Десятки актеров советского кино для поколения старше 50-ти (мне сегодня 65) стали более родными, чем многие из родни. Некоторых воспринимаешь прямо как родственников.
Многочисленные роли каждого (каждой) из них не скрывали доминанты их характеров, разных, но по-своему обаятельных, не умаляли их харизмы.
Но есть, на мой субъективный, конечно же, взгляд, единицы, о которых благодаря цельности характера, самодостаточности личности, силе неизменного, можно сказать, агрессивного обаяния, можно сказать: родная душа.
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Михаила Пуговкина, «советско-русско-украинского» актёра.
Он в своих многочисленных кинообразах сопровождал нас всю нашу жизнь, завораживая, увлекая, заставляя умиляться или хохотать.
Этот утиный нос концентрировал внимание. Но, оторвав взгляд от этой точки концентрации, ты ощущал беспомощность от встречного взгляда глаз-буравчиков, взгляд, из глубины которого веяло громадным жизненным опытом и знанием человеческой природы.
Это не пугало, не парализовывало, - напротив: вовлекало в гущу серьёзнейших, сложнейших сопереживаний, - уже не только «киношному» образу, но и человеку, его воплотившему – Михаилу Пуговкину, человеку с огромной и цельной русской душой.
Мне кажется, к Пуговкину идеально приложимо высказывание В.В.Розанова:
"Посмотришь на русского человека острым глазком… Посмотрит он на тебя острым глазком…
И всё понятно.
И не надо никаких слов.
Вот чего нельзя с иностранцем».
Давайте вспомним некоторые его роли.
Михаил Пуговкин родился 13 июля 1923 года в селе Рамешки Чухломского уезда Костромской губерниии РСФСР (ныне Чухломской район Костромской области России) в большой крестьянской семье. В полной нищете в семье росло трое мальчиков. Михаил закончил только три класса сельской школы. Может быть, это позволило ему сохранить незамутнённое сомнительным во многом образованием природное, «русское народное» видение мира. Во всяком случае, ему, как нам в МГУ, полгода не пудрили мозги одним только Гомером, заставляя поверить в то, что какие-то пастушки три тысячи лет из уст в уста передавали ахинею в тысячи строф гекзаметром...
Артистичность натуры проявилась с пяти лет.
Ему было 13, когда сильно заболела мать, и было решено ехать к тётке в Москву, где Миша устроился на Московский тормозной завод учеником электромонтёра… Но актёрское начало пробило "русло судьбы".
Съемки фильма «Дело Артамоновых» завершились аккурат 22 июня 1941 года, а 7 июля Михаил Пуговкин ушёл добровольцем на фронт.
В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен в ногу под Ворошиловградом, нынешним Луганском.
Когда началась гангрена, ногу собирались ампутировать, не спрашивая её «владельца», и тут в последний момент в палату вбежала медсестра с телеграммой за подписью Сталина, в которой врачам предписывалось «прекратить бессмысленную ампутацию у солдат и офицеров».
В результате ногу удалось спасти.
На фронте погибли оба брата и отец Михаила Ивановича, который до войны работал мясником.
Мать — Наталья Михайловна, крестьянка, прожила больше 90 лет. Во время войны была арестована по доносу — она работала в пирожковом цехе и, чтобы прокормить 13 человек родственников, уносила один пирожок домой и варила на нём суп. Однако нашлись доброхоты – донесли! (Интересно, начнись сейчас нечто подобное той ситуации, сколько вокруг нас найдётся желающих вас «сдать»? Сдаётся, не меньше, а больше…)
Наталья Михайловна была сослана в Вятлаг.
Тогда - внимание! – 20-летний, по сути дела начинающий актёр Пуговкин отправил письмо на имя Сталина, описав всю ситуацию. И через неделю (!) мать вернулась домой «по письму сына». (Отвлекусь на секунду: автору этих строк Верховный суд отказал в рассмотрении «стопроцентной» апелляции БЕЗО ВСЯКИХ ОБЪЯСНЕНИЙ!)
…В 1943 году Михаил Пуговкин поступил в только что открывшуюся Школу-студию имени Вл.И.Немировича-Данченко при МХАТе СССР имени М.Горького.
Великий актёр и сердцевед Иван Москвин лично ходатайствовал за него, солгав, что аттестат об образовании был утерян на фронте. Вскоре Пуговкин стал его любимым учеником.
Всего Михаил Пуговкин исполнил около ста ролей, в основном комедийных.
Лучшим временем своего творчества актёр считал работу у Леонида Гайдая, своего близкого друга (шесть совместных фильмов), Андрея Тутышкина в «Свадьбе в Малиновке» и «Шельменко-денщике», а также в сказках Александра Роу (три роли — два царя и один разбойник).
В перестроечные годы почти перестал сниматься. Полагаю, из-за мелкотравчатости, пошлости, а то и аморальности предлагавшихся сценариев, которые с годами только деградировали в этом отношении всё больше.
В июле 1991 года переехал на постоянное место жительства в Крым, где организовал Центр Михаила Пуговкина. Ездил на выступления и творческие встречи в здравницы полуострова, который, по его словам, полюбил с 1952 года, кода впервые увидел эти места на съёмках.
Помнятся кадры, где совершенно счастливый Пуговкин прогуливается по ялтинской набережной, доброжелательно отвечая на многочисленные приветствия.
В 1997 году паренёк из далёких Рамешек в Чухломе, а затем всесоюзно обожаемый артист, получил гражданство Украины.
В 1999 году вернулся в Москву, работал в собственном «Киноцентре Михаила Пуговкина» в Сокольниках.
Согласно Википедии, Михаил Пуговкин скончался утром в пятницу, 25 июля 2008 года, ровно через 28 лет после В.С.Высоцкого, на 86-м году жизни у себя дома в Москве, из-за обострения сахарного диабета.
Похоронен на Ваганьковвском кладбище (участок № 25) — согласно последней воле, рядом с другом Александром Абдуловым, который много помогал ему в последние годы. Последний факт приятно удивил, так как Абдулов казался рафинированным, отстранённым, и уж никак я не мог представить дружбу его с видимым простецом Пуговкиным. Что ж, с удовольствием каюсь в прежних заблуждениях!
Помним, любим!
А душа и фильмы твои, дорогой Михаил Иванович, пребудут с нами!