Найти в Дзене
джазовые пластинки

Серия Capitol Dimensions In Jazz. Вступление

В начале 1963 года лейбл Capitol, к тому моменту уже более двадцати лет успешно функционировавший на музыкальном рынке США, внезапно объявил о запуске новой, джазовой серии, получившей название 'Dimensions In Jazz'. Надо сказать, что Capitol прежде уже неоднократно пытались заработать на джазовой музыке - результаты подобных попыток собрали, к примеру, в устроенную в первой половине пятидесятых серию 'Classics In Jazz'. Среди них, очевидно, выделяются легендарные сессии конца сороковых - начала пятидесятых, впоследствии сложенные в жанрообразующую пластинку 'Birth Of The Cool'. В конце девяностых итоги подвели и составители бокс-сета Mosaic - в него вошли 19 (!) пластинок, причем исключительно с записями условно традиционного джаза, сделанными в период 1942-1953 годов, модерн-джаз же остался за пределами массивной коробки. При этом артисты лейбла постоянно и небезуспешно штурмовали джазовые хит-парады Billboard - в конце пятидесятых, например, в них можно было обнаружить множество п
Оглавление

В начале 1963 года лейбл Capitol, к тому моменту уже более двадцати лет успешно функционировавший на музыкальном рынке США, внезапно объявил о запуске новой, джазовой серии, получившей название 'Dimensions In Jazz'.

Вырезка из периодики Billboard от девятого февраля 1963 года
Вырезка из периодики Billboard от девятого февраля 1963 года

Надо сказать, что Capitol прежде уже неоднократно пытались заработать на джазовой музыке - результаты подобных попыток собрали, к примеру, в устроенную в первой половине пятидесятых серию 'Classics In Jazz'. Среди них, очевидно, выделяются легендарные сессии конца сороковых - начала пятидесятых, впоследствии сложенные в жанрообразующую пластинку 'Birth Of The Cool'.

В конце девяностых итоги подвели и составители бокс-сета Mosaic - в него вошли 19 (!) пластинок, причем исключительно с записями условно традиционного джаза, сделанными в период 1942-1953 годов, модерн-джаз же остался за пределами массивной коробки.

Бокс-сети Classic Capitol Jazz Sessions, состоящий из 19 LP
Бокс-сети Classic Capitol Jazz Sessions, состоящий из 19 LP

При этом артисты лейбла постоянно и небезуспешно штурмовали джазовые хит-парады Billboard - в конце пятидесятых, например, в них можно было обнаружить множество пластинок трубача Джоны Джонса, певицы Дакоты Стейтон, пианиста Джорджа Ширинга и оркестра Стэна Кентона.

Только вот к джазу все вышеперечисленные на тот момент отношение имели все же несколько опосредованное - Ширинг, отбросив свои би-боп корни, штамповал пластинки с легкой музыкой и небрежно одетыми барышнями на обложках, Кентон попадал в хит-парад лишь для того, чтобы заработать доллар-другой на свои сверхамбициозные проекты 'новой американской музыки', Дакота по сути не отличалась от любой другой поп-певицы той эпохи / того же Capitol, Джонс же старательно укрощал собственные соло, чтобы умещать композиции в характерном для поп-пластинок двухминутном формате.

Логотип серии
Логотип серии

В той самой короткой заметке в Billboard, по сути единственном печатном упоминании новой джазовой серии, отмечают, что основной акцент 'Dimensions In Jazz' будет сделан на малоизвестных артистах - впрочем, открывать ее был вызван Джордж Ширинг, звезда лейбла, отказавшийся от своего устоявшегося квинтета и взявший на запись басиста и барабанщика из фортепианного трио Ахмада Джамала.

Серия была вписана в основной каталог лейбла и просуществовала пару-тройку лет, в период с 1962 по 1964 год - за это время были выпущены 25 пластинок, из которых 17 следует считать оригиналами, 4 были записаны и изначально изданы в Европе, еще две являются недвусмысленными переизданиями, одна представляет из себя сэмплер из записей серии, а еще один альбом, состоящий из двух пластинок, устроен как компиляция прежде доступных записей Capitol.

И как мне понять где эти 'джазовые измерения'?

Для того, чтобы сколько-нибудь выделить пластинки серии из общего каталога были придуманы несколько узнаваемых элементов - на обложку пластинки добавляли золотистый стикер с соответствующим логотипом.

Блестящий стикер 'Dimensions In Jazz' скрывается под целлофаном
Блестящий стикер 'Dimensions In Jazz' скрывается под целлофаном

Он, к слову, имел обыкновение отклеиваться или же попросту отсутствовать - никакой взаимосвязи с возможным репрессом мной замечено не было.

Два одинаковых альбома серии - справа золотая наклейка отсутствует
Два одинаковых альбома серии - справа золотая наклейка отсутствует

Отличают пластинки серии и коричневые этикетки - на протяжении всех 25 выпусков их дизайн ни разу не менялся.

Слева этикетка моно-издания, справа - стерео
Слева этикетка моно-издания, справа - стерео

При этом пару пластинок серии можно встретить и с привычной радугой по кругу - мне не довелось провести сравнение, однако полагаю, что звучат издания плюс-минус одинаково.

Альбом Джека Шелдона 'Out!' - слева издание с этикетками 'Dimensions In Jazz', справа с характерной для Capitol радугой по кругу. Обе пластинки имеют каталожный номер 1851.
Альбом Джека Шелдона 'Out!' - слева издание с этикетками 'Dimensions In Jazz', справа с характерной для Capitol радугой по кругу. Обе пластинки имеют каталожный номер 1851.

В остальном же издания серии соответствуют основному каталогу - белый торец, обложка наклеена так, что образует окантовку, черно-белый задник с полноценным сопроводительным текстом и фотографией-другой.

Отпечаток одной из обложек серии - такая наклеивалась на уже подготовленную картонку
Отпечаток одной из обложек серии - такая наклеивалась на уже подготовленную картонку

Конверты запечатаны в целлофан, внутренних конвертов наберется видов четыре-пять - по ним (и нюансам на сбеге) можно попробовать уточнить первичность издания.

Четыре распространенных внутренних конверта с пластинками серии
Четыре распространенных внутренних конверта с пластинками серии

Не стоит, впрочем, забывать, что это лишь косвенный признак - конверты с легкостью могли подменить коллекционеры-любители.

Что по музыке?

Несмотря на недвусмысленное упоминание слова 'jazz' ожидать пост-боп запилов не стоит - не найдется здесь и музыкантов темного цвета кожи, за исключением пианистов Джуниора Мэнса и Билли Тейлора, которые, впрочем, выдают более чем коммерческие упражнения с оркестром. Хорош как обычно трубач Чарли Шейверс, однако его пластинка несколько выбивается из обозначенной серии.

Наиболее откровенными в музыкальном отношении оказываются европейские записи - в остальном же 'Dimensions In Jazz' представляет из себя размеренный, устроенный в несколько разнесенных сессий белый джаз с короткими композициями.

Радости, при этом, тут предостаточно - подробнее о музыкальной стороне дела в будущих текстах, в качестве же примера присоединяю занятную версию 'Каравана' с альбома гитариста Джона Грея.

Чем заняться коллекционеру?

В случае если вы столкнулись с пластинкой серии доставать лупу не обязательно - рассмотреть отличия в матрицах получится, однако на звук (и год издания) драматически они не повлияют. При большом желании вы можете раздобыть пару одинаковых пластинок и попробовать выяснить чем D1 отличается от D1#2 - прелесть, как известно, в нюансах.

Одна и та же пластинка серии - #2 все же сигнализирует о более позднем прессе
Одна и та же пластинка серии - #2 все же сигнализирует о более позднем прессе

Можно наткнуться и на промо-копию - впрочем, кроме наклейки на задней части конверта ничем другим она себя не выдает.

Промо-копия одной из пластинок серии
Промо-копия одной из пластинок серии

Мне же лично близка идея разыскать раскрашенные обложки альбома 'Color Him Funky' или, на худой конец, приобрести парочку и отдать на откуп детям.

Обложка альбома Говарда Робертса 'Color Him Funky' устроена в виде раскраски
Обложка альбома Говарда Робертса 'Color Him Funky' устроена в виде раскраски

Специально для любителей цветного винила постарались японцы - их издание первой пластинки серии устроено на пластмассе винных оттенков.

Японское издание альбома трио Джорджа Ширинга 'Jazz Moments'
Японское издание альбома трио Джорджа Ширинга 'Jazz Moments'

К слову, пластинки серии благополучно выпускались в Европе и Канаде - ниже приведены этикетки подобных версий.

По часовой стрелке - британское, французское, немецкое, канадское издания
По часовой стрелке - британское, французское, немецкое, канадское издания

Кому-то и вовсе удалось разыскать и повесить на стену рекламку в которой упоминаются пластинки певицы Мэриан Монтгомери и гитариста Говарда Робертса.

Реклама двух пластинок серии
Реклама двух пластинок серии

Не лишним будет пополнить коллекцию и пластинкой для музыкальных автоматов - умещается на такой семерке аж шесть мелодий.

Выдержки из альбома 'H.R. Is A Dirty Guitar Player' в формате семерки для джукбокса
Выдержки из альбома 'H.R. Is A Dirty Guitar Player' в формате семерки для джукбокса

Хорошо смотрится на полке и двухпластиночная компиляция серии, устроенная специально для журнала Esquire - двадцать четыре мелодии, альбомный конверт, пусть и никакого по сути отношения к обсуждаемой 'Dimensions In Jazz'.

Особенно хороша она, когда идет в пандан к роскошной книге с соответствующим названием, выпущенной в 1962 году.

Хорошо, а звук?

Первое, что меня привлекло в обсуждаемой серии это именно звучание пластинок - все они были устроены силами лейбла, то есть в студиях A и B, расположенных в знаменитой башне Capitol по адресу 1750 Vine Street (звукорежиссерами указаны Джо Полито, Джон Краус, Хью Дэвис, Пит Эбботт), а также в филиале на восточном побережье (Джонни Кью и Фрэн Эбби).

В серии заявлен высочайший стандарт качества - ниже этой планки ни одна из записей не опускается, а за тем, как в здоровой конкуренции берутся звукорежиссерские высоты, крайне любопытно наблюдать.

Очевидно, что те же мастера записывали и другие позиции в каталоге Capitol - прелесть серии в том, что в отличие от большинства эстрадно-джазовых пластинок лейбла выпуски серии 'Dimensions In Jazz' устроены малыми составами и соответственно дают возможность расслушать инструменты не отвлекаясь на периодическое громыхание биг-бенда.

Поскольку все записи были выполнены в период 1962-1964 годов разумно добавлять в коллекцию стерео-версии пластинок - впрочем, как оно нередко бывает, на полку просятся сразу оба варианта, моно и стерео. На некоторых стерео-пластинках инструменты разделены по каналам радикально - кого-то подобное может оттолкнуть.

Качество массы, как и в случае с прессами основной части каталога, выше всяческих похвал - брак встречается крайне редко, сама пластмасса тихая.

Снизу символ 'anvil', выше IAM в треугольнике
Снизу символ 'anvil', выше IAM в треугольнике

Печатали, как обычно, на заводе Scranton - вплоть до 1963 года местные пресса отмечены так называемым 'anvil' (в переводе 'наковальня, хотя символ скорее соответствует куполу Капитолия, изображенному на логотипах Capitol), после же заключенным в треугольник сокращением IAM.

Так что же, мне все 25 нужны?

Пожалуй, что да - даже сэмплер и тот можно поставить на полку уже хотя бы из-за радующего глаз оформления.

Сэмплер серии 'Dimensions In Jazz'.
Сэмплер серии 'Dimensions In Jazz'.

Впрочем, полный каталог серии с фотографиями и ссылками на записи, а также текст с моими личными предпочтениями уже почти готовы и появятся в ближайшие недели.

Каталог

1827 George Shearing - Jazz Moments
1831 Jimmie Rowles - Kinda Groovy!
1840 Joe Bucci - Wild About Basie!
1850 Peggy Lee - Mink Jazz
1851 Jack Sheldon - Out
1852 John Gray - The New Wave
1883 Charlie Shavers - Excitement Unlimited
1884 Marian Montgomery - Swings For Winners And Losers
1887 Howard Roberts - Color Him Funky
1888 Billy May - Bill's Bag
1957 Bob Flanigan / John Gray - Togetherness
1961 Howard Roberts - H.R. Is A Dirty Guitar Player
1982 Marian Montgomery - Let There Be Love, Let There Be Swing
1992 George Shearing - Jazz Concert
2039 Billy Taylor - Right Here, Right Now!
2086 Blossom Dearie - May I Come In?
2092 Junior Mance - Get Ready, Set, Jump!

Европейские записи

10351 Joe Harriott - Abstract
10354 Martial Solal - Vive La France Vive Le Jazz Vive Solal
10363 Nils Lindberg - Trisection
2045 Django Reinhardt - Hot Club Of France

Переиздания и сборники

1974 Miles Davis - Birth Of The Cool
2025 Gerry Mulligan - Shorty Rogers - Modern Sounds
TBO-1970 Various - Esquire's World Of Jazz
PRO-2306 / PRO-2306 Various - For Swinging Programming