Днем рождения кино принято считать 28 декабря 1895 года, хотя в России и других стенах до этой даты проводились опыты по созданию движущихся изображений.
В тот предновогодний день братья Луи и Огюст Люмьеры показали жителям Парижа свои первые киноленты. В следующем годы агенты братьев, вооружившись аппаратурой и десятком двухминутных лент, отправились в разные страны, где знакомили с новым изобретением жителей Дели, Каира, Токио, Санкт-Петербурга, Шанхая и Рио-де-Жанейро.
БАЛАГАН ДЛЯ ПУБЛИКИ
Нигде поначалу новое изобретение всерьез не восприняли, и тем более не причисляли к искусству. Кинопоказы напоминали балаган, а критики говорили, что этот вид развлечений просто опасен для граждан, потому что уводит их от объективной реальности.
Но пройдет всего пара десятилетий, и кино назовут искусством, а в России после прихода к власти большевиков возьмут на вооружение для распространения новой идеологии. Недаром Владимир Ленин назвал кинематограф важнейшим из искусств.
Кино появилось, как синтез литературы, театра, музыки, живописи и даже архитектуры, но не стало сверхискусством. Развивали кинематограф мастера разных стран. Везде - с разной скоростью и со своими особенностями.
СЛУЧАЙНЫЕ ОТКРЫТИЯ
Многие открытия в кино поначалу происходили хаотично и случайно. Вот один из примеров – история, приключившаяся с Жоржем Мельесом, одним из первых кинорежиссеров в мире.
Как он снимал уличную сценку, во время которой у него заело аппарат. Он остановился, устранил неисправность и вновь стал крутить ручку. Потом, во время просмотра пленки на экране, Мельес обнаружил, что поначалу в его зарисовке показана свадьба, которая неожиданно заменилась похоронной процессией. Просто, пока он чинил камеру, одна процессия успела заменить другую.
Сразу после этого режиссер стал использовать этот трюк для помещения в кинолентах большего числа событий. Так были сняты его фильмы «Красная шапочка», «В царстве фей» и «Путешествие на Луну». В них был использован метод монтажа.
Еще в число первых открытый в области кино можно отнести замедленную и ускоренную съемку, затемнения, наплывы, многократную экспозицию. Через десять лет после изобретения братьев Люмьеров этими приемами владели многие операторы в разных странах.
МОДА НА СЕРИАЛЫ
Постепенно кино перестает быть кустарным бизнесом и формируются крупные предприятия по производству фильмов. Кинодельцы строят большие студии с павильонами для съемок и лабораториями.
Например, во Франции фабрикант Пате строит первую в мире промышленную киностудию, на которой каждый день снимали несколько тысяч метров пленки. Здесь снимают только художественные фильмы, а чуть позже – кинороманы – прообразы современных сериалов. Первые кинороманы посвятили сыщикам и преступникам – Нику Картеру и Фантомасу.
В первое десятилетие ХХ века в США закладывают фундамент будущего величественного Голливуда, появляются киностудии в Италии, Дании и России. Формируется «датский феномен» - мировой господство датского психологического фильма в 1908 – 1915 годах. Этот феномен в дальнейшем так и не получил подробного объяснения.
ПРЕДПРИИМЧИВЫЕ ДАТЧАНЕ
Очевидно, что роль в этом феномене сыграли: недорогое производство первых фильмов, рассчитанных на широкую аудиторию разных стран, уверенное закрепление на рынках России и Германии. Зрители этих стран предпочитали смотреть датские фильмы со звездой Астой Нильсен, чем короткометражки, созданные в своих странах.
Драмы с участием Асты заставляли людей плакать, а режиссеров из разных стран подражать этим фильмам. Секрет актрисы заключался в сдержанности. Она, считая камеру увеличительным стеклом, умело представляла психологическое состояние своих героинь едва заметкой мимикой – движениями губ, выражением глаз, тогда как ее подражатели преувеличивали мимику и жестикуляцию, что выглядело менее естественно.
Формулу датской школы умело использовали актеры и актрисы российской школы кино первой четверти ХХ века – Вера Холодная, Владимир Максимов и Витольд Полонский. При этом русская школа кино сильно отличалась от других. В России основой кино стал реализм классической литературы и передового театра. У нас в десятые годы экранизировали «Пиковую даму» Пушкина и «Отца Сергия» Толстого.
Конец первой части