В начале 1963 года лейбл Capitol, к тому моменту уже более двадцати лет успешно функционировавший на музыкальном рынке США, внезапно объявил о запуске новой, джазовой серии, получившей название 'Dimensions In Jazz'.
Надо сказать, что Capitol прежде уже неоднократно пытались заработать на джазовой музыке - результаты подобных попыток собрали, к примеру, в устроенную в первой половине пятидесятых серию 'Classics In Jazz'. Среди них, очевидно, выделяются легендарные сессии конца сороковых - начала пятидесятых, впоследствии сложенные в жанрообразующую пластинку 'Birth Of The Cool'.
В конце девяностых итоги подвели и составители бокс-сета Mosaic - в него вошли 19 (!) пластинок, причем исключительно с записями условно традиционного джаза, сделанными в период 1942-1953 годов, модерн-джаз же остался за пределами массивной коробки.
При этом артисты лейбла постоянно и небезуспешно штурмовали джазовые хит-парады Billboard - в конце пятидесятых, например, в них можно было обнаружить множество пластинок трубача Джоны Джонса, певицы Дакоты Стейтон, пианиста Джорджа Ширинга и оркестра Стэна Кентона.
Только вот к джазу все вышеперечисленные на тот момент отношение имели все же несколько опосредованное - Ширинг, отбросив свои би-боп корни, штамповал пластинки с легкой музыкой и небрежно одетыми барышнями на обложках, Кентон попадал в хит-парад лишь для того, чтобы заработать доллар-другой на свои сверхамбициозные проекты 'новой американской музыки', Дакота по сути не отличалась от любой другой поп-певицы той эпохи / того же Capitol, Джонс же старательно укрощал собственные соло, чтобы умещать композиции в характерном для поп-пластинок двухминутном формате.
В той самой короткой заметке в Billboard, по сути единственном печатном упоминании новой джазовой серии, отмечают, что основной акцент 'Dimensions In Jazz' будет сделан на малоизвестных артистах - впрочем, открывать ее был вызван Джордж Ширинг, звезда лейбла, отказавшийся от своего устоявшегося квинтета и взявший на запись басиста и барабанщика из фортепианного трио Ахмада Джамала.
Серия была вписана в основной каталог лейбла и просуществовала пару-тройку лет, в период с 1962 по 1964 год - за это время были выпущены 25 пластинок, из которых 17 следует считать оригиналами, 4 были записаны и изначально изданы в Европе, еще две являются недвусмысленными переизданиями, одна представляет из себя сэмплер из записей серии, а еще один альбом, состоящий из двух пластинок, устроен как компиляция прежде доступных записей Capitol.
И как мне понять где эти 'джазовые измерения'?
Для того, чтобы сколько-нибудь выделить пластинки серии из общего каталога были придуманы несколько узнаваемых элементов - на обложку пластинки добавляли золотистый стикер с соответствующим логотипом.
Он, к слову, имел обыкновение отклеиваться или же попросту отсутствовать - никакой взаимосвязи с возможным репрессом мной замечено не было.
Отличают пластинки серии и коричневые этикетки - на протяжении всех 25 выпусков их дизайн ни разу не менялся.
При этом пару пластинок серии можно встретить и с привычной радугой по кругу - мне не довелось провести сравнение, однако полагаю, что звучат издания плюс-минус одинаково.
В остальном же издания серии соответствуют основному каталогу - белый торец, обложка наклеена так, что образует окантовку, черно-белый задник с полноценным сопроводительным текстом и фотографией-другой.
Конверты запечатаны в целлофан, внутренних конвертов наберется видов четыре-пять - по ним (и нюансам на сбеге) можно попробовать уточнить первичность издания.
Не стоит, впрочем, забывать, что это лишь косвенный признак - конверты с легкостью могли подменить коллекционеры-любители.
Что по музыке?
Несмотря на недвусмысленное упоминание слова 'jazz' ожидать пост-боп запилов не стоит - не найдется здесь и музыкантов темного цвета кожи, за исключением пианистов Джуниора Мэнса и Билли Тейлора, которые, впрочем, выдают более чем коммерческие упражнения с оркестром. Хорош как обычно трубач Чарли Шейверс, однако его пластинка несколько выбивается из обозначенной серии.
Наиболее откровенными в музыкальном отношении оказываются европейские записи - в остальном же 'Dimensions In Jazz' представляет из себя размеренный, устроенный в несколько разнесенных сессий белый джаз с короткими композициями.
Радости, при этом, тут предостаточно - подробнее о музыкальной стороне дела в будущих текстах, в качестве же примера присоединяю занятную версию 'Каравана' с альбома гитариста Джона Грея.
Чем заняться коллекционеру?
В случае если вы столкнулись с пластинкой серии доставать лупу не обязательно - рассмотреть отличия в матрицах получится, однако на звук (и год издания) драматически они не повлияют. При большом желании вы можете раздобыть пару одинаковых пластинок и попробовать выяснить чем D1 отличается от D1#2 - прелесть, как известно, в нюансах.
Можно наткнуться и на промо-копию - впрочем, кроме наклейки на задней части конверта ничем другим она себя не выдает.
Мне же лично близка идея разыскать раскрашенные обложки альбома 'Color Him Funky' или, на худой конец, приобрести парочку и отдать на откуп детям.
Специально для любителей цветного винила постарались японцы - их издание первой пластинки серии устроено на пластмассе винных оттенков.
К слову, пластинки серии благополучно выпускались в Европе и Канаде - ниже приведены этикетки подобных версий.
Кому-то и вовсе удалось разыскать и повесить на стену рекламку в которой упоминаются пластинки певицы Мэриан Монтгомери и гитариста Говарда Робертса.
Не лишним будет пополнить коллекцию и пластинкой для музыкальных автоматов - умещается на такой семерке аж шесть мелодий.
Хорошо смотрится на полке и двухпластиночная компиляция серии, устроенная специально для журнала Esquire - двадцать четыре мелодии, альбомный конверт, пусть и никакого по сути отношения к обсуждаемой 'Dimensions In Jazz'.
Особенно хороша она, когда идет в пандан к роскошной книге с соответствующим названием, выпущенной в 1962 году.
Хорошо, а звук?
Первое, что меня привлекло в обсуждаемой серии это именно звучание пластинок - все они были устроены силами лейбла, то есть в студиях A и B, расположенных в знаменитой башне Capitol по адресу 1750 Vine Street (звукорежиссерами указаны Джо Полито, Джон Краус, Хью Дэвис, Пит Эбботт), а также в филиале на восточном побережье (Джонни Кью и Фрэн Эбби).
В серии заявлен высочайший стандарт качества - ниже этой планки ни одна из записей не опускается, а за тем, как в здоровой конкуренции берутся звукорежиссерские высоты, крайне любопытно наблюдать.
Очевидно, что те же мастера записывали и другие позиции в каталоге Capitol - прелесть серии в том, что в отличие от большинства эстрадно-джазовых пластинок лейбла выпуски серии 'Dimensions In Jazz' устроены малыми составами и соответственно дают возможность расслушать инструменты не отвлекаясь на периодическое громыхание биг-бенда.
Поскольку все записи были выполнены в период 1962-1964 годов разумно добавлять в коллекцию стерео-версии пластинок - впрочем, как оно нередко бывает, на полку просятся сразу оба варианта, моно и стерео. На некоторых стерео-пластинках инструменты разделены по каналам радикально - кого-то подобное может оттолкнуть.
Качество массы, как и в случае с прессами основной части каталога, выше всяческих похвал - брак встречается крайне редко, сама пластмасса тихая.
Печатали, как обычно, на заводе Scranton - вплоть до 1963 года местные пресса отмечены так называемым 'anvil' (в переводе 'наковальня, хотя символ скорее соответствует куполу Капитолия, изображенному на логотипах Capitol), после же заключенным в треугольник сокращением IAM.
Так что же, мне все 25 нужны?
Пожалуй, что да - даже сэмплер и тот можно поставить на полку уже хотя бы из-за радующего глаз оформления.
Впрочем, полный каталог серии с фотографиями и ссылками на записи, а также текст с моими личными предпочтениями уже почти готовы и появятся в ближайшие недели.
Каталог
1827 George Shearing - Jazz Moments
1831 Jimmie Rowles - Kinda Groovy!
1840 Joe Bucci - Wild About Basie!
1850 Peggy Lee - Mink Jazz
1851 Jack Sheldon - Out
1852 John Gray - The New Wave
1883 Charlie Shavers - Excitement Unlimited
1884 Marian Montgomery - Swings For Winners And Losers
1887 Howard Roberts - Color Him Funky
1888 Billy May - Bill's Bag
1957 Bob Flanigan / John Gray - Togetherness
1961 Howard Roberts - H.R. Is A Dirty Guitar Player
1982 Marian Montgomery - Let There Be Love, Let There Be Swing
1992 George Shearing - Jazz Concert
2039 Billy Taylor - Right Here, Right Now!
2086 Blossom Dearie - May I Come In?
2092 Junior Mance - Get Ready, Set, Jump!
Европейские записи
10351 Joe Harriott - Abstract
10354 Martial Solal - Vive La France Vive Le Jazz Vive Solal
10363 Nils Lindberg - Trisection
2045 Django Reinhardt - Hot Club Of France
Переиздания и сборники
1974 Miles Davis - Birth Of The Cool
2025 Gerry Mulligan - Shorty Rogers - Modern Sounds
TBO-1970 Various - Esquire's World Of Jazz
PRO-2306 / PRO-2306 Various - For Swinging Programming