Найти тему
Ирина Минкина

Уловки статистики

Давайте так: когда мы с вами приводим в качестве аргумента какие-то статистические данные, необходимо ссылаться на источник. Откуда они взяты, кто и как считал. И для чего. Потому что именно в этом и кроется суть приведенных в качестве аргумента статистических данных.

Два показательных примера в этой связи. Оба примера взяты мной из общения с одним и тем же комментатором моего Дзена, который (комментатор) впоследствии закономерно оказался проукраинским активистом.

Итак, пример первый. Когда я в тексте про антикультуру ненависти говорила о сносе Украиной своих же памятников, комментатор привел в качестве аргумента некие цифры в связи с тем, сколько памятников было уничтожено на Украине после начала СВО. Однако: 1) не был назван источник этих данных - тот, кто считал; 2) не было понятно, включены ли в эту цифру те самые множественные памятники, которые украинцы снесли у себя сами; 3) включал ли подсчет памятники на утраченных Украиной территориях, а также в серых зонах; 4) не было указано, сколько из утраченных по тем или иным причинам памятников было восстановлено полностью или частично.

То есть понимаете, какая штука? Вот они снесли у себя памятник Екатерине - а посчитали его «уничтоженным после начала СВО». Нормально так, да? А при чём тут СВО, если вы собственными руками его демонтировали? Они сровняли с землей кучу советских памятников - а также приписали их СВО. Эти памятники кто-то бомбил? Зою Космодемьянскую, которую за шею веревкой тащили с постамента, кто-то бомбил? Так КОМУ вы в таком случае предъявляете статистику, хочется сказать? Вы СЕБЕ её и предъявите - чтобы ужаснуться своим действиям.

И второй пример, от того же комментатора. Когда я говорила о том, что в Канаде есть поощряемая властями украинская националистическая диаспора, то мне был задан вопрос: пожалуйста, сошлитесь на официальные цифры по украинским нацистам в Канаде.

Прошу прощения, но кто же эти цифры даст? Нам посчитать не дадут, а сами канадцы не считают. Но ряд фактов говорит о том, что традиция давать приют украинским националистам в Канаде проросла ещё со времен Второй мировой. Достаточно вспомнить несостоявшееся дело «хатынского палача» Владимира Катрюка, избежавшего справедливого суда и скрывшегося в Канаде. Которого Канада так и не выдала России, несмотря на предоставление нашей страной исчерпывающих доказательств его преступлений. Не выдала - и сама не инициировала никаких процессов против него. Катрюк дожил до глубокой старости и умер 8 лет назад. Вопрос: если Канада не поощряет украинскую националистическую диаспору, то почему Катрюк не был осужден?

Или пример заместителя Трюдо Христи Фриланд. Ярая националистка украинского происхождения. Ее предки - украинские коллаборанты - точно так же бежали от суда и возмездия после Второй мировой. И несмотря на это Христя Фриланд - один из флагманов внешней политики Канады.

Поэтому каких цифр можно ожидать, если никто в Канаде не только не считает украинских националистов, но и не хочет признавать нечто плохое в самих их воззрениях? И? Отсутствие статистики в данном случае говорит о нежелании Канады открывать тот самый «секрет Полишинеля» в отношении самой себя, а не об отсутствии там украинских националистов.

При этом, скажем, огромный массив статистических данных, связанных с референдумами на возвращённых российских территориях, заведомо игнорируется западной общественностью как несостоятельный. То есть статистика статистике рознь, в понимании западников.

Поэтому когда кто-то из нас с вами ссылается на те или иные статистические данные, необходимо понимать источник этих данных, а также вероятность (и возможность) самого их появления. Потому что взять и срисовать с потолка нужные мне цифры я тоже могла бы. Для этого достаточно всего лишь не иметь совести, что лично для меня является непреодолимым препятствием, а для кого-то - открывающей невероятные просторы свободой.