Сегодня практически 90% песен создаются с помощью семплирования музыки.
Сэмплирование - музыкальная техника, при которой продюсер берет часть уже записанной или выпущенной песни и использует её в качестве основы или фрагмента для новой песни.
Истории появления сэмплирования рознятся. Но если рассматривать сэмплинг с точки зрения рэпа, можно сделать вывод, что эта техника стала популярной среди MC, так как продюсером могу стать практически любой человек, даже без музыкального образования. Всё, что надо для записи трека - биты и пластинка с сэмплом.
Сэмплинг достиг пика в 80-90е в эпоху популяризации хип-хопа и расцвета танцевальной музыки.
Сегодня сэмплы используются практически во всех музыкальных жанрах. Даже в рок музыке, где особое место занимает живая игра на музыкальных инструментах, не обходится без переработки уже существующего музыкального материала.
Также под сэмплами понимаются любые записанные звуки окружающей среды. Например, Billy Eilish и её брат-продюсер FINNEAS использовали в песне "Bad guy" запись звука австралийского пешеходного светофора.
Но в этой статье я хочу поговорить именно о сэмплинге уже выпущенных песен.
Если вы старше 25 (то есть практически пенсионер), вы можете заметить, что сейчас активно сэмплируются популярные в 90-х и 2000-х песни , хотя и 2000-е вроде как и были недавно (всего лишь 20 лет назад). Например, песня рэпера Jack Harlow "First Class" (2022), в которой был использован сэмпл песни Fergie "Glamorous" (2007), завирусилась в Тиктоке и звучала из каждого утюга, но критики рэпера приписывали успех трека сэмплу популярной песни Fergie.
Альбом Beyoncé "Renaissance" тоже состоит полностью из сэмплов популярных танцевальные песен 90-х. И когда слушаешь альбом целиком, особенно в первый раз, постоянно возникает ощущение, что все эти треки уже давно знакомы и ты вновь слушаешь то, что слышал много-много раз. Только в одной песне ALIEN SUPERSTAR использовано три семпла трех разных песен. Да, альбом хороший, но было бы приятно услышать новый звук, особенно от Beyoncé.
Как предсказывал великий Prince, музыкальные продюсеры начали сэмплировать песни, которые уже содержат сэмплы других песен. Пример тому, песня Дуа Липы "Love again" (2020), которая содержит сэмпл песни White Town "Your Woman" (1997), которая содержит сэмпл песни Lew Stone and the Monseigneur Band feat. Al Bowlly "My woman" (1932). Или Latto "Big energy" (2022) сэмплирует пенсю Mariah Carey "Fantasy”(1995), в которой есть сэмпл Tom Tom Club’s “Genius of Love” (1981).
Наверное, чрезмерное сэмплирование вызывает негативную реакцию именно в поп-музыке, потому что в попсе довольно редко можно встретить сложные музыкальные композиции или глубокие тексты. И когда продюсеры берут уже проверенный годами звук, конструируют вокруг него песню и выпускают очередной несодержательный хит, создается впечатление, что им просто было лень придумать что-то новое.
Но хватит о плохом. Я люблю не такой яркий и очевидный сэмплинг, когда продюсеры берут малоизвестные или очень старые песни и используют их часть в своей новой композиции. И слушая новый трек, ты узнаешь о артистах о которых бы в другом случае никогда и не услышал бы. Например, в песне The Weeknd "Often" (2015) содержится сэмпл песни турецкой певицы Nükhet Duru “Ben Sana Vurgunum” (2004).
Также композиции, созданные при помощи сэмплинга, звучат особенно интересно, когда смешиваются песни совершенно разных жанров.
Канье, прославившийся в начале своей карьеры как продюсер, мастерски соединяет глубокое и душевное звучание соула с жестким рэпом. Пример в песне Jay-Z feat. Kanye West "Otis" (2011) использовался сэмпл песня Otis Redding "Try a Little Tenderness" (1932).
Или легендарный трека Eminem – "Stan"(2000) сделанный на основе песни Dido – "Thank You"(1998). Также Sugar Hill Gang’s "Rapper’s Delight"(1980) (трек, который считается одним из первых вирусных рэп-хитов) содержит сэмпл Chic – "Good Times" (1979). Flo Rida Feat. Ke$ha “Right Round” (2009) содержит сэмпл Dead or Alive You Spin Me Round (Like a Record)” (1984).
Перечислять можно вечно, ибо сэмплы сейсас везде.
В конце концов, музыка - это одна из великих форм искусства и когда в нее вмешивается коммерческая часть индустрии в лице лейбла и толстосумов, которых волнует только коммерческий успех песни, то вместо вечной песни, цепляющей за душу, получается очередной проходной хит, который уходит в никуда спустя полгода. Так что продюсерам надо пересмотреть свой подход к созданию треков, иначе скоро мы услышим песни с сэмплами сэмпла сэмпла сэмпла.