Найти в Дзене

Что нельзя делать в Змеиный день

В народных поверьях 12 июня (день святого Исаакия) считался днем змеиных свадеб, когда рептилии собираются в огромный поезд и так ползут по лесу. На Руси верили, что укушенного змеей в этот день человека исцелить не сможет даже опытный знахарь, так как в змеиные дни (например, на Воздвижение) яд рептилии обретает особую губительную силу.

И хотя в народе полагали, что за убийство змеи человеку прощается сорок грехов, в этот день нельзя было причинять им вреда, иначе месть всего змеиного народа настигнет человека, где бы он ни был — в дороге или в доме. Поэтому знающие люди старались в этот день не ходить в лес, а самые осторожные избегали даже лугов.

Говорили так: «Не ходи в этот день в травы, не тревожь лесные чащи, не пытай судьбы».

Кроме того, встреча со змеиным поездом была опасна для девиц на выданье, так как рептилии могли похитить ее для своего царя как невесту. Девушка могла пропасть навсегда или вернуться домой через год, обычно в беспамятстве. А в том, что у змей есть свой царь и царица славяне не сомневались.

Сергей Грибков. Боярышня у водоема
Сергей Грибков. Боярышня у водоема

Считалось, что змеиные монархи носят корону — отличительный знак на голове. Это может быть цветное пятно, настоящий венец, драгоценный камень или золотые рога. В поверьях Русского Севера владыка змей белого цвета, в украинских легендах повелителем змей выступает уж с голубыми полосками, в белорусских — серый уж с золочеными рожками. Кстати, среди восточных славян бытовало мнение, что рога у змей вырастают после десяти или двенадцати лет жизни, но для этого змея должна жить там, где никогда не раздается крик петуха.

В заговорах царицу змей именовали Скарпеей или Прасковьей. Иногда она жила на острове Буяне, но чаще просто в лесу и даже в поле. Упоминаются и ее сестры — Марья, Марина, Катерина и Наталья. Им подчиняются все змеи и вообще все рептилии.

Царь змей восседает на камне, под которым обитает его жена царица и дети — царевичи и царевны. Корона (чаще всего камень, украшающий змею) была ценным талисманом, приносящим богатство, счастье и здоровье. Также он помогал находить клады.

Недаром в историях Бажова змеи связаны с тайной силой и хранителями земных богатств. Великий Полоз, хозяин золота, и его дочери имеют змеиный облик, а Хозяйка Медной горы превращается в ящерицу. Такие представления связаны с уральскими поверьями старателей о том, что скопление змей указывает на богатые рудой жилы и золотоносные места.

Чтобы получить камень или корону змеиного царя, нужно было расстелить перед ним белый платок или красный пояс. Змея, переползая через ткань, непременно сбрасывала с себя корону или золотые рожки. Один рог приносил деньги, а с помощью второго можно было навести порчу на чужой дом, достаточно было коснуться им стены.

Также наши предки верили, что уха из змеи — надежное средство для того, чтобы научиться понимать животных и получить дар ясновидения. Знахари и колдуны верили, что змеи могут находить волшебные травы — заживляющие все раны и открывающие любые замки.

Михаил Нестеров. За приворотным зельем
Михаил Нестеров. За приворотным зельем

Разумеется, общая репутация змей была скорее отрицательной, их чаще всего связывали нечистой силой и самим дьяволом. Библейские традиции лишь укрепили такие представления. По одной народной легенде, дьявол стал первой змеей на земле, когда спрятался под корытом от Христа. Архангел Михаил разрубил ее на двенадцать частей, из которых и появились все земные змеи. По другой легенде, в змей превратились восставшие против Бога ангелы, сброшенные им на землю.

На Русском Севере рассказывали, что змеи возникли из пепла, развеянного по ветру, когда сожгли змея, убитого святым Георгием. По другой легенде, поверью, муж и жена решили испытать Спасителя и напугать Христа. За дерзость Бог превратил мужика в медведя, а его жену в гадюку.

Бытовало любопытное поверье, что человек, увидевший змею, но не убивший ее, три дня будет обходиться без солнечного света, ведь змея стремилась проглотить дневное светило. При этом убитую змею нельзя было оставлять не погребенной и следовало быстрее закопать, иначе солнце спрячется за тучи, а его свет потускнеет. Согласно белорусским поверьям, греющиеся на солнце змеи выпивали его, поэтому светило летом худеет, а зимой снова полнеет.

Николай Дубовской. Лесная река
Николай Дубовской. Лесная река

Кстати, наши предки верили, что у змеи есть ноги, но она их прячет и показывает, только если ей угрожает огонь или же на нее нападают. Причем цвет змеиных ног предвещает определенные события. Синие лапы предсказывают богатство увидевшему их человеку, красные — пожар, а белые — покойника в семье или среди соседей.

Чтобы обезопасить себя от змей в лесу, с собой носили марьин корень, руту и траву веронику. Для защиты дома и двора вешали пучки подорожника. Знахари и колдуны подчиняли себе змей с помощью изумруда и отвара из ясеня. Они обессиливали и усмиряли змею, заставляя ее цепенеть.

Кстати, славяне верили, что змея могла превратиться в крылатого змея, если семь лет не слышала человеческого голоса и колокольного звона.

Несмотря на общее отрицательное отношение к змеям, одна из них все-таки пользовалась уважением. Речь идет о домовой змее или уже, хранителе дома. Славяне (особенно западные и южные) верили, что в домовой змее воплощается душа умершего предка, иногда конкретно предыдущего хозяина дома. Также на Балканах считали, что в домовую змею превращается душа человека, на голову которого делали заклад при строительстве дома.

Николай Эллерт. В избе
Николай Эллерт. В избе

Такая змея обычно была толстой и короткой, белого, серого или красного цвета, с круглой головой. Убивать ее намеренно было нельзя, иначе можно было навлечь преждевременную смерть на хозяев дома. Домовой уж обитал во дворе, в хлеву, или около печи или в погребе. Его обязательно угощали молоком, оставляли сыр и яйца. Домовая змея жила скрытно, а ее появление предвещало смерть кого-то из домочадцев. Славяне верили, что змея в доме обеспечивает благополучие дома, а если она ушла или ее вообще нет, то это верный признак бедности, несчастья и козней темных сил.

Хорваты полагали, что у каждого человека есть змея, которая носит его имя. И убийство змеи-тезки приносило человеку неисчислимые беды. В этом случае змея явно символизирует судьбу в облике животного. Болгары обязательно угощали опекуна дома хлебом и вином.

Если домовая змея погибала случайно, то в Болгарии ее хоронили и сорок дней зажигали на могиле свечи. Сербы заворачивали убитую змею в ткань и хоронили под терновником, а могилу застилали белым платком. Только так можно было обезопасить дом и семью от несчастий, которые могли обрушиться после смерти опекуна дома.

Что касается обычаев дня, то с этого дня высаживали бобы, перед этим вымачивая их в воде, которую вытопили из мартовского снега, собранного в лесных оврагах. При посадке говорили так: «Уродитесь, бобы, и крупны, и велики, на все долина старых и малых, на весь мир крещеный!».

Беспокойные шмели предвещали ненастье, а вот кузнечик, который сильно трещал на закате, наоборот предсказывал ясную и сухую погоду. А вот пышно цветущий шиповник был признаком суровой зимы.

НАВИГАТОР КАНАЛА