Татьяна #Татьяна #Воспитание #Самовоспитание #Жизнестойкость #Общение #Агрессия #Буллинг
"Наша свобода не есть свобода от различных обстоятельств, но скорее свобода выстоять в любых обстоятельствах." Виктор Франкл, "Воля к смыслу"
Продолжаю погружение в работу с мифами в воспитании детей в книге «Мифы воспитания. Наука против интуиции» По Бронсона и Эшли Мерримен.
На очереди еще одна глава с интересным названием «Как важно уметь ладить с другими» и с любопытным эпиграфом: почему современный подход к воспитанию не смог создать поколение ангелов.
Оказалась не готова в своих детях видеть ангелов – ведь я совсем не ангельская мама с нимбом и парой крутых крылышек) Мы живем во времена тотальной конкуренции, где ребенку – херувиму, как мне кажется, будет сложно.
Авторы анализируют различные проявления детской агрессивности.
Изучила все исследования, упомянутые в статье, которые с той или другой стороны исследуют агрессивное поведение детей.
Предположив, например, что просмотр образовательных программ вместо развлекательных сделает детей более доброжелательными, ученые в масштабных экспериментах обнаружили, что ситуация обратная: более "образованные" детишки были активнее и изощреннее в агрессии по отношению к сверстникам. При этом обнаружилось весьма интересное наполнение всех без исключения детских программ: часто встречающиеся унижения, оскорбления, наезды.
Предположив, что причиной повышенной агрессивности могут быть телесные наказания дома, экспериментаторы также пришли к неожиданному для них результату: если в семьях шлепки являются нормой, это не приводит к повышению агрессии у детей.
Проанализировав влияние родительских ссор и конфликтов на агрессивность ребенка, научные работники обнаружили еще более интересный факт: вопреки мифу «нельзя ссориться на глазах у ребенка», дети совершенно нормально воспринимали ссоры родителей. Вот только есть одно "но": отношение к родительским конфликтам было нормальным в том случае, когда так же в присутствии ребенка родители грамотно и умело этот конфликт разруливали.
Отдельное внимание уделено травле/ буллингу, явлению важному и крайне актуальному, о чем в группе есть отличная статья Аванты.
Травля (буллинг от англ. bullying / запугивание) — агрессивное преследование и издевательство над одним из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива. Травлю организует один агрессор (хулиган), иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Травля может быть и в физической, и в психологической форме.
Просоциальное поведение, или намерение приносить пользу другим — это социальное поведение, которое "приносит пользу другим людям или обществу в целом", "такое как помощь, совместное использование, пожертвование, сотрудничество и волонтерство".
Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.
Неожиданно для ученых обнаружилось, что часто агрессор/ буллер – бистратегический манипулятор (термин авторов). Или, по простому, ребенок, который в зависимости от ситуации грамотно ведет себя либо просоциально (положительно- доброжелательно), либо асоциально (агрессивно), и за счет прокачанного понимания, когда какую манеру поведения выбрать, становится и популярным среди сверстников, и нарабатывает положительную репутацию у учителей.
Задумаемся.
Человек – социальное существо. Вся наша жизнь с самого детства проходит в разных коллективах, от группы малышей на детской площадке до коллектива разной величины на работе. Во всех коллективах в той или иной степени есть конкуренция, и разные люди по-разному в конкурентной борьбе себя ведут. Либо мы это понимаем, готовим ребенка к жизни в конкурентной среде с раннего детства, формируем умение ладить с самыми разными людьми, у которых есть свои определенные цели и задачи, совершенно разные манеры взаимоотношения - либо он оказывается неподготовлен к такому взаимодействию, и непонимание себя и ситуации приводит в том числе к агрессии.
Задаю свой любимый вопрос: что мы, родители, можем сделать, какими интеллектуальными инструментами вооружить нашего ребенка, чтобы он непринужденно встраивался в любые коллективы и везде чувствовал себя уверенно?
Думается, в детстве и отрочестве с нашей помощью дети могут освоить следующие навыки:
- Умение встраиваться в разные коллективы
- Умение заявлять себя/ амбиции
- Умение вести содержательный диалог /обсуждение
- Умение разрешать конфликты
- Командную работу/ сотрудничество
- Умение постоять за себя
Где еще ребенку научиться вести себя в конфликтной ситуации: как и какими словами заявлять себя, как аргументировать / обосновывать свое мнение, какие выкладывать основания, какую атмосферу обсуждения поддерживать, как работать с эмоциями, как в итоге разрешать конфликт – как не в семье? Конфликтные ситуации разной степени накала случаются во всех семьях.
Если базовое правило – кто кого перекричит или передавит – такую модель разрешения конфликтов ребенок и возьмет на вооружение, и понесет по жизни дальше.
Если базовый принцип отношений в семье доверие, уважение и взаимопонимание – то в конфликте ребенок научится уважать собеседника и допускать – о ужас! - наличие другого, отличного от своего мнения, смотреть и работать с его основаниями, а не с эмоциями, управлять своей эмоциональной сферой.
Когда семья — это команда единомышленников, перед глазами ребенка возникает широкая палитра совместной деятельности.
Когда в семье сплошная борьба, кто кого «передавит», ровно такой же способ взаимодействия с окружающими станет базовым и для подрастающего в семье отпрыска.
Если родители преисполнены решимости решить за ребенка все его вопросы и проблемы сами, чтобы не ставить деточку в сложное или тяжелое положение, необходимо быть готовым к тому, что он так и не научится решать свои проблемы сам. Не будет у него такого опыта, только привычка полагаться на маму с папой и нарастающая неуверенность в себе, дети ведь умненькие и все понимают.
А ведь опыт проб и ошибок, самостоятельного решения проблем крайне ценен тем, что формирует уверенность в своих силах, самость, жизнестойкость (по Мадди), позволяющие ребенку создать объемный набор интеллектуальных инструментов и глубину понимания людей, с которыми будет происходить взаимодействие. И как ладить с разными типами личности, станет намного понятнее.
Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете. Конфуций
Использованы:
«Мифы воспитания. Наука против интуиции» / По Бронсон, Эшли Мерримен; пер. с англ. Алексея Андреева. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
"Воля к смыслу", Виктор Франкл, пер. с англ. Любовь Сумм, Альпина Диджитал, 2018.