"Рабочий и Колхозница". Сталиниада и античность.

Доброго дня, с вами Настя и это рубрика «Картавое Искусствоведение», где я кратко и простыми словами рассказываю о шедеврах мировой культуры.

Театр начинается с вешалки и с бутерброда в буфете за 250 рублей, а кино начинается с заставки. Вот видишь знакомый логотип и понимаешь, что следующие полтора-два часа твоей жизни пройдут прекрасно. Эти символы известны и узнаваемы. Вот, к примеру, всем знаком рычащий лев, буквы pate с силуэтом петушка, горная вершина, окружённая звёздами, рыбак на полумесяце...

Пародия на заставку "MGM"
Пародия на заставку "MGM"

И вот одна из кинозаставок знакома нам с самого детства. Это кинозаставка студии «Мосфильм». На ней изображён шедевр мировой культуры, о котором мы поговорим сегодня. Итак, вашему вниманию, «Рабочий и колхозница», автор – Вера Мухина.

Логотип кинокомпании "Мосфильм".
Логотип кинокомпании "Мосфильм".

Несколько слов о скульпторе. Вера Игнатьевна Мухина родилась 1 июля в 1889 году в городе Рига. Теперь Рига - это столица Латвии, но на тот момент была административным центром Лифляндской губернии Российской империи.

Вера Игнатьевна Мухина
Вера Игнатьевна Мухина

Семья была состоятельная, из купеческого сословия. Мать Веры скончалась от туберкулёза, когда той было 2 года. Опасаясь за жизнь дочери, отец отправил её в Феодосию. Там будущий скульптор получила первые уроки живописи. После смерти отца, когда Вере Мухиной было 15 лет, она жила в Курсе, а, в последствии, переехала в Москву. В Москве она обучалась живописи у таких мастеров как Константин Юон, Иван Дудин и Илья Машков.

С 1912 года скульптор проходила обучение во Франции у монументалиста Эмиля Бурделя, не путать с борделем. А преподавателем Бурделя был знаете кто? Роден. Подробнее об Огюсте Родене вы можете узнать вот в этой нашей статье. Видите, как всё взаимосвязано между собой? В тот же период Вера Мухина посетила Италию, где познакомилась с произведениями эпохи Ренессанса, что в последствии повлияло на её творчество. Да, мы опять везде упоминаем Ренессанс, но потому что это основа всего. Это базис!

Э.А. Бурдель "Геракл, стреляющий из лука"
Э.А. Бурдель "Геракл, стреляющий из лука"

Вернувшись в Россию, за две недели до начала Первой Мировой войны, Вера Мухина отучилась на медсестру и работала в военном госпитале. В этот же год она познакомилась со своим будущим мужем – военным врачом Алексеем Замковым.

Одной из интереснейших ранних работ Мухиной является работа «Крестьянка», выполненная в 1927 году. Данное произведение было раскритикована за свою кажущуюся непропорциональность, которую мы заметим, если обратим внимание на ноги скульптуры. Но эта диспропорция имеет смысл.

В.И. Мухина "Крестьянка"
В.И. Мухина "Крестьянка"

У крестьянских девушек всегда ценились сильные и крупные ноги. Это гарантировало, что она и детей в количестве 10 штук благополучно вынесет и родит, что поле вспашет без коня и арбуз откроет, зажав между ногами, если с собой нет ножа, чтобы его открыть. Да и символизм в этом образе есть – девушка перенесла много тяжёлого труда и тяжёлых времён, но она горда собой, собственной выполненной работой и она с уверенностью смотрит вперёд, в будущее потому что ей уже ничего не страшно и всё нипочём. Это новшество, это буквально фурор, потому что до Мухиной так крестьянок ещё никто не изображал.

И если вы думали, что в этом выпуске я обойдусь без упоминания католиков, то зря надеялись: в данный момент статуя «Крестьянка» принадлежит Музею Ватикана.

А сейчас – внезапная историческая справка.

На траве — дрова, под дровами — трава, на дворе – 1936 год.

- Умирает король Великобритании Георг Пятый. Престол наследует его сын Эдуард 8. 10 месяцев спустя Эдуард Восьмой откажется от коронации и престолонаследия ради женитьбы. Вот и нынешний король Карл Третий мог ещё давно отказать от престола ради своей Камиллы, а не пудрить мозги Леди Диане. Осуждаю!

- В Японии проходит неудачная попытка государственного переворота.

- Германия проводит олимпийские игры и нарушает Версальский договор.

- В СССР проходит первый чемпионат по футболу.

- Родились Анна Герман, Бади Холли, Юрий Лужков и Сильвио Берлускони.

- Умирают Редьярд Киплинг, Максим Горький и Иван Павлов.

А в СССР в 1936 году приступают к изготовлению монумента «Рабочий и Колхозница». Этот монумент будет представлен в следующем году, в Париже, на всемирной выставке. Давайте рассмотрим его поближе.

Доброго дня, с вами Настя и это рубрика «Картавое Искусствоведение», где я кратко и простыми словами рассказываю о шедеврах мировой культуры.-6

Монумент изготовлен из нержавеющей хромоникелевой стали. Почему был выбран именно этот материал – весит легко и при помощи пескоструя можно отполировать так, что будет блестеть ярче Эйфелевой башни и лысины Ильича.

Высота монумента – 24 с половиной метра, высота постамента, на котором он установлен – 34 с половиной. То есть общая высота всей конструкции – 59 метров. Первоначально, монумент весил 63 тонны, после реставрации он весит 185 тонн. Чтобы вам было легко представить – 185 тонн это 30 больших африканских слонов или тридцать тысяч восемьсот тридцать пять котов Вениаминов.

"Вот что я вам скажу... не нужно говорить, что котов Вениаминов может быть более тридцати трёх тысяч. Потому что я такой один."
"Вот что я вам скажу... не нужно говорить, что котов Вениаминов может быть более тридцати трёх тысяч. Потому что я такой один."

Без приключений до Парижа монумент добраться не мог, и трудности начались ещё на моменте создания проекта. Вера Мухина придумала композицию на основе античной скульптуры «Тираноборцы», но начальству не понравилось, что фигуры голые. Без проблем, одели их, тем самым добавив оммаж на «Нику Самофракийскую». Кстати, про «Нику Самофракийскую» у нас тоже есть ролик, но предупреждаю, там лектор через чур стеснительный и лаконичный.

Доброго дня, с вами Настя и это рубрика «Картавое Искусствоведение», где я кратко и простыми словами рассказываю о шедеврах мировой культуры.-8

Так же были придирки к шарфу. На Веру Мухину написали жалобу, и заключалась она в следующем:

Если под определённым ракурсом присмотреться к шарфу, то можно заметь профиль, вы никогда не угадаете, Льва Троцкого.

Доброго дня, с вами Настя и это рубрика «Картавое Искусствоведение», где я кратко и простыми словами рассказываю о шедеврах мировой культуры.-9

Мне сразу вспоминается один бородатый анекдот:

В Исполком поступило заявление. Мужчина жаловался, что жить в комнате с видом на окна женской бани он больше не может, что это крайне невыносимо и отрицательно влияет на его моральное состояние и спокойствие души. Пришла к жалобщику комиссия. Смотрят в окно комнаты на баню и спрашивают:
- Почему нам ничего не видно?
- А вы на шкаф залезьте!
Залез один из членов комиссии на шкаф.
- Все равно не видно!
- А вы чуть подвиньтесь.
Тот двигается.
- Все равно не видно!
- А вы еще подвиньтесь.
- Опять не видно!
Сидит на самом краю.
- А вы еще подвиньтесь.
Проверяльщик только зацепил взглядом чью-то красную распаренную коленку и падает со шкафа.
- "Вот!» Говорит жалобщик «И так каждый раз»

Проблематичным был перевоз монумента до Парижа и обратно. Туда «рабочего и колхозницу» разобрали на 65 частей, и везли в закрытых вагонах, для дороги обратно – по-быстрому и по-варварски разрезали автогеном на 44 детали и везли на открытых платформах, из-за чего 90 процентов памятника были повреждены.

Фото времён реставрации 2008 года.
Фото времён реставрации 2008 года.

Но не будем о грустном, давайте посмотрим на то, как выглядел монумент на международной выставке. Вот это фото поистине прекрасно – Эйфелева башня. Справа – советский монумент, слева – монумент Германии. Они буквально противопоставлены друг другу, они соперничают. «Рабочий и колхозница» как символ всего советского союза, всей советской эпохи, идеал соцреализма. Монумент Германии – это римская тройка, буквально символизирующая третий рейх. А я напоминаю, это 1937 год, до раздела Польши ещё два года, до вторжения Германии в СССР – четыре. Но эта общая композиция подобна пророчеству.

Монумент СССР и Германии на Всемирной выставке в Париже
Монумент СССР и Германии на Всемирной выставке в Париже

Таким же пророчеством стало возвращение монумента на Родину. Долго выбирали место, куда его установить, в итоге выбрали ВДНХ, но постамент был в разы меньше, отчего работа потеряла это ощущение движения вверх и теперь выглядела так, словно стелется по полу. Это 1953 год. Умирает Сталин, начинается Хрущёвская оттепель, и монумент, из эталона соцреализма превращается, в глазах людей, в символ уравниловки и тоталитаризма.

"Рабочий и Колхозница" до реставрации 2009 года.
"Рабочий и Колхозница" до реставрации 2009 года.

Хотя, это коснулось в целом стиля соцреализм. Во-первых – потому что в нём есть такое ответвление, как сталиниада, а мы все знаем, что Сталин ел детей. Второе - на самом деле соцреализм реализмом назвать сложно, потому что хоть художники и изображали своих современников – но черты лица, тела, позы изображённых людей очень сильно напоминают работы эпохи неоклассицизма. А кто ещё любил неоклассицизм? Правильно, нацисты.

Доброго дня, с вами Настя и это рубрика «Картавое Искусствоведение», где я кратко и простыми словами рассказываю о шедеврах мировой культуры.-13

Поэтому использовать наследие неоклассицизма, а соответственно Ренессанса и Античности – дурной тон. Вот лучше рисовать Микки Мауса на Нагорной проповеди (я вам это картину не покажу) и прибивать пасхальные атрибуты к брусчатке на Красной площади.

На сегодняшний день, монумент реставрирован, всё так же находится на ВДНХ. При возможности обязательно сходите, посмотрите и проверьте, видно там профиль Троцкого или нет. А на этом всё. С вами было Картавое Искусствоведение. Всего доброго, до новых встреч.