На правом берегу Волги расположен посад Дубовка. Возникновение Дубовки стоит в прямой зависимости от намерений правительства обезопасить Нижнее Поволжье от набегов кочевников и разбоев воровских шаек. Так в 1717 году устроилась Царицынская черта, состоявшая из рва и вала, укрепленного палисадом, тянувшаяся от Царицына на северо-запад к Дону, близ нынешней Качалинской станицы. Для службы на этой черте ежегодно высылалось 500 донских казаков. В 1731 г. для большего удобства отправления службы и для облегчения донского войска в высылке чередовых, решили переселить часть казаков на постоянное житье. Первоначально между Камышином и Царицыном расселили 1057 русских, малороссов и донских казаков; а с 1742 г. число казаков стало увеличиваться беглыми и пленными. Образовались станицы: Балыклейская, Караваинская, Антиповская с главным городом Дубовкой, куда назначили особого войскового атамана. Новое казачье войско назвали Волжским. Ему даны были: печать, на которой изображены были две сабли и рог, а также знамена из камки с гербом; кроме того было положено особое довольствие, и отведены большие земляные угодья по реке Иловле, предоставлено право безоброчной рыбной ловли и свободного винокурения, дарованы льготы. Обязанностью Волжского войска была служба в Саратове, Астрахани и на Волге, а также преследование волжских разбойников.
Новое Волжское войско не оправдало возлагавшихся на него надежд. Несмотря на важные привилегии, данные казакам, они постоянно занимались контрабандой соли и вина, давали приют бродягам, обнаружили мятежнические стремления. Весной 1772 г. на Иловлинских хуторах казак Федот Богомолов объявил себя императором Петром III и с шайкой казаков явился в Дубовку, где арестовал всех офицеров. Бунт мог разгореться, но один из арестованных, сын старшины Савельева, вырвавшись из караульной избы, бросился на Богомолова и начал бить, называя его самозванцем. Казаки схватили мнимого императора, заковали в цепи и отправили в Царицын. Таким образом, попытка Богомолова не имела успеха, но подготовила и упрочила успехи Пугачева, который явился сюда 15 августа 1774 г. Дубовка сдалась ему без сопротивления. Здесь мятежники пробыли четыре дня и, несмотря на покорность казаков, разграбили посад совершенно.
Брожение умов, произведенное пугачевщиной, продолжалось и после: лет через пять по усмирении мятежа в Дубовке явился новый самозванец, казак Максим Ханин, но был схвачен и сослан на каторгу. Это вынудило правительство к принятию особых мер для водворения порядка в низовьях Волги. В 1776 г., по представлению Потемкина, решили волжских казаков перевести на Терек и поселить на пространстве от Моздока до Азова, а на казачьи земли перевезли экономических крестьян из внутренних губерний. После ссылки 540 казачьих семейств (4640 душ) отправленых на Кавказ Дубовка опустела: в ней осталось лишь несколько семей, а вместо сосланных. сюда были переселены малороссы и другие выходцы из соседних губерний. С учреждением Саратовского наместничества Дубовский городок был назначен посадом и стал зваться Дубовкой.
После выселения казаков и подавления пугачевской смуты в Нижнем Поволжье водворился некоторый порядок, и значение Дубовки, как соединительного пункта между Волгой и Доном, стало быстро возрастать. Выгодное географическое положение ее на берегу Волги, у начала сухопутного волока к Дону, имеющего расстояние лишь в 60 верст, привлекло сюда массу торгового и предприимчивого люда и сделало Дубовку складочным местом товаров, которым обменивались Верхняя Волга с югом России. Через Дубовку на Дон шли лесные материалы, хлеб, железо, льняное семя, стекло, посуда, пенька, а также переправлялись целые суда, разбираемые на Волге и вновь собираемые на Дону, причем небольшие суда перевозились на колесах. С Дона в Дубовку шли вина, сухие фрукты, деревянное масло, свиное сало. Количество перевозимых волоком грузов достигало нескольких миллионов пудов. Перевозка производилась на тачках и фурах, в которые впрягалась одна, две, три и более пар волов.
В 1846 г. между Дубовкой и Качалинской станцией (на Дону) была проложена конно-железная дорога, но, вследствие неумелого устройства и дурной эксплуатации, через 10 лет закрылась, а в 1858 г. была уже утверждена паровая железная дорога, которая должна была соединить Волгу с Доном не в Дубовке, а южнее – от Царицына к Калачу, вследствие чего торговое значение Дубовки пало.
Дубовка, живописно расположенная на нагорном правом берегу Волги и утопающая в зелени, имеет красивый вид и напоминает уездный город средней руки. В ней 16500 жителей, 4 православные каменные церкви, из которых особенно замечателен Успенский собор прекрасной готической архитектуры, построенный в 1796 г., 1 единоверческая церковь, 1 часовня и 1 деревянная раскольничья молельня, 10 школ, общественная библиотека, почтово-телеграфная контора, городской общественный банк, земская больница на 13 кроватей, две богадельни и два клуба. Доходы посадского хозяйства достигают 50 тысяч рублей – соответственно 38700 граммов чистого золота, что в переводе на современные цены – 5225 рублей за грамм золота 999 пробы, это составляет 202 207 500 рублей.
В Дубовке сохранился замечательный дом, носящий название по имени его жителя «Персидского». По внешнему виду напоминает крепость. Сделан из дикого серого камня, между которым есть плиты, достигающие трех аршин длины. Камни, кроме цемента, укреплены между собой особыми железными связями, на одной из которых значится цифра «1775». Нижний этаж, имеющий вид высокого фундамента, весь сделан со сводами, а в верхнем этаже имеются круглые заделанные отверстия, вероятно для пушек. Дом выходит на Волгу, стоит «на юру», мрачный, темный, с подземными ходами. Здесь, говорят, жил во время пребывания в Дубовке Емельян Пугачев. В 3 верстах от Дубовки расположена Дубовская-Вознесенская женская община, учрежденная в 1871г. и ныне имеющая до 230 сестер. В обители находится богатый храм Вонесения. В окрестностях Дубовки насчитывают до 10 курганов. Чуть выше Дубовки на пространстве нескольких десятин раскинулись развалины древнего городища Бельджамена; здесь находят кости людей, животных, черепки и ручки глиняной посуды, серебряные и медные монеты, ожерелья, серьги, кирпичи, гвозди, обгоревшее дерево.