Найти тему
Леонид Нам

Со-Переживание.

Нам бывает легко понять физическую боль, и совсем не так просто моральную. А ведь когда мы плачем, кроме того, что происходит мощная психологическая разрядка, в организме происходит выработка целого букета гормонов, очищающих, расслабляющих и обновляющих наш организм.

Ходили с дочкой на днях на полосу препятствий «Гулливер». На высоте 4 метров со страховкой проходишь полосу препятствий. Даже взрослому на такой полосе не просто, и многие дети к концу маршрута от страха плачут. Пройдя полосу и спустившись в низ, я наблюдал такую картину.

Полоса препятствий "Гулливер"
Полоса препятствий "Гулливер"

Девочка 10-12 лет, прошла полосу препятствий и сидит на лавочке плачет. А над ней её мама: «Ну что ты ревешь, всё уже позади, ты такая большая, немедленно прекрати, что ты сопли распустила, как тебе не стыдно.» Девочка пытается остановиться, но не может и от этого только сильнее плачет.

И я вспомнил недавнюю работу с взрослой женщиной Алиной, у которой была проблема: не может чувствовать и не может плакать. В процессе работы, мы опустились до возраста 5-6 лет. Там был эпизод, девочка, возвращаясь домой, шла по улице. Толпа мальчиков на неё напала. Прижали её к стене и стали на неё орать, в чем-то обвиняя.

Она не понимала, что случилось и застыв от ужаса, просто крутила головой и говорила: «это не я, я ничего не делала» Неизвестно, чем бы это закончилось, если бы её двоюродный брат 8-9 лет, не шел мимо и не вступился бы за неё. От неё отстали. Она прибежала домой и только тут разревелась.

это не я, я ничего не делала...
это не я, я ничего не делала...

Её мама услышав подошла и спросила: «Что ты тут ревешь?» Она сквозь слезы рассказала.

-Ну и чего ты плачешь? У тебя что платье порвали? Все уже прошло. Иди умойся, переоденься и пойди помоги бабушке.

Девочка умылась, и больше она не плакала, даже если хотела, даже если было надо. Внутреннее накопившееся напряжение больше не могло выйти естественным образом. Теперь для этого нужен был очень весомый аргумент. И им стала мигрень. Сначала она была раз в полгода, на один день. Но со временем она становилась чаще, проходила дольше и была сильнее.

Когда мы с ней познакомились, мигрень «выключала» женщину раз в месяц на 3-4 дня, головные боли такие сильные, что она не могла головы от подушки оторвать, сопровождалась тошнотой и рвотой. Медицинское обследование, поставило вердикт: абсолютно здорова, а значит возможно психосоматика.

Её нечуткий родитель интериорезировался внутрь, теперь он руководил ею. Обесцененные чувства закрылись как к себе, так и к другим. Она стала правильной, хорошей, заботящейся обо всех вокруг, как того требовала мама. Но для себя она как бы окаменела, застыла, замерзла внутри.

она застыла, замерзла внутри.
она застыла, замерзла внутри.

Маме было не до дочки, у нее были свои переживания, дела, планы, в которые никак не вписывались переживания дочки. Она была деятельная, подчеркнуто веселая и полезная для окружающих. Она была правильная и нужная в семье мужа.

А потому она не смогла ощутить моральную боль, шок, страх пережитый ребенком, не смогла её прижать к себе и дать ей выплакаться. А потом ни она ни папа, не пошли разбираться с мальчишками, чтобы дочка почувствовала их защиту и поняла, она не одна в этом мире, за её спиной есть сила способная её защитить.

Вырастая, Алина сохранила страх перед мужской агрессией, а потому выбрала себе мужа, готового растерзать любого, кто на неё даже взглянет. Её эмоциональное развитие осталось в позиции беспомощного ребенка, не понятого мамой, а потому и свекровь у неё, мама в квадрате. Свекровь при вхождении в семью её унизила и поставила на последнее место. И все эти годы у них со свекровью продолжалась эта со зависимая игра. Свекровь манипулировала, Алина выполняла все её прихоти, выстроить и защитить свои внутренние границы она не могла.

Дома она была прислугой и выполняла указания свекрови.
Дома она была прислугой и выполняла указания свекрови.

Смотря на маму и эту девочку в парке, я понимал, что помочь им сейчас нельзя. Мама находится в своих сценариях, и эта девочка не случайно выбрала её себе в матери. Им предстоит сложный путь, прежде чем девочка вырастет, сможет сепарироваться от матери и отработать все те обиды, не поддержку, не понимание и не сопереживание, которое она получает в своем детстве.

Отношение мамы к дочери, возвращается обратно.
Отношение мамы к дочери, возвращается обратно.

Возможно став взрослой, она будет проявлять такое же не внимание к своей маме, и уже мама почувствует себя одинокой. А может она захочет стать «хорошей дочерью» и для достижения этой цели рационализирует её поведение, «оправдает родителя» решив, что всё было сделано из любви к ней, а потому она будет тоже из любви, поступать так с близкими. В любом случае она будет считать такое поведение правильным, а потому будет с удивлением не понимать, почему близкие, так далеки от неё. И её стремление к теплым отношениям, будет притягивать холодных и расчетливых людей, не способных, как и она к сопереживанию.

Что-же до Алины, она прошла длинный путь, от жертвы «во всём правильной отличницы» до субъекта управляющего своей жизнью. Её мигрень отступила, она почувствовала по-новому запахи, звуки стали ярче, она ощутила своё присутствие в мире, почувствовала границы и стала сначала агрессивно, а потом как-то легко и мимоходом их отстаивать.

Субъект управляющий своей психологической территорией.
Субъект управляющий своей психологической территорией.

Это случилось не сразу, но этот путь, позволил ей по-другому, взглянуть на свою семью и отношения в ней. И если в начале пути, у неё виноватыми были другие, и она хотела сбежать из семьи. Сейчас она точно знает, всё внутри неё, и путь к себе, такой сложный, но возможно самый интересный из всех путешествий в этом мире, может пройти человек только сам.