаче в виду ее крайне нестабильного состояния, отсутствие необходимых условий по температуре и влажности в новом месте хранения;

6. Протоиерей Леонид Калинин критически отнесся к доводам совета, в частности большинство его вопросов-«нападков» были заданы именно им, доводы о создании специального киота-капсулы, который смог бы уберечь святыню от разрушения также не имели успеха на членов Совета, которые были непреклонны в своем решении оставить «Троицу» в ГТГ; тем не менее 27 мая в СМИ была опубликована новость о запрете в священном служении и увольнении со всех постов священнослужителя с формулировкой «за препятствование перенесения «Святой Троицы» в Храм Христа Спасителя».

7. Иконы «Святая Троица» прп. Андрея Рублева перенесена из ГТГ в Храм Христа Спасителя 4 июня к Празднику Пятидесятницы (Святой Троицы). Дальнейшие планы РПЦ – вернуть икону в Троице-Сергиеву Лавру (г. Сергеев-Посад) на постоянное хранение; вопрос о создании специальных условий так и остается нерешенным.

Ниже предлагаю выборку из Протокола № 87 заседания Расширенного Реставрационного Совета от 15 мая 2023 года с небольшими комментариями:

Повестка дня:

1. Актуальное состояние сохранности иконы «Святая Троица» Андрея Рублева. Доклад отдела научной реставрации древнерусской живописи (Приложение 1).

2. Утверждение реставрационного задания на консервацию левкаса с красочным слоем на пяти выявленных аварийных участках по методике, утвержденной решением Расширенного Реставрационного Совета №202 от 08.09.2022.

3. Позиция Третьяковской галереи в ответ на запрос Министерства Культуры РФ за № 2409-05-7@ от 05 мая 2023 года.

История вопроса

На настоящий момент икона Андрея Рублева «Святая Троица» (инв.13012) находится в реставрационной мастерской Депозитария Третьяковской галереи. Проведенное плановое исследование памятника в рамках программы контроля и анализа состояния сохранности после пребывания иконы на богослужении в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры с 16 по 19 июля 2022 года выявило ряд новых серьезных проблем, являющихся следствием расконсервации древнего памятника, а именно:

- помимо имеющихся 61 участка отставаний левкаса и красочного слоя

- выявлено еще 10 новообразовавшихся отставаний левкаса с красочным слоем;

- 5 из них требуют неотложного реставрационного укрепления;

- трещина по правому стыку досок основы на изображении лика и фигуры правого Ангела увеличилась.

Заседание в лекционном зале открыла главный хранитель Третьяковской галереи Т.С. Городкова.

Т.С. Городкова проинформировала собравшихся о хронологии событий, начиная с заседания расширенного Реставрационного совета №202 от 8 сентября 2022 года, на котором обсуждались изменения состояния сохранности памятника после пребывания в Троицком соборе Троице Сергиевой лавры с 16 по 19 июля на праздничном богослужении, а также повестке заседания, посвященного обсуждению актуального состояния иконы «Святая Троица» Андрея Рублёва. Т.С. Городкова сообщила, что заверенная копия протокола Реставрационного совета №202 и выписка из решения этого протокола были официально направлены в Министерство культуры, которое. обладало всей полнотой информации по поводу состояния сохранности «Троицы».

Состояние иконы

Т.С. Городкова пригласила выступить Михаила Валерьевича Шитова - заведующего реставрационной мастерской древнерусской живописи.

М.В. Шитов напомнил о последовательности событий в период вывоза иконы на богослужение в Троице Сергиеву лавру. Слайды иллюстрируют процесс упаковки иконы, прибытие ее в Троицкой собор, размещение непосредственно в витрине собора, в котором невозможно было соблюдать температурно-влажностный режим. Фотографии демонстрируют количество людей на богослужении, график температурно-влажностного режима с максимальными перепадами температуры и влажности с перепадами максимальных и минимальных значений от 21 до 25°, а влажности от 46 до 62. Температурно-влажностный режим во время пребывания в соборе витрины с иконой регулировался в ручном режиме проветриванием, включением/ выключением кондиционеров и ограничением по возможности доступа верующих.

По возвращении иконы в хранение Третьяковской галереи, ежедневный тщательный осмотр с помощью бинокулярного микроскопа выявил рост количества отставаний паволоки и левкаса, а также шелушений красочного слоя. На полях лузги иконы был отмечен 61 участок подвижных отставаний левкаса, пять, из которых нуждались в обязательном укреплении.

Наиболее обширный участок отставания паволоки и левкаса с красочным слоем был обнаружен 20 августа 22 года. Произошедшая расконсервация, вероятно, является следствием транспортировки и изменения температурно- влажностного режима. В ходе исследования были выявлены появившиеся шелушения красочного слоя по контуру изображения волос трёх ангелов. Участки с тенденцией к шелушению разновременных красочных слоёв по контуру волос ангелов, что было подробно зафиксировано в режиме макросъёмкой и микросъемки с помощью микроскопа.

По итогам выполненных мероприятий по мониторингу состояние сохранности иконы можно заключить, что в результате вывоза иконы в июле 2022 года произошла дестабилизация состояния сохранности памятника. Несмотря на музейные условия, в которых находится икона в настоящий момент состояние ее сохранности иконы до сих пор не стабилизировалось. Необходимо выполнить укрепление пяти участков с отставанием паволоки и левкаса с красочным слоем по утверждённой на реставрационном Совете от 8 сентября 2022 года и показавшей хороший результат методике. Необходимо продолжить мониторинг состояния сохранности иконы визуально, с применением микроскопа и других доступных технических средств фотофиксация в различных режимах, 3D сканирования. Икона должна находиться в абсолютном покое.

Протоирей Леонид Калинин говорит о важности, в том числе, политической настоящего совещания. Первый вопрос: было ли проведено детальное обследование иконы до перевозки святыни в Свято-Троице Сергиеву лавру и после. Существует ли соответствующий протоколы?

Опадение красочного слоя и следы от гвоздей, которыми крепился оклад
Опадение красочного слоя и следы от гвоздей, которыми крепился оклад

Т.С. Городкова: Что вы называете детальным исследованием?

Протоирей Леонид Калинин: Перед тем, как вывозить икону могли быть обнаружены, допустим, какие-то отслоения левкаса, какие-то шелушения. То есть, исследование в такой же степени было или нет?

Т.С. Городкова: На наших заседаниях мы многократно говорили о том, что икона «Святая Троица» в Третьяковской галерее очень хорошо изучена и с точки зрения истории бытования памятника, и с точки зрения состояния сохранности было несколько периодов, когда использовались все соответствующие нынешнему уровню научных исследований методики, рентгенографирование, специальная съёмка, химический анализ и так далее. Накоплен огромный материал, который позволяет нам документально подтвердить состояние сохранности Троицы в разные периоды времени.

М.В. Шитов: Да, обследование перед вывозом иконы проводилось.

Т.С. Городкова: Я просто добавлю, что когда мы говорим о результатах 3D сканирования, то оно в Третьяковской галерее впервые в нашем музее применялось по отношению к «Троице» Андрея Рублёва после того, как памятник вернулся после богослужения…

Протоирей Леонид Калинин: То есть, до этого такая технология не применялась? Отставания могли возникнуть, как во время перевозки, так и в процессе пребывания, так и после возвращения, но также и до того, как все эти действия производились, поскольку до этого 3D сканирование не производились никогда?

Т.С. Городкова: 3D-сканирование - это только один из методов, который мы использовали.

< … > Мы говорим о том, что на протяжении бытовании «Троицы» в Третьяковской галереи были разные периоды и исследования, но главное исследование - это глаза реставратора. В частности, Дмитрий Николаевич Суховерков реставратор высшей квалификации темперной живописи персонально курирует «Троицу» на протяжении многих лет, и все эти годы он глазами с помощью бинокуляра очень подробно смотрит Троицу. Поэтому мы говорим о том, что к моменту вывоза Троицы на богослужение в Троице Сергиеву лавру её состояние было стабильно. Мы это подтверждаем, в том числе, на Реставрационном Совете. У нас достаточно много материалов, которые это подтверждают. 3D сканирование мы начали использовать сейчас, и мы будем это делать – это метод новый, и он требует ещё доработок применительно к нашей практике.

Транспортировка иконы

Протоирей Леонид Калинин: Тогда у меня ещё ряд вопросов: кто отвечал за транспортировку иконы? обеспечена ли было её стабильность в процессе перевозки? Если да, то кто и кем осуществлялась перевозка?

Т.С. Городкова: Транспортировка осуществлялась специализированной транспортной фирмой Арт-курьер. Они же отвечали за транспортировку по условиям договора. Они же предоставили современный климатический фургон. Лучший на сегодняшний момент, который используется для перевозки художественных ценностей. Так же был предоставлен так называемый климатический ящик. Этот музейный ящик, который, в данном случае предусматривал ещё гашение экспоната от вибрации. Так называемый варио-ящик, то есть икона была помещена в один ящик, а этот ящик размещён в другой, и таким образом в вертикальном состоянии икона транспортировалась до Сергиев Посада.

-3

Протоирей Леонид Калинин: При перекладке иконы в какой-то новый ковчег, были ли соблюдены необходимые правила? И как они были соблюдены?

Т.С. Городкова: Была предоставлена сборная разборная выставочная витрина.

Протоирей Леонид Калинин: То есть, икона была в открытом доступе. Так получается?

Т.С. Городкова: Вы видели на презентации, что во время распаковки икона находилась в открытом виде…

Протоирей Леонид Калинин: То есть, на снимке она в витрине, но эта витрина не обеспечивала защиту температурной влажностных колебаний. Так я понимаю?

Т.С. Городкова: Это, как я уже сказала, сборно-разборная выставочная витрина, глубиной около 70 см, что составляло значительные сложности при размещении иконы. Эта витрина предполагала в своей нижней части размещение кассет с силикагелем. Это витрина с так называемым пассивным климатом. Такие витрины используются во многих музеях, в экспозиционных пространствах, которые обладают музейным климатом, но где параметры температуры и относительной влажности не поддерживаются стабильно, такого рода витрина позволяет чуть-чуть скомпенсировать эти перепады. В данном случае эта витрина размещалась пространстве храма, где как мы понимаем музейного климата нет. Поэтому то, о чём говорил Михаил Валерьевич, я могу это подтвердить, потому что я в этот момент находилась в храме. Сама процедура распаковки, перемещения и монтажа «Троицы», которая весит 25 кг на крепления и фиксация креплениями, в пространстве этой витрины - это был очень сложный процесс. Присутствовало очень много людей в храме, и на глазах у всех этих людей нужно было осуществить необходимые манипуляции с памятником, чтобы стабильно зафиксировать его в этой витрине.

Протоирей Леонид Калинин: Я задал вопрос… то есть эта витрина не обеспечивала никакой достаточной защиты и не были предусмотрены меры, чтобы её полностью защитить икону, вот в такой экстремальной ситуации. То есть, это была просто витрина с каким-то гелем, который был либо положен, либо не положен, и мы не знаем, что могло привести к тем проблемам, о которых сейчас говорят.

М.В. Шитов: Мы на этот вопрос Вам ответили.

Протоирей Леонид Калинин: То есть, это не была капсула климатическая…

Т.С. Городкова: Это не была климатическая капсула.

Соответствующие условия…

Е.М. Саенкова: Спасибо, отец Леонид, < … > когда мы понимали, что будет запрос от Святейшего о выдаче иконы у нас было совещание в стенах Лавры. Мы говорили Владыке Фоме, что в настоящий момент в музеях страны нет соответствующих условий и нет соответствующего оборудования, которое могло бы обезопасить икону от такой транспортировки. Присутствовали неизвестные нам представители РЖД, которые рассказывали о том, что мы ничего не понимаем в технологиях, что такие технологии есть (это со стороны было Лавры). Есть уникальные способы перевозки различных жидких веществ, не будем говорить для чего они предназначены… И что в кратчайший срок они готовы сделать такую витрину. У нас потом была встреча в Министерстве культуры, где мы говорили, что музей не даёт гарантий сохранности памятника. Мы давали все параметры, никакого сокрытия материала и препятствия узнать, как хранятся у нас иконы. Как мы видим возможные витрины, которые бы обезопасили памятник, мы не чинили ни одной стороне. Однако, в итоге это от нас не зависит. Мы говорили о том, что тот срок, который был представлен - невозможно ни найти, ни создать необходимое оборудование.

Мы государственные сотрудники, поэтому вопрос о персональной ответственности - давайте зададим тому, кто сделал этот запрос и кто игнорирует постоянно наши выкладки, наши просьбы. < … > Давайте говорить, как профессионалы, которым государство поручило сохранить не только для нас святыню. Как мне говорил Владыка Фома: «Вы же дали такую радость». Я говорю: «Да сейчас радость, завтра радость, а чего будут радоваться наши потомки?». Поэтому о персональной ответственности... простите, это не к нам. < … > И мы просили в этом случае присутствовать желающих помолиться в нашем храме или в наших залах. Молиться, простите, можно в стенах Третьяковской галереи.

Протоирей Леонид Калинин: < … > А в чем тогда принципиальная разница между предоставлением Донской иконы и иконы Святой Троицы? Есть ли это разница? В чём она заключается? В чём была совершена ошибка? Да, может быть руководством, может быть, руководство приняло решение, которые были недостаточно подготовлены нами. Может быть, мы неправильно проинформировали Святейшего Патриарха, скажем, о том, что абсолютно не существует киота, обеспечивающего необходимое условие хранения иконы. Вот я вспоминаю, например, перенесение Владимирской иконы когда-то в Сретенский Монастырь это, по-моему, ещё девяностые годы было. Там был бронированный киот. Там были огромные средства всякие применены. Почему сейчас этого не было сделано?

Е.М. Саенкова: Отец Леонид: В чем тогда принципиальная разница между больным и здоровым человеком?

Политическое решение

М.Б. Миндлин: Уважаемые коллеги, мне кажется, что наша дискуссия сегодня носит несколько непродуктивный характер. < … > Насколько я понимаю, мы сейчас должны говорить о том, что нужно сделать в случае необходимости перемещения памятника, а не тратить время на взаимные претензии, выяснения, кто прав, кто виноват. Дело в том, что рублёвская «Троица» - это же не только предмет религиозного… уникальный чрезвычайно, значимый предмет религиозного культа. На мой взгляд, сегодня, это некий символ России в определённой степени сопоставимый с флагом России, с гимном России и является общенациональным достоянием. И наша с вами задача, в любых условиях, насколько это возможно, обеспечить сохранность этого символа, этого уникального памятника. Поэтому, мне кажется, мы сейчас должны говорить о том, что любое перемещение этого памятника чрезвычайно нежелательно, но если есть непреодолимая, необходимость его перемещения, то мы должны решить, что делать в таком случае.

Протоирей Леонид Калинин: Михаил Борисович, вы знаете, мне, кажется, Вы очень правильно грамотно поставили вопрос, потому что наше сегодняшнее собрание отнюдь не приведёт к тому, что никогда «Троицу» никуда вывозить не будут. Если будет политические решения принято руководством, то вы сделаете, как говорится, под козырёк и вывезите. И никуда никто не денется.

Т.С. Городкова: Как в том году

Протоирей Леонид Калинин: Да, но так делать нельзя. Вы оказались не подготовлены к такому решению. Надо помочь Третьяковке. Выделить дополнительный бюджет, сделать нормальный совершенно перевозной киот, который бы обеспечивал полностью температурного влажностные режимы. Не вот в таком знаете состоянии витрины, а в состоянии нормальной капсулы. Это первое, потом у нас такие капсулы есть. У нас прекрасно эта работа ведётся в музеях Московского Кремля – посмотрите, какие капсулы сделаны в соборе Василия Блаженного. Прекрасные, современные, российского производства, у нас здесь делались. Ознакомьтесь с опытом коллег. И вы тогда сможете принять такие решения, которые позволят в исключительных случаях… никто не говорит, что каждый год начнёт возить икону.

Протоирей Леонид Калинин: Нет никто этого не говорит. Вы знаете, я вам скажу честно, но Церковь раньше, может быть, воспринималось, как какая-то тёмная, отсталая страшная сила, которая хочет всё разрушить… мракобесие и так далее. Нет, сейчас всё это по-другому мы имеем такой же образование, как у вас, может быть, иногда где-то и больше, не в этом дело. Мы вместе отвечаем за эти святыни.

Недопустимость постановки экспериментов на хрупком памятнике

Л.В. Нерсесян: Ответ на вопросы отца Леонида: в чём разница? Разницы на самом деле две: мы сейчас говорим о том, что есть витрины или нет витрины, она плохая, она хорошая. Это ровно половина вопроса. Есть вторая половина - разница в состоянии памятников, потому что икона Богоматерь Донская в соответствии с многократными исследованиями, которые включали исследование состояние сохранности - она стабильна, и ей ничего не угрожает. Решение, подтверждающее её выдачу, выдаётся каждый раз на основании решения Реставрационного Совета, который подтверждает её стабильность. Мы не делаем ничего, что нам самим казалось бы угрожающим. Выдача памятника из музея - это сложная манипуляция, она требует массы технических вопросов, но она решаема, и она Богоматери Донской не угрожает. Иконе «Троица» это будет угрожать. Хочу акцентировать произнесённые Татьяной Семеновной слова: угроза Троице будет всегда, как бы мы ни изощрялись технически. Хорошо бы, чтобы на этом месте была супер витрина, и тогда бы мы уж точно, наверняка знали, что Троицу перемещать нельзя даже в супер-витринах. Но поверьте, тех материалов, которые предоставляют реставраторы, в общем, достаточно для того, чтобы не ставить эксперимент номер два. Не заставлять сейчас какое-нибудь конструкторское бюро что-нибудь такое изобрести, чтобы убедиться, что есть памятники, которые просто нельзя трогать. Вот нельзя и всё. Каковы бы не были бы решения, каковы бы не были бы давления. Вот это ответ на ваш вопрос.

Протоирей Леонид Калинин: < … > У меня вопрос: существуют ли страховые механизмы привлечения страховых компаний к такого рода переносам? Какие финансовые обязательства несут страховые компании? Можно ли за счет страховых компаний и упущений в их работе получить деньги на проведение каких-то работ или создание специальных условий? Надо подумать об этом, работать надо в современном поле, и у нас страховые механизмы должны также обеспечивать безопасность наших памятников духовной и материальной культуры.

Вопрос страхования

Т.С. Городкова: Спасибо, о. Леонид, но Вы задаете столько вопросов, что хочется на них ответить. По поводу страхования могу долго об этом говорить, но скажу коротко. Конечно, был заключен договор страхования, и «Троица» была застрахована на очень краткий период – с момента вывоза из ГТГ до момента возвращения в ГТГ на ту сумму, которая была определена Министерством культуры. Страхования оценка составляла более 9 млрд рублей. Нам она казалась заниженной, но мы не стали её оспаривать, хотя у нас есть заключения нашей экспертно-фондовой закупочной комиссии, где это сформулировано, и этот документ был отправлен в Минкульт.

Проничева генеральный директор Третьяковской Галереи.

Е.В. Проничева: Добрый день, уважаемые коллеги. Я вкратце, наверное, даже больше для себя подведу итог нашей сегодняшней встречи. Сегодня было названо огромное количество тех мероприятий, которые должны быть предприняты нами совместно и с представителями РПЦ, и с представителями других музеев для того, чтобы каким-то образом, даже если не быть готовыми, то постараться подготовиться к запросам, который сегодня обсуждался. И я думаю, что какую-то дорожную карту в любом случае нам необходимо будет разработать. Но для нас сейчас очень важно некое консолидированное понимание того, как мы живем в этом году, и здесь, конечно, я бы хотела нашего общего понимания того, что икона должна находиться в ближайшей перспективе в состоянии покоя и, наверное, дать возможность нам ещё изучить те последствия, к которым мы на сегодняшний день пришли в результате тех мероприятий, которые были год назад предприняты.

Я хотела бы выразить огромную благодарность Вам, отец Леонид, прежде всего, и тем коллегам, к которым я обращалась со стороны РПЦ, за поддержку и за участие в нашей сегодняшней встрече. Я бы, прежде всего хотела, чтобы наши с вами такого рода обсуждения носили регулярный характер, а не только в рамках расширенного реставрационного совета. Нам очень важно, и мне прежде всего, понять, что мы доносим, и, в том числе, как вы правильно сказали в политической плоскости, в общественном пространстве, потому что запросов со стороны широкой общественности намного больше, чем со стороны экспертного сообщества. Мы понимаем, что экспертное сообщество узкое, а это тема, которая волнует очень многих. Мы говорим о том, что в этом году мы изучаем работу, мы изучаем икону, мы стараемся сохранить её и сделать всё возможное для того, чтобы предотвратить то разрушение, которое на сегодняшний день идет. Здесь я бы хотела вашей поддержки и дальше уже в рамках какого-то общего разговора, диалога, мы будем думать каким образом будем в будущем сталкиваться с такого рода запросами и проблемами. Спасибо вам огромное что вы сегодня пришли. Коллеги, огромное вам спасибо за участие.

Стоит ли всё так усложнять?

Е.В. Гладышева: < … > Скажите, пожалуйста, а у меня вот такой вопрос: если мы ищем новых форм работы, если мы помним о традициях, что всё-таки на поклон ходили к святыне, учитывая то состояние сохранности, в котором эта святыня сейчас находится, не можем ли мы совместным образом разработать те способы поклонения ей и чествования её, и соборного моления перед ней, с тем чтобы её не носить. У нас есть храм, в котором есть соответствующий климат. В этот храм выносятся иконы на Троицу. Все помнят, что в Троице-Сергиевой лавре стоит прекрасный список – не тот про который говорили представители Рублевского музея, поздний кириковский, а тот который был создан в 1926 году гениальным реставратором Чириковым для того чтобы не вывозить икону Троицу на зарубежную выставку, ту выставку, которая была в 1928-32 году и в известной мере охранила наше драгоценное древнее наследие от разрушения, от последующей безбожной пятилетки. Эта икона вернулась с выставки, (копия, сделанная Брягиным и Чириковым) и она стоит с 1932 года в иконостасе Троицкого собора. Может быть наши усилия направить не только на то, что мы ликвидируем последствия этого выноса иконы? Может быть нам направить наши совместные усилия на то чтобы придумать новые формы поклонения этой святыне, учитывая её древность и важность?

Зал Андрея Рублёва в Третьяковской галерее (2014 год). Фото Софьи Багдасаровой
Зал Андрея Рублёва в Третьяковской галерее (2014 год). Фото Софьи Багдасаровой

Отец Николай: 20 век конечно многое изменил и в течении всего 20 века большинство русских людей молились перед фотографиями, перед репродукциями, перед картинками, вырезанными из журналов, газет. Так что это повсеместно делалось и делается.

Е.В. Гладышева: Нет, я не про это. Может быть, стоит всё-таки подумать о том, чтобы в этой ситуации, когда перед нами святыня, которую мы если переносим, то подвергаем её сохранность риску. Может быть в этой ситуации мы можем думать о том, чтобы не выносить её, а с тем чтобы так как согласно традиции, собственно делалось по отношению к большим святыням, чтобы люди шли к ней на поклон? Спасибо.

Т.С.Городкова: Напомню большую дискуссию по поводу запроса о вывозе «Троицы» на богослужение в Троицкий собор Лавры в 2007-2008 годах. В результате этой дискуссии тогда «Троица» не была выдана из музея. Были достигнуты договоренности о том, что этого не произойдет. По распоряжению 1993 года Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина, вопрос об использовании в богослужебных целях икон «Троицы» и «Владимирской Божией Матери», находящихся в фондовой коллекции Государственной Третьяковской галереи, был решен на государственном уровне поручением о создании витринных комплексов и нашем храме Николая Святителя в Толмачах. Где по сей день пребывает постоянно Владимирская икона. Что касается «Троицы», то на протяжении многих лет, на праздник Троицы, во вторую стационарно установленную витрину, которая там смонтирована, соединена со всеми инженерными системами Третьяковской галереи мы выносили икону на праздничное богослужение, и она там находилась в течении трех дней. В этом году мы этого не делаем потому, что икона нуждается в реставрации и, к нашему великому сожалению, к нашей большой печали, мы не сможем этого сделать.

Реплика представителя Государственного Эрмитажа

Государственный Эрмитаж: Добрый день, уважаемые коллеги. Ну, тут уже всё сказано, я буду, наверное, краток. Но мы поддерживаем решение о невозможности перемещения этого памятника и в дальнейшем

Единодушно и категорически

Т.С. Городкова: Нам надо завершать нашу работу. Кто-то ещё хочет сказать? Тогда мы оперативно готовим решение Реставрационного Совета, с поручением реставраторам Третьяковской галереи осуществить реставрационные работы, используя разработанную и уже применявшуюся методику. Кроме того, в решении будет отражено, что Реставрационный Совет и приглашенные участники единодушно и категорически заявляют о невозможности выдачи иконы «Троица» на богослужение с учетом её сложного состояния.

Т.С. Городкова: Спасибо огромное за то, что вы нашли возможность и так активно участвовали в нашем заседании. Надеемся, как сказала Елена Владимировна Проничева, что эта встреча происходит не в последний раз. Надо подумать о каких-то формах, действительно на постоянной основе встречаться и обсуждать.

Протоирей Леонид Калинин: Я думаю, что Святейший Патриарх с радостью тоже примет высказанное директором пожелание. И я думаю, что экспертный совет по церковному искусству, в который кстати входят многие здесь присутствующие члены собрания, также будет активно участвовать, и мы любые вопросы можем разбирать в своих заседаниях, обсуждениях и принимать решения, которые будут действительно полезны и обществу, и церкви, и особенно тем святыням, которые переживают и должны переживать века.

Расширенный Реставрационный совет № 87 от 15 мая 2023 года постановил:

1. По итогам проведенного обсуждения развернутого доклада сотрудников отдела научной реставрации древнерусской живописи Третьяковской галереи участники Расширенного Реставрационного Совета согласились и констатировали, что:

- После вывоза иконы в Троице Сергиеву лавру на богослужение в период с 16 по 19 июля 2022 года произошла расконсервация памятника, что объективно подтверждается результатами мониторинга состояния его сохранности. Специалисты предупреждали о вероятности такого сценария до момента вывоза иконы в июле 2022 года;

- В настоящее время состояние сохранности иконы «Святая Троица» определяется специалистами как сложное и нестабильное;

- Сохраняется опасная тенденция к дальнейшему проявлению негативных изменений в состоянии сохранности иконы, что содержит прямую угрозу для существования памятника в его целостном виде;

- Документально подтверждено, что, помимо выявленных с 19 июля 2022 года 61 участка отставаний левкаса и красочного слоя, в период с октября 2022 года по апрель 2023 года зафиксировано и описано еще 10 новообразовавшихся отставаний левкаса с красочным слоем;

- 5 из новообразованных разрушений требуют неотложного реставрационного укрепления;

- Ширина трещины по правому стыку досок основы, проходящей через изображение лика и фигуры правого Ангела, увеличилась.

2. Учитывая все изложенные в ходе дискуссии мнения, и в связи с обстоятельствами, изложенными в п.1 своего решения Расширенный Реставрационный Совет пришел к консолидированному заключению:

- Икона «Святая Троица» Андрея Рублёва не подлежит выдаче за пределы Третьяковской галереи на праздник Троицы 4 июня сего года из-за сложного и нестабильного состояния, а также непредсказуемости продолжающегося процесса негативных изменений. В настоящий момент икона находится в реставрационной мастерской в процессе неотложной реставрации памятника.

3. Утвердить реставрационное задание на укрепление 5-ти участков с отставаниями левкаса с красочным слоем. Выполнить работы по методике, которая была выработана в Третьяковской галерее и утверждена на Расширенном Реставрационном совете № 202 от 8 сентября 2022 года. Применение этой методики при консервации иконы «Святая Троица» имело положительный результат, что было единодушно отмечено специалистами профильных организаций.

4. Совет дал высокую оценку проделанной специалистами Третьяковской галереи исследовательской и реставрационной работы, а также проведенным мероприятиям по обеспечению сохранности древнего памятника. В дальнейшем работы по консервации и реставрации и впредь выполнять исключительно по заданию Расширенного Реставрационного совета и по методикам, утвержденным членами такого совета.

5. В настоящий момент первейшей необходимостью и проявлением подлинной ответственности за судьбу уникального памятника русской и мировой культуры является проведение консервационных мероприятий с целью стабилизировать состояние иконы – с генеральной задачей сохранить икону для будущих поколений. Подобная задача прямо отвечает интересам Русской Православной Церкви, профессионального сообщества и всего российского народа.

Андрей Рублёв «Троица». 1411 год или 1425—1427
Андрей Рублёв «Троица». 1411 год или 1425—1427

6. Обсуждение вопроса участия памятника в мероприятиях вне музейных условий в любой форме возможно лишь при достижении стабилизации состояния его сохранности. Любое подобное обсуждение обязано учитывать полученный в 2022 году тяжелый опыт по вывозу иконы на богослужение в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

7. Расширенный Реставрационный Совет вновь поднимает вопрос об острой потребности создании перечня памятников национального культурного наследия, в числе которых обязана присутствовать икона «Святая Троица», чье перемещение из музейных собраний должно быть запрещено. Создание условий для реализации такого перечня является государственной задачей.

Подписи присутствовавших членов Расширенного Реставрационного совета

Лица, присутствовавшие на заседании и подписавшие протокол

Присутствуют:

Проничева Е.В. генеральный директор Третьяковской Галереи

Городкова Т.С. главный хранитель Третьяковской Галереи

Карпова Т.Л. заместитель генерального директора по научной работе Третьяковской Галереи

Приглашенные члены Расширенного Реставрационного совета:

Миндлин М.Б. директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрей Рублёва, член президиума Российской академии художеств

Бусева-Давыдова И.Л. доктор искусствоведения, действительный член (академик) Российской академии художеств, лауреат Государственной премии РФ, лауреат Макариевской премии, награждена медалями Св. Благоверной княгини Ольги (от Русской Православной Церкви), Св. Катарины Кантакузины (от Сербской Православной Церкви), медалью "В память 850-летия Москвы" (от Президента РФ), Серебряной медалью Российской академии художеств, медалью ордена св. прав. Анны и орденом Св. великомученицы Анастасии Узорешительницы от Российского Императорского дома «в воздаяние заслуг в деле возрождения и сохранения исторических традиций Отечества».

Сатель Е.А. художник-реставратор высшей категории, руководитель секции темперной живописи Государственной Аттестационной комиссии Министерства культуры Российской Федерации, начальник отдела реставрации музейных коллекций Московского Государственного объединенного музея-заповедника (МГОМЗ «Коломенское-Измайлово»), почетный реставратор города Москвы, заведующая отделением реставрации Московского академического художественного училища (МАХУ) член Московского союза художников

Горматюк А.А. художник-реставратор высшей категории, кандидат искусствоведения, заведующий научно-реставрационной мастерской «Иконотека А.Н. Овчинникова» Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ), член Союза реставраторов России, член Московского союза художников

Яновская Н.А. художник-реставратор высшей категории, член секции темперной живописи Государственной Аттестационной комиссии Министерства культуры России, заведующая кафедрой реставрации Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ)

Дорохов В.Б. инженер-реставратор высшей категории, член секции монументальной живописи Государственной Аттестационной комиссии Министерства культуры России, член секции памятников живописи, скульптуры и ДПИ научно-методического совета при Министерстве культуры России, заведующий лабораторией климата музеев и памятников рхитектуры Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР)

Труфанова О.Е. заведующая отделом научной реставрации Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, художник-реставратор 2 категории, доцент кафедры реставрации Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ)

Преображенский А.С. кандидат искусствоведения, доцент кафедры Истории отечественного искусства Исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ), заместитель директора по науке, старший научный сотрудник сектора древнерусского искусства Государственного института искусствознания (ГИИ), лауреат премии Памяти митрополита Макария (Булгакова)

Юдина Е.А. художник-реставратор высшей категории сектора реставрации живописи Музеев Московского Кремля

Черепанов С.А. художник-реставратор 2 категории, заведующий сектором реставрации живописи Музеев Московского Кремля

Филатов С.В. художник-реставратор высшей категории, кандидат искусствоведения, почетный реставратор города Москвы, заместитель директора по научной и реставрационной работе Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР), член Научно-методического совета по охране и реставрации недвижимых памятников культуры Министерства культуры РФ, член секции темперной живописи Государственной Аттестационной комиссии Министерства культуры России

Алдошина Н.Е. заведующая реставрационной мастерской Свято-Троицкой Сергиевой лавры

Алдошина А.Е. художник-реставратор Свято-Троицкой Сергиевой лавры

Протоиерей Леонид Калинин председатель, член Патриаршего совета по культуре, почетный академик Российская Академия Художеств, член Творческого союза удожников России, член экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации

Протоиерей Николай Чернышёв доцент кафедры иконописи Факультета церковных художеств, член экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации.

Шеко Е.Д. заведующая кафедрой иконописи, доцент кафедры иконописи Православного Свято Тихоновского гуманитарного университета Факультета церковных художеств (ПСТГУ)

Неретин А.В. художник-реставратор высшей категории станковой темперной живописи Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ им. А.С.Пушкина)

Приглашённые члены Расширенного Реставрационного совета (присутствовали дистанционно):

Лифшиц Л.И. заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, заведующий Сектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания (ГИИ), член президиума Научно-методического совета по охране и реставрации недвижимых памятников культуры Министерства культуры РФ, член комиссии Министерства культуры по особо ценным объектам культурного наследия России, член Комиссии Министерства культуры РФ по аттестации реставраторов, член комиссии по взаимодействию Министерства культуры и РПЦ в области культуры. Обладатель наград: Медаль преподобного Сергия Радонежского за оказание помощи в деле возвращения произведений иконописи в Россию из-за рубежа. Медаль «300-летие С-Петербурга» за участие в работе Комиссии по воссозданию Янтарной комнаты Екатерининского дворца в Царском селе. Медаль «1000-летие Казани» за содействие возвращению в Россию чтимой Иконы Богоматери Казанской. Почетная грамота Государственного музея-заповедника «Александровская слобода» за многолетнее сотрудничество и оказание методической помощи музею.

Шалина И.А. кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея (ГРМ), член Санкт-Петербургского регионального отделения Национального комитета Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), эксперт Министерства культуры

Пермяков И.Б. реставратор высшей категории, заведующий лабораторией научной реставрации темперной живописи Государственного Эрмитажа

Гефдинг И.П. реставратор высшей категории, лаборатории научной реставрации темперной живописи Государственного Эрмитажа

Малиновский Н.В. реставратор высшей категории лаборатории научной реставрации темперной живописи Государственного Эрмитажа

Иванникова А.П. старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции русской иконописи XVIII-начала XX века

Скутте М.А. заведующая отделом реставрации и консервации, художник-реставратор высшей категории станковой темперной живописи Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ им. А.С.Пушкина)

Азарнина Е.В. художник-реставратор высшей категории, член секции темперной живописи Государственной Аттестационной комиссии Министерства культуры России, заведующая отделом реставрации древнерусской живописи Государственного Русского музея (ГРМ)

Серёгина Е.И. художник-реставратор высшей категории, заместитель генерального директора по научной работе Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ), член Научно-методического совета по охране и реставрации недвижимых памятников культуры Министерства культуры РФ, член Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви, член секции темперной и председатель секции монументальной живописи Государственной Аттестационной комиссии Министерства культуры России

Сотрудники Третьяковской галереи:

Шитов М.В. заведующий отделом научной реставрации древнерусской живописи, художник-реставратор 1 категории, член секции темперной живописи Государственной Аттестационной комиссии Министерства культуры России

Суховерков Д.Н. художник-реставратор высшей категории отдела научной реставрации древнерусской живописи

Свердлова С.В. художник-реставратор высшей категории, доцент кафедры реставрации Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства

Першина Д.С. старший научный сотрудник, сотрудник Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР), член секции темперной живописи Государственной Аттестационной комиссии Министерства культуры России

Степанов М.Г. заместитель заведующего отделом научной реставрации древнерусской живописи

Троян Е.В. художник-реставратор 2 категории отдела научной реставрации древнерусской живописи

Шахова Т.Ю. художник-реставратор 2 категории отдела научной реставрации древнерусской живописи

Сауткина А.В. художник-реставратор 3 категории отдела научной реставрации древнерусской живописи

Саенкова Е.М. заведующая отделом древнерусского искусства, кандидат искусствоведения

Буренкова Е.В. заместитель заведующего отделом древнерусского искусства

Гладышева Е.В. главный научный сотрудник отдела древнерусского искусства

Широков В.Н. хранитель музейных предметов 1 категории отдела древнерусского искусства

Лихенко А.В. хранитель музейных предметов отдела древнерусского искусства

Сидоренко Г.В. главный научный сотрудник отдела древнерусского искусства

Нерсесян Л.В. старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства

Зараменская Н.В. старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства

Татарченко С.Н. старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства, кандидат искусствоведения

Ермакова Н.Н. старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства

Самойлова Т.Е. старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства

Першин Д.С. старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства

Халтурин Ю.А. заведующий отделом комплексных исследований

Григорьева Е.Р. секретарь.