С праздником, уважаемые читатели!
Владимирская икона Божией Матери – одна из самых известных икон в России, почти девятьсот лет сопровождающая всю непростую историю России, икона, про которую написано и в летописях, и в отдельных произведениях русской словесности.
Так, как сейчас выглядит Владимирская икона Божией Матери, она выглядела только последние сто лет после основной реставрации в 1918-1919гг. Именно в ходе этой реставрации была сделана научная оценка возраста иконы и сделано предположение, что она была написана в Византии перед 1130 годом, когда была доставлена в Древнерусское государство.
Привезенная тогда будущая Владимирская икона Богородицы отличалась от той, которую мы видим сейчас, даже размером.
Обратите внимание на щели в полях иконы, они делают заметным первоначальный ее размер (77(78) на 55 см.). Не сохранился от того времени красочный слой фона и одежд изображенных, поэтому мы не можем сказать о том, какие они были. А вот лики Богоматери и Богомладенца максимально близки к тем, что мы видим сейчас. Удивительно прекрасные и сложные по выражению лиц лики на иконе написаны гениальным иконописцем.
Что икона и тогда была двусторонняя, известно точно. Углубления для изображений (ковчег) сделаны на доске изначально с двух сторон. Такие двусторонние иконы были запрестольные, они изготавливались на древке, встроенном в нижнюю часть с помощью трех разветвлений. Остатки такого первоначального крепления до сих пор заметны в деревянной основе иконы. В то время, когда икону привезли на Русь, с другой стороны иконы было изображение святителя. Это тоже подтверждает то, что икона была запрестольной, потому что именно для таких икон характерно изображение святителей на обороте.
В период до монгольского ига на иконе появился первый оклад. Считается, что побеспокоился об украшении иконы князь Андрей Боголюбский (годы княжения во Владимире 1157-1174). По летописи, более 2,5 кг. золота (в пересчете на нынешние единицы счета) и неуказанное количество серебра, драгоценных камней и жемчуга были использованы для оклада. Кстати, оклад был и с оборотной стороны иконы.
Скорее всего, он не был цельным и поэтому его части крепились непосредственно на икону гвоздями. Об испещренности следами от гвоздей с двух сторон образа сообщают реставраторы. Еще одним косвенным свидетельством этого является сообщение летописи о том, как монгольские захватчики содрали с иконы оклад (чюдную икону одраша). Произошло это при взятии Владимира в 1238 году.
Из-за оклада возникла необходимость увеличить узкие поля иконы, т.к. только на них пластины из драгоценного металла могли быть цельными, значит, на них можно было сделать изображения. Слишком мелкие одноцветные объемные изображения были бы незаметны, но для их увеличения надо было «достроить» икону по краям. Размер иконы увеличился до 106 на 69см. В свою очередь, из-за увеличения полей внизу пришлось убрать древко.
Еще до монголо-татарского нашествия известно о поновлении иконы в первой половине тринадцатого века. То есть первое известное поновление было сделано примерно через сто лет после появления иконы на Руси. Именно через сотню лет лак, защищавший краску иконы, становился мутным. Его приходилось снимать растворителем и поправлять краску под ним. Насколько значительными были изменения, сейчас судить трудно, но иконописец, конечно, старался ориентироваться на оригинал, поновить его, а не изменить. Однако чрезвычайно трудно подняться на ту художественную и духовную высоту, которую задал гений. Поэтому нетрудно предположить изменения в облике изображенных.
В четырнадцатом веке значимость Владимирской иконы Богоматери растет, ее регулярно привозят в Москву для молитв при опасных вражеских нашествиях. Чудесные случаи спасения москвичей от врагов усиливают их благоговение перед образом. При этом, скорее всего, в промежутках образ возвращают обратно во Владимир, хотя летописи не всегда это указывают.
Общерусское значение святыни приводит к тому, что следующее ее поновление становится делом государственной важности. В начале пятнадцатого века в Успенском соборе Владимира, где находилась тогда святыня, делаются росписи. Летопись в качестве иконописцев называет Андрея Рублева и Даниила Черного. Поскольку именно в это время происходит очередное поновление Владимирской иконы, сложилась традиция приписывать этот труд Андрею Рублеву. Кстати, среди древнейших копий иконы одна точно принадлежит его авторству, пара других копий спорны, но по времени могут также быть написаны им. Результат – именно одежды этого периода поновления мы видим на иконе сейчас, и они удивительно гармонируют с ликами. На уровень гения мог подняться только другой гений, что косвенное подтверждает, что над поновлением трудился именно Андрей Рублев.
Инициатором этого поновления считается митрополит Фотий, который чудесным образом спасся из Владимира во время захвата города врагами.
По мнению реставраторов, образ достаточно заметно изменился. Увеличился объем голов изображенных, положение левой руки Богоматери немного поменялось. Причины этих изменений не совсем понятны. Все равно икона была под окладом. Кстати, изменения положения руки это может объяснить: на иконе и окладе жесты немного отличались и «подкорректировали» икону, а не оклад. Но размер голов этим не объяснить, не так важно, совпадает он с окладом или нет – его не видно. Но, возможно, господствующее в то время представление о правильных пропорциях изображения повлияло на результат, чтобы образ получился гармоничным с точки зрения той эпохи.
Именно в это поновление изменилось изображение на обратной стороне иконы. Это престол уготованный (этимасия), отсылка к Страшному Суду, и орудия страстей Христовых. На Евангелии изображен сидящий голубь. Скорее всего, ко времени создания этого изображения старое было совсем уничтожено временем и превратностями исторических судеб иконы.
Таким образом, изменения в изображении в начале пятнадцатого века были с точки зрения содержания самыми значительными за всю историю иконы.
Но по площади изображения самой значительной сохраненной реставраторами частью стал результат поновления шестнадцатого века. Именно в это время были срезаны до доски части левкаса, т.е. грунта иконы, и заменены новыми. Для реставраторов эта утрата весьма значительна, но в средние века не видели ценности в сохранении материальной основы изображения.
Затем икону поновляли примерно каждые сто лет, в семнадцатом, восемнадцатом, и, наконец, в девятнадцатом веках, перед коронацией Николая II.
Менялись и оклады. Их сохранилось три: конца четырнадцатого - начала пятнадцатого века, первой четверти пятнадцатого века (усилиями митрополита Фотия), и второй половины семнадцатого века по благословению патриарха Никона, который особо заботился о благоукрашении чудотворных икон.
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!