Весной, сразу после мебельной выставки в Милане, я побывала на венецианской мануфактуре Barovier&Toso. На вывеске фабрики на острове Мурано значится год основания — 1295. Не знаю, если ли еще в интерьерной индустрии предприятия с такой же долгой историей, но их точно немного.
Автор: Анастасия Ромашкевич
Свой бизнес представители семейства Баровьер начали через четыре года после того, как венецианские власти отправили всех стеклодувов на соседний остров Мурано. Венеция стоит на деревянных сваях, и был немаленький риск, что стеклодувы с их раскаленными печами спалят весь город к чертовой матери. Вот их и отселили от греха подальше.
Где именно работали первые Баровьеры, неизвестно, но и нынешнему зданию уже несколько сотен лет. Самое новое здесь, это, как ни странно, название. В 1930-е Vetreria Artistica Barovier (так тогда называлась компания) слилась с Ferro Toso, принадлежавшей семейству Тосо, а в 1942 предприятие стало называться Barovier & Toso. Оно сохранилось и после того, как Тосо вышли из бизнеса.
По факту, сотрудники и партнеры компании чаще всего называют ее просто Barovier. Несколько лет назад было даже поползновение сделать это официальным, но потом решили ничего не менять, чтобы не вносить смуту в головы потребителей, привыкших к нынешнему бренду.
Когда говорят, что мастера Barovier&Toso работают так же, как и сотни лет назад, то в этом почти нет преувеличения. Ну разве что одеты-обуты они по-современному, слушают музыку из радиоприемника, а в стеклоплавильных печах горят не дрова, а природный газ. Причем, горит круглосуточно, без перерыва на выходные и праздники — это основа технологии. А вот сотрудники, в отличие от пламени в печах, имеют свои законные дни отдыха, потому что по современным итальянским законам выход на работу в выходной стоит дорого — дороже, чем впустую жечь газ в печах. Едва ли стеклодувы прошлого имели столь же благоприятные условия труда.
А работа у стеклодувов действительно тяжелая. На фабрике жарко — даже в прохладный весенний день. Летом они начинают с первыми лучами солнца, а заканчивают уже к полудню — температура в помещении становится невыносимой. Никаких кондиционеров — вместе с воздухом будет охлаждаться и само стекло, и работать с ним будет невозможно. Даже окна на фабрике открываются и закрываются не по желанию сотрудников, а исходя из технологической надобности.
Работают стеклодувы группами по четыре человека. Во главе каждой четверки — мастер, который делает основную работу, а остальные трое его обслуживают — греют стекло в печи, поддувают в нужный момент и так далее. Во время некоторых операций мастер рискует обжечь руки, и тогда один из помощников защищает его кисть деревянной лопаткой, похожей на разделочную доску. Мастерами, как вы понимаете, не рождаются, а становятся. Но это судьба самых ловких и талантливых, не каждый подмастерье имеет такой шанс.
Во время работы стеклодувы молчат, разве что напевают или насистывают себе под нос. Но друг с другом не общаются — работа со стеклом предполагает большую сноровку, все движения отточены годами работы, и каждый заранее знает, что он будет делать в следующий момент. Со стороны это напоминает хорошо отрепетированный балет.
Сами Баровье не только управляли бизнесом, но и непосредственно делали изделия из стекла. Что именно выпускали самые первые Баровье-стеклодувы, мы не знаем, но к XV веку их предприятие создавало дорогие и уникальные вещи. Живший тогда Анджело Баровьер придумал стекло, по качеству приближенное к хрусталю. В 1455 Венецианская республика пожаловала ему право быть эксклюзивным производителем Cristallo Veneziano, собственно “венецианского стекла”. И это лишь одна из множества новаций в истории предприятия.
Другим талантливым представителем семейства стал Эрколе Баровьер, живший уже в ХХ веке — он придумал технику rostrato, когда из горячего стекла вытягивают “шипы”, сейчас она используется в коллекции Ercole.
Уже в этом столетии Баровье свой бизнес продали. Сейчас Barovier & Toso находится в частных руках, но владелец руководит ей издалека. А художественные вопросы решают приглашенные дизайнеры — Barovier&Toso стала одной из первых исторических фабрик, соединяющих исторические мастерство и современный визуальный язык.