Найти тему

Краткосрочный терапевтический эффект общения в популярной психологии с точки зрения науки.

Кажется ли нормальным обратиться за помощью к юристу и еженедельно ходить на его консультации в течении нескольких лет? Или обратиться к травматологу с вывихом плеча и получать сеансы вправления на регулярной основе в качестве привычного ритуала на долгие годы? Конечно, это выглядело бы странно. Однако, есть широко распространенный подход «подсесть на психолога» и исправно платить ему на регулярной основе. Конечно же, под его руководством выявляя в глубинах подсознания вытесненные воспоминания, исправлять затянувшиеся фазы пребывания в стадиях развития и анализируя скрытый смысл сновидений. При этом клиенту такого психолога перманентно становится все лучше и лучше, осознаность растет до облаков, однако на приемы ходить приходится постоянно. И вот так однажды придя на консультацию человек человек явственно ощущает улучшение, а по факту садится на перманентную иглу. Периодически меняются психологи и подходы, находятся новые проблемы и оригинальные методики их решения, но без ритуала в виде психологического консультирования жизнь уже не видится возможной.

Наверняка многим знакомы примеры таких людей, а может и сами находятся в подобной зависомости. И самое важное, ощущение «мне стало намного лучше!» присутствует и мотивирует продолжать заниматься этим увлечением.  Не уверен, что практикующие такой подход психологи осознают de facto ошибочность затяжной (а то и постоянной) работы с доверчивыми клиентами, но точно мотивированы работать именно с таким подходом. Подобная зависомость и многлетняя, порой бесконечная психотерапия в поп-психологии объясняется совокупностью многих психических и биохимических факторов, которые заложенны в homo sapiens эволюционно. Далее хочу описать и дать характеристику наиболее значимым из них.

Уже более 70 000 лет назад особым преимуществом человека разумного стала способность объединяться и взаимодействовать в группах, значительно выходящих за рамки родственных связей. Эти все усложняющиеся связи в свое время позволили человечеству шагнуть от собирательства и охоты к сельскому хозяйству, животноводству и ремеслам (так называемая Неолитическая революция, или Первая аграрная революция, произошедшая примерно 10 000 лет назад на Ближнем Востоке и распространившаяся по всему миру). Социальный характер homo sapiens со временем становится все более явственен, причем гуманистическая его специфика прослеживается уже в поздне-языческой культуре и нарративе первых религий. Технологические революции и общественные изменения продолжили процесс социализации человечества, в итоге современный человек создает коммуникации и экзистенциально зависит от них так же, как от кислорода, пищи, воды, притяжения и солнечного света. С полной ответственностью можно заявить, что внутривидовая коммуникация — часть экосистемы человека разумного (именно поэтому одиночное заключение является одним из самых суровых видов наказания, в более ранних обществах ему предшествовало изгнание из общины).

Однако эволюция общества и социума породили и особые, не всегда позитивные изменения: современная цивилизация, своей способностью к коллективной деятельности позволяющая существенно изменять окружающее пространство, побеждать болезни и выходить за рамки нашей планеты, породило новый вид одиночества. В коллективно созданном сложном и в целом благополучном городском пространстве проблема одиночества становится все более острой. Человек разумный долгое время находился в рамках родо-племенной и общинной культуры, в которой общение имело чувственно-эмоциональный характер. Нам необходимо больше, чем просто общение и социализация на уровне профессиональной деятельности, учебы или коротких реплик при покупках в супермаркете. Нам необходимо ощущение, что есть человек, сфокусированный на нас и имеющий к нам нескрываемый интерес.

Если смотреть на историю человечества с точки зрения времени, то культура городской жизни (предусматривающая размытие и постепенное утрачивание общинных укладов) пришла в наш мир совсем недавно. Интересно отметить, что города в древности и даже в средние века все еще состояли из четко очерченных групп людей. Городские общины сформировывались и по родовому, и по религиозному по профессиональному признаку, позволяли сохранять достаточно близкие связи между людьми и поддерживать высокий уровень эмоциональной связи внутри себя. Весомую роль в поддержке таких связей играл институт брака, предусматривающий не только союз мужчины и женщины, как в настоящее время, но и союз двух родов, формируя и сложную объединящую функциональную систему.  В современном обществе описанные системы,  обеспечивающие крепкие длительные эмоциональные связи утратили свое значение и совершенно естественно нам испытывать дискомфорт от потери привычной модели.

Сегодня в городской культуре человек не вписан в круг близких эмоциональных и дружественных связей на прежнем системном уровне, и мне кажется будет верно сохранить безоценочность при изучении данного феномена и не призывать к возврату к общинного или родо-племенного строя. Данный феномен утраты близких коммуникаций это в определенном смысле побочный продукт эволюции общества, фактор сопутствующий размытию границ прежних, привычных социальных конструкций. Мы будем наблюдать формирование новых механизмов, которые в том или ином (возможно, довольно непривычном) виде смогут компенсировать имеющийся дефицит и удовлетворять потребность людей. Тем не менее сегодня данный дефицит ярко выражен и является серьезным деструктивным фактором, ощутимым не только с точки зрения истории и социологии, а на вполне доступном для изучения биохимическом уровне.

Окситоцин — этот пептидный гормон и нейропептид, вырабатывающийся в гипоталамусе, регулирует множество процессов в организме человека: от стимуляции матки при родах, лактации и уменьшения выработки кортизола и до влияния на психоэмоциональную сферу, сексуальную сферу и социализацию. Рассмотрение всего спектра влияния окситоцина на человека выходит за рамки данной статьи, потому вернемся к ее заголовку и рассмотрим механизм действия окситоцина с точки зрения краткосрочной терапии, а так же каким образом люди впадают в зависимость от спекулятивных и абсурдных практик современной популярной психологии.  Во всех коммуникациях, связанных с доверием, любовью, поддержкой и всем широким спектром эмоций и ощущений, вызываемым близким общением, окситоцин играет значительную роль. Как часть нейромедиаторной системы, он действует действует напрямую на наши эмоции, поведение и решения, порой в обход и вопреки когнитивным процессам и нашим базовым убеждениям. И если окситоцин, задействованный в целом каскаде материнского отношения к ребенку формируется от их физической близости (именно поэтому в перинаталогии рекомендуется дать матери обнять рожденного ребенка и по возможности максимально контактировать с ним после родов), то на уровне социальных связей между чужими людьми он вырабатывается при фокусированном доброжелательном доверительном общении. При чем при последующих коммуникациях с человеком, вступившим с нами в доверительную доброжелательную связь, окситоцин вырабатывается по принципу, похожему на условный рефлекс. Другими словами, человек проявляющий к нам участие и симпатию, становится инициатором запуска положительной психоэмоциональной реакции, действующей помимо нашего сознания на уровне древних и естественных механизмов внутри нас.

Этот механизм действует сложно и эффективно, обуславливая и катализируя другие нейромедиаторы  (биологически активные вещества, осуществляющие и модерирующие передачу электрохимического импульса между нейронами, от нейронов к мышечной ткани и железам, важный фактор жизнедеятельности, самоощущения и поведенческих реакций организма). Окситоцин из-за своего действия получил название «гормона любви», от притупляет и ослабляет чувства тревоги и страха (через синтез ГАМК, выполняющей функцию ингибитора), мотивирует и дает ощущение счастья и радости (через серотонин), активирует двигательную активность и мышечный тонус (через регуляцию норадренолина и ацетилхолина). Это далеко не исчерпывающий список действия окситоцина на физиологию и психику человека, но в рамках темы статьи вполне уместно такое обобщение: окситоцин и катализируемые им процессы дают ощутимое состояние радости жизни, ее полноты и психо-эмоционального комфорта. Особенность окситоцина и других нейромедиаторов — их быстрый синтез и относительно короткое время действия, в отличии от гормонов (хотя эти системы связаны и взаимно влияют друг на друга). Потому в человеке, который в ходе общения с ним дарит нам удовольствие от общения на биохимическом уровне, мы начинаем естественно нуждаться, общение с ним — в определенном смысле зависмость.

Зависимость от хорошего и доброго к нам человека это наверное одна из лучших форм зависимостей, в отличии от алкогольной или иной наркотической. Эта зависимость делает нас людьми в полном смысле этого слова, она сформировала гуманистическую и эстетическую систему цивилизации, потому дефицит человеческого фокусного внимания болезненно  ощущается и деструктивен для психики. Доброжелательное и внимательное отношение, фокусное внимание и участие высоко-терапевтично для человека. Любые дружелюбные коммуникации и диалог оказывают положительный комплексный, но к сожалению, краткосрочный эффект: нейромедиаторная система способна быстро модерировать внутренние процессы, но действие действие «гормона счастья» и «гормона любви» краткосрочно. Потому общение с человеком, готовым выслушать и поддержать дает ощутимый и явственный, но непродолжительный эффект, являясь временной анестезией, а не средством лечения проблемы.

Психологические проблемы обусловлены ошибками восприятия и оценки окружающего пространства и себя в нем, искаженными базовыми представлении о мире и ложными (ошибочными) установками.  Именно поэтому в настоящий момент только когнитивные методики имеют подтвержденную долгосрочную эффективность, что подтверждается метаданными исследований эффективности различных подходов в психотерапии и практической психологии. Шаблонная и примитивная (но предельно простая для понимания) оценочная система в популярной психологии появилась из психоанализа, и несмотря на полный разгром наследия Зигмунда Фрейда, эта упрощенная система под видом психологии показывает поразительную живучесть. Дикие представления начала ХХ века о стадиях психосексуального развития (оральная, анальная и прочие), выводы и суждения на их основе, впрочем, в консультационной практике сочетаются с еще более древними и примитивными представлениями о психике человека. У нас в стране от практикующих психологов можно услышать о делении человека на психотипы по системе жидкостей организма Гиппократа-Галена (меланхолик от преобладания черной желчи, холерик — от избытка желтой желчи, флегматик и сангвиник от доминирования лимфы и крови последовательно), что максимально близко по логике к симпатической магии, но максимально далеко от понятия о гомеостазе и доказательной медицины. Рассмотрение нелепых, но живучих теорий и практик в поп-психологии это тема отдельного рассмотрения и анализа. По факту любая сумбурная смесь из психоанализа, НЛП и практик семейных расстановок по Хеллингеру (рекомендую ознакомиться, это одна из самых нелепых практик, очень напоминающей по своей логике логике и подаче оккультизм) будет эффективно работать на коротких промежутках времени по причине биохимичской реакции человека на того, кто внимателен и участлив к нему.

По этой же причине в краткосрочной перспективе будет терапевтична и беседа с близким другом, с любым доброжелательнрым человеком, способным демонстрировать фокусное внимание к нам при помогающей доверительной коммуникации обстановке (широко известен эффект «попутчика в купе поезда», при котором от коммуникации с незнакомым по сути человеком возникает возникает чувство радости, расположения и доверия). Какую бы фантастическую теорию до нас не доносил консультирующий психолог (впрочем, как и любой иной человек, от старого приятеля- одноклассника и до разговорчивого таксиста, с которым знакомы пять минут), мы будем четко и явственно ощущать положительную психо-эмоциональную реакцию и это общение будет терапевтично на коротком промежутке времени. А если добавить к этому эффекту добавить внушаемый статус специалиста-психолога, выявить у обратившегося за помощью подавленную родовую травму, вытесненные воспоминания, Эдипов комплекса и подобные вымышленные проблемы (требующей длительной регулярной проработки на сеансах), то с высокой вероятностью человек не знакомый с наукой попадет  попадет в эти сети надолго. Цикличные, порой многолетние «сеансы терапии» это серьезный повод задуматься об эффективности выбранной методики и специалиста-психолога, ведь качественного исправление базовых представлений о мире и о себе в нем не происходит, вместо этого умножаются устаревшие, ложные и откровенно вредные для жизни представления и установки.

Одним из объяснений повального погружения в полумистические теории популярной психологии, помимо спекуляции на научных терминах, является внушаемая причинно-следственная связь текущего психологического дискомфорта и событий, произошедших с человеком помимо воли. Комфортно и приятно для себя узнать, что причина бытовых неурядиц и плохого настроения в каких-то позабытых событиях раннего детства, ошибках родителей и даже влиянии планет и созвездий. Смещение фокуса внимания с собственных недостатков и ошибок на других людей и их поступки (обычно совершенные очень давно, а скорее всего внушенных «специалистом», эффект конфабуляции заслуживает отдельного рассмотрения) позволяет занять удобное для самооценки положения невиновности и даже жертвенности.

Признать свои ошибки  и выйти из плена ложных убеждений — способность зрелой и трезво мыслящей личности, и именно к этому состоянию способны привести когнитивные методики и применяющие их психологи. Впрочем, понять глубину собственных заблуждений и понять ошибочность совершаемых поступков можно и без помощи специалиста. Интерес к познанию, критическая оценка и анализ усвоенных знаний, научный подход и здравый смысл на его основе  — прекрасный набор для самостоятельной терапии и поддержки других людей. И мне кажется, слова Эйнштейна еще лучше проиллюстрируют лаконичную красоту когнитивного подхода: «Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень».