Всем доброго времени суток! Сегодняшняя статья будет о том, чего "не было". Точнее все таки в свет вышло, но обычный потребитель этого так и не увидел. Скажу больше, я буду пытаться вместе с вами создать подобный контент по всей аудиотехнике СССР и СНГ так и не пошедшей в производство, либо выпущенной малым тиражом. Поэтому любая информация по любому заводу будет очень полезна. И вышедшие статьи будут дополнятся новыми данными. А начну я конечно же с завода Прибой. Ибо живя в Таганроге и общаясь в живую с людьми, которые так или иначе были причастны к выпуску ТНП на заводе, мне удалось многое разузнать и подготовить эту статью.
Вообще тема опытных и мелкосерийных аппаратов весьма тяжелая в плане поиска информации. Не говоря уже о поиске самих экземпляров. К тому же прошло уже очень много времени с момента их выпуска. К слову, сам завод Прибой находится в 500 метрах от моего дома. Но я уже неоднократно писал, что тему выпуска ТНП в советское и постсоветское время на заводе ушла в забвение. Вы не найдете никакой конкретной информации на официальном сайте о выпуске даже серийной продукции. Только скудненькое упоминание о том, что выпуск ТНП на заводе все таки был. Ну хоть бы фотографию какую вставили...Но нет. Чтож, поможем заводу. Ну и всем, кто интересуется данной тематикой. Серийные аппараты я затрону только косвенно. А о опытных расскажу все, что мне удалось узнать. Тема эта будет исключительно о аудиопродукции. Хотя завод выпускал так же сушилки для белья, стабилизаторы питания, размагничиватели и прочее. Но этим я мало интересуюсь. Хоть и вставлю тут один Прибоевский стабилизатор, на который я наткнулся случайно. Поехали.
Тюнер Рондо-Стерео - 1974-75 год.
Запуск в производство ТНП на заводе Прибой начался примерно в 74-75-м году прошлого века. Как известно, первым на свет появился УКВ Тюнер Рондо 101. Но до его прохода гос испытаний и запуска в серийное производство заводчане предпринимали попытки разработки своего дизайна. И первые тюнеры (около 5 штук) имели немного другой внешний вид. Вашему вниманию УКВ Тюнер Рондо-Стерео первого класса. О нем у меня есть отдельная статья. Там я писал почему в серию пошел именно Рондо 101 с совершенно другой "мордой-лица".
Тюнер Корвет 001 - начало 80-х
За фото спасибо коллекционеру и форумчанину RT20 Дмитрий (das) из Москвы. К сожалению (возможно) немного не тот тюнер, о котором речь...
Тематика производства тюнеров на заводе активно развивалась и, по слухам, на заводе решили выпустить тюнер высшего класса. Точнее как выпустить. Отдельные блоки тюнера на доработку заводу предоставил ВНИИРПА им. А.С. Попова. Как рассказал мне Владимир Плужников (в то время он был действующим работником КБ "Бриз" при заводе ): тюнер он этот держал в руках и настраивал для гос испытаний. Стереодекодер был построен на базе микросхемы К553УД1А (как у Рондо 102). Это был промежуточный вариант. Всего было минимум 3 тюнера. Судьба одного из них примерно известна и печальна - разобран еще в те года. Про остальные неизвестно. Я нашел только несколько фото у одного коллекционера и показал их Владимиру. Ведь тюнер на фото уж очень подходил по стилю к Прибой 114 и Бриг 001, а внутренности чуть ли не точь в точь Рондо-Стерео. Да и название Corvette. Но нет. Увы, каким он был остается загадкой. Поэтому тут оставим небольшой пробел. Хотя нет. Еще немного информации по нему. Вроде как он должен был входить в новый стереокомплекс. Возможно именно в тот, что на фото. Где мы видим усилитель Бриг и проигрыватель винила Корвет 002. Судя по данным из https://ldsound.info/raboty-glavnogo-dizajnera-morfizpribora/ это фотографии главного дизайнера Н. Слесарёва. ЦНИИ "Морфизприбор". Тут немного "клеится". так как и "Морфизприбор" и завод "Прибой" на тот момент входили в ленинградское НПО "Океанприбор" (ныне АО "Концерн "Океанприбор"). А там как раз и разрабатывалась аппаратура высококачественного воспроизведения звука под торговой маркой “Корвет”
Тюнер-Усилитель Корвет 004-1 - начало 80-х
Идем дальше. 1982-й год ознаменовался выпуском сразу трех аппаратов. Эквалайзера Корвет 004 и Тюнера-усилителя Корвет 004 и Тюнера Корвет 104. Первый был с весьма "нестандартным" размером панели 480мм, но опять же таки отлично вписывался в стойку к двойке Корвет УП028 и УМ048. Правда не совсем тогда понятен ход истории. Ведь "двойка" эта появилась на свет уже 1986-м году. Тюнер вообще имел ширину панели 400мм. Даже не представляю к какой блочной аппаратуре тех лет он подходил. А вот Тюнер-Усилитель Корвет 004 во многом повторял дизайн того же Бриг 001. Это и не мудрено, ведь даже всю техническую документацию на усилительную часть заводу предоставил "Океанприбор". По сути он и является практически Бригом "1-й ревизии". Только с АМ/ЧМ тюнером и эквалайзером на борту. Советский ресивер, так сказать. Но были и попытки немного изменить дизайн и выпустить в свет Тюнер-Усилитель Корвет 004-1. Кто, в каком году, а главное зачем это сделал? Увы, на эти вопросы ответов я не нашел. Судя по передней панели по функционалу он ничем не отличался от 004. К сожалению аппарат я в живую не видел. Да и фото внутренностей не нашел...
Черные "Прибои" - середина 80-х
Далее поговорим о "черной теме" Прибоя. Думаю многие видели эквалайзеры Прибой Э014 с черной лицевой панелью. Сразу отвечу на два вопроса. Первый - изделие заводское. Второй - их изготавливали "на заказ" сами работники. То есть за небольшую плату (или по какой либо договоренности) можно было сделать себе "черный Прибой". Участь эта не обошла стороной всю линейку выпускаемой продукции. Поэтому встретить можно так же и "черные" эквалайзер Корвет 004, Тюнер-Усилитель Корвет 004, Тюнер Прибой 114 и всем известный "ламповик" Прибой 50(75)УМ. Вот только тюнера Корвет 104 в черном цвете я не видел.
Да, как рассказал мне один товарищ: панели можно было изготовить в любой расцветке. И ему встречались эквалайзеры Э014 в коричневом цвете. Типа под дерево. Но я таких не видел. Тут напишу и еще про один слух, что первые эквалайзеры Э014 были с так называемыми деревянными макинтошами. Об этом я впервые услышал из интервью у бывшего работника завода Бориса Самуиловича Нови. Но на просторах интернета я не встречал таких. Разве что самоделки.
Эквалайзер Прибой Э-015С - год выпуска неизвестен. По официальным данным из сети 1991 год. Но я бы не стал доверять этой информации
Один из самых известных Прибоевских фантомов. Известен он в первую очередь тем, что его никто не видел. Хотя заводская инструкция о нем упоминает. А по слухам он все таки был выпущен в нескольких (может быть даже в одном выставочном) экземплярах. Один мой старый знакомый видел его на выставке в Ростове. Но подробностей этого он уже не помнит. По сути это должен был быть тот же Э-014, но с шириной панели, если исходить из того, что написано в заводском паспорте - 460мм. Если кто нибудь видел - напишите.
Ламповый усилитель мощности Прибой 100УМ-104С - 1986 год
Далее по редкостям. Прибой 100УМ-104С. Разработка и выпуск 1986-87 годы. Этот усилитель не пошел в серию, но являлся предшественником усилителя Прибой 50УМ-204С. Выпуск был весьма небольшим. Проблема крылась в том, что он работал нестабильно (бывало горел в прямом смысле слова). Причиной тому было сильно задранное анодное напряжение выходных ламп (некоторые говорят, что больше 600 Вольт). Ну и сама выходная лампа 6Р3С. Которая так же славилась разбросом параметров своих половинок. Да, высота корпуса была 125мм, в отличии от серийного образца Прибой 50УМ с высотой 150мм. Задняя стенка железная. А выходные лампы "не стояли, а лежали". К тому же не друг за другом (как в 50УМ), а рядышком.
Ламповый усилитель мощности Прибой 75УМ-104С "низкий корпус". высота 125мм - 1987 год
Дальнейшая реинкарнация "ламповика" вылилась в усилитель Прибой 75УМ. Этот усилитель мало чем отличался от предшественника. По внешности: исчезла надпись :Электровакуумные приборы. Высокая верность воспроизведения". Соответственно изменилось название (со 100УМ на 75УМ). По технической части: анодное понизилось до 480-ти Вольт и выходные лампы уже "встали". К тому же видоизменились и платы УМ. Панельки под лампы уже были непосредственно в них. Выпуск "125-ти миллиметровой" 75-ки был так же немногочисленным. Если собрать в одну кучу оба Прибоя с так называемой "низкой" панелью - порядка 200-300 штук. Хотя некоторые 100УМ вполне могли переделывать в 75УМ на заводе. Либо разбирать на запчасти, как нерабочие. Так что сколько их сохранилось неизвестно. Да, не путайте 75УМ в "низком" и "высоком" корпусе. Это разные усилители. Усилитель в "высоком" корпусе - это по сути тот же 50УМ. Правда с более высокой мощностью и таким же анодным напряжением, как у 75УМ в "низком". Да и выпуск "высокой" 75-ки был серийным. Хоть и не таким масштабным, как 50УМ. Хотя так то всего 50УМ и 75УМ в "высоком" корпусе было выпущено в сумме порядка 20000шт
Ламповый предварительный усилитель Прибой 101 - по разным данным 1989-94 годы. От разработки до появления первого образца.
Прибой 101. Это ламповый предварительный усилитель. Статья о нем, как и о двух опытных "ламповиках" есть у меня на канале. Вкратце: выпуск примерно 1993-1994 год. Количество около 10 штук. Из задела комплектующих позже собирали Paradise (выпущено то ли 100, то ли 200). По сути одинаковые усилители. Я неоднократно писал о их происхождении, как на канале, так и на форумах. Поэтому здесь описывать не буду. Добавлю только то, что минимум от 3 человек я слышал о существовании предварительного усилителя Прибой со светлой панелью. Один из них писал, что у него мама работала в то время на заводе и была как-то причастна к его выпуску (но почему-то называет 89-й год, видимо разработка велась еще при Союзе). Второй видел его в магазине в Таганроге в начале 90-х. Третий писал, что он у него был. Увы я не увидел ни одного "фотоподтверждения" этого. Буду благодарен за любую информацию о нем.
Экспортный ламповый усилитель Прибой - примерно 1997 год
Фото моего усилителя. Вместо ламп 6р3с уже стоят не родные ГУ-50 и стоит не заводской регулятор громкости японского производства Alphs
Привычного цифренно-буквенного обозначения он уже не имел. Это была небольшая партия, которую планировали поставить на экспорт в Великобританию. Если быть точным - около 300 штук их выпустили примерно в 97-м году. Какие-то уехали и остались там, какие-то приехали обратно (вернули по гарантии), какие-то так и не уехали, но их разобрали себе работники завода. Главным отличием была передняя алюминиевая панель, которая уже была на всю ширину усилителя, один регулятор громкости СП-3, вместо привычных старых, ползунковых (разработанных на заводе), черный цвет всех панелей, надписи на латинице (кроме названия усилителя, оно так и осталось "Прибой"). Лампы и вся остальная "начинка" усилителя была практически идентична 50УМ. Разве что усилитель теперь мог работать только с 8-ми Омной акустикой и разъем входного сигнала с пятиштырькового перерос в тюльпаны. История его появления на свет будет описана в отдельной статье. Кстати, к нему существовал еще и "пред". И это не Прибой 101. Вот тут и кроется главная загадка - изделие завода это или нет? От одного человека в Таганроге слышал, что его изготавливали некие два брата в своей мастерской. Не знаю правда это или нет, но "пред" этот мне не попадался никогда. Видел я его только на картинке. Да и если это была так называемая "двойка", то зачем регулятор громкости ставить на обоих блоках? Тут так же буду рад любой информации.
Анализатор спектра Прибой А034С, эквалайзер Э034С, тюнер Прибой Т124С - опытная разработка 1989-90 год
Фото коллекционера Александра (Volga 3102) из Москвы. За фото отдельная благодарность
Ну и самое "вкусное". В 1989-м году в КБ "Бриз" (это КБ при заводе Прибой) были разработаны и выпущены партией предположительно от 3 до 5 штук каждый: Анализатор спектра Прибой А034С, Эквалайзер Прибой Э034С, Тюнер Прибой Т124С. К сожалению ни один из этих аппаратов я в живую не видел. Да и в продаже они мне не попадались. Начни свой путь коллекционера и "прибоеведа" лет так на 10 раньше, все бы это было у меня. Но увы... Зато общался с людьми у которых все это было и кто был причастен к их выпуску. К слову, многие "прибоевцы - старожилы" удивлялись когда я спрашивал их о этих образцах.
Эквалайзер Э034С отличался (от Э024С) наличием фонокорректора на борту и расширенным диапазоном регулировок с 12 дБ ( как на Э024С) до 24 дБ. А так же отдельной панелью со светодиодной индикацией уровня выходного сигнала в децибелах. добавили пару не особо нужных функций типа: "Реверс каналов" и режим "Моно". А так, по сути ничем не отличался от эквалайзера Э024С. Эквалайзер на удивление имел два варианта расцветок панелей. Светлую и черную. Одними из разработчиков были Владимир Плужников, Виктор Соболев. Главным конструктором Владимир Яценко. К сожалению больше нет информации... Хотя есть одна немаловажная деталь, о которой рассказал мне Владимир Плужников, что эквалайзер этот, как и Э024С копировали с какого-то импортного эквалайзера фирмы Onkio.
За фото спасибо форумчанам RT22 Yuri RD и ars
Анализатор спектра А034С по сути своей был первой отечественной разработкой такого плана. Это было уже отдельное устройство, а не встроенное в готовое. Например как в Эквалайзере Санда 107, Эквалайзере Морион Э-103 (не во всех версиях) или усилителе Солярис 50-201С (001С). Сама индикация в А034С была светодиодной (светодиоды были расположены в соответствующих столбцах). Судя по передней панели можно увидеть 32 столбца с красными и зелеными светодиодами. По 14 слева и справа "рисовали" картину АЧХ, два посередине - это общая индикация уровня выходного сигнала. Разделение по Герцам было идентично эквалайзеру Э024С (Э034С). То есть в режиме реального времени, используя одновременно эквалайзер и анализатор спектра, можно было не только редактировать входной сигнал, но еще и наблюдать за ним на таком вот интересном светодиодном графике. На борту Анализатор имел селектор входов (на 4 входа) и линейный выход, кнопочную регулировку напряжения входного сигнала (0.5в, 0775В). Кнопками "+20дБ", "-10дБ", "0+40дБ/0+60дБ" я так понял регулировалась "картина показаний", а точнее уровень в зависимости от громкости на выходе. И "ползунковую" регулировку уровня микрофона от -30 до +30дБ по двум каналам. На задней панели имелся так же ряд кнопок. 4 из которых позволяли выбрать мощность усилителя, правда регулировка эта видимо ступенчатая, и без соответствующих подписей. И выбор "омности" АС с которыми работает усилительное устройство. Ну вот так я расшифровал. Его внутренности вы можете посмотреть на фото. Спасибо тем, кто выложил их в сеть. По размерам он был таким же, как и эквалайзер Э024С (Э034С). Разработчиком Анализатора спектра был Владимир Озолин. Доработкой занимался Геннадий Коваленко. У анализатора не хватило полосы пропускания в фильтрах. Поэтому он так и остался недоработанным. + его показали начальству, им все вроде бы понравилось, но себестоимость аппарата оказалась слишком высокой. И это было, наверное, основной причиной его не выхода в серию. А главной причиной не выхода всех троих - перестройка и развал СССР.
Тюнер Прибой Т124С по основным функциям от Т114 практически ничем не отличался. Он так же был рассчитан на прием сигнала в диапазоне советского УКВ (65.8-74 МГЦ). Разве что появилась возможность выбора уже не 3, а 6 фиксированных частот. Кнопками на панели можно было выбрать соответствующую, а для регулировки был предусмотрен специальный выезжающий отсек справа (чем-то напомнило советские телевизоры). Поиск радиостанций осуществлялся не по старинке через ручку регулировки и переменный конденсатор, а кнопками. Как я понимаю, посредством применения логических микросхем. К сожалению по этим фото не разберешь какие именно микросхемы были применены.
За фото спасибо форумчанину RT22 Yuri RD из Воронежа
Ну и в конце, как и обещал, стабилизатор питания Вега-7, который так же выпускали на заводе Прибой. Случайно нашел у себя на чердаке и был немного удивлен, когда увидел эмблему завода. Да, завод выпускал еще стабилизатор Вега-9. С технической частью этих "стабов", при желании, можно ознакомиться в сети.
Повторюсь: буду рад любой предоставленной информации, которую я в статье не затронул.
Так же выражаю огромную благодарность за помощь Владимиру Плужникову! Человек очень о многом мне поведал касательно истории завода Прибой и о некоторых образцах аудиотехники выпущенной в его стенах. А так же за Тюнер-усилитель Alan. Разработка Владимира в 00-х годах. Но об этом позже...
Кроме информации, собранной лично мною на просторах Таганрога и области, некоторые данные частично взяты с сайтов: ldsound.info, rt20.getbb.ru, rt21.getbb.ru, rt22.ru, и из видео-интервью "Инженеры звука - Борис Нови" https://www.youtube.com/watch?v=b3kDaaQ-eCI&list=LL&index=41&t=130s
Ну и PS. Эквалайзер Прибой Э024С 1989 года со светлыми панелями и тремя выходными разъемами вместо пяти. Видимо тогда он был еще в стадии разработки. Усилитель Квант 75УМ-201С на выходных лампах 6П45С и с тремя лампами в предкаскаде, непонятно имевший какое либо отношение к заводу Прибой. И Прибой 104 Стерео. Как было написано в уже закрытом объявлении - опытная разработка В. Стародубцева
С вами был Алексей. Город Таганрог. Канал Ностальгия