Друг у меня спрашивает: почему не объявили траур по погибшим от палёного сидра? Их же много?
Понятно, что вопрос риторический и, что называется, не по окладу, но я по охранительской привычке начинаю отвечать что-то стандартное и обидное, а потом скатываюсь в уныние.
Да, мы так живём, что траур можно объявлять дней сто в году - не ошибёшься. А с сидром этим проклятым, хоть фестиваль (тоже сидра) перенесли - не отменили, но сдвинули дней на десять, и за то спасибо.
Но вопрос-то глубже: он глобальный, он про ценности наши вообще.
В Казахстане сегодня, 12 июня, национальный траур по 14 погибшим во время пожара. Горел природный заповедник. Не все сотрудники спаслись.
Соболезнования президенту Токаеву выразил президент Путин.
Мне странно приводить в пример Казахстан, и я так делать не буду. Население Казахстана - меньше 20 миллионов человек, население России - почти 150. Может, дело в этом?
Может, в том - что трагическая (героическая) гибель на пожаре чем-то отличается от мучительной смерти от яда? Может, в нашем сознании, люди, которых убил сидр (а если быть точным: убили другие люди, подлые люди, которые ради денег заведомо сначала украли, потом продали-купили и подмешали яд в напиток), не так ценны? Алкаши какие-то? Но нет, не алкаши. Они ж не бытовую химию пили, они покупали в официальном магазине слабоалкогольный напиток. Хоть и не премиум-класса, конечно, но отмеченный официальным региональным знаком качества.
Знаете, маргиналы не пьют сидр. Они покупают что-то, что дешевле и, так сказать, эффективнее. А сладенький лёгкий напиток - это скорее молодые женщины, мамочки. И давайте сейчас не будем скатываться в режим домостроя и народной виктимологии: выпила - сама виновата.
В бизнесе есть такое понятие - "малоценные основные средства". Каждое предприятие устанавливает свой перечень лимит стоимости таковых и при необходимости - легко списывает. В режиме "было - и было, понятно, что прослужит не очень долго". Для условного президента Байдена, например, "малоценка" - это граждане Украины (текст не про политику, если что, это просто понятный и наглядный пример, метафора такая в голову пришла).
Невыразимо больно ощущать себя малоценным, не находите? Нет, очевидно, что траур, речи, компенсации - всё это не поможет родным и близким убитых (а я настаиваю: погибшие от ядовитого сидра люди были убиты, причём - убиты умышленно, из корыстных мотивов). Не вернёт их, не воскресит. Но важно знать, что ты нужен не только своим родным и друзьям, но и своей стране. Той самой, в которой платишь налоги, приносишь какую-никакую пользу, рожаешь и воспитываешь детей, участвуешь в общественной жизни. Которую, если потребуется, пойдёшь защищать. С которой отождествляешь себя, из которой не сбежал, которую не променял на что-то призрачное: не так уж и важно - реальное ли.
Хочется - особенно сегодня, в День России - знать, что Родине дорог и ценен каждый человек. И тот, что на передовой с оружием в руках, и тот, что водит грузовик или делает сосиски, и тот, что двигает вперёд науку или стоит за прилавком в ближайшем магазине. Каждый, понимаете? Ведь Россия - это все мы, каждый из нас.
Надеюсь, я ничего не перепутал.