Найти тему
Код ДОВЕРИЯ

Живая капля времени (Влад Маленко о марте)

Оглавление

Такое маленькое и хрупкое стихотворение, а как ярко светит и сколько мыслей налетает сразу на мед его слов, похожих на мазки акварели по мокрому, белому и живому...

Середина марта


Простуженный март
на картине:
Разбита бутылка
Martini,
По стёклам размазана тушь,
И женщина юркнула в душ.

О, март - собутыльник
Пикассо…
В полосках вечернего часа
Художником слеплен для вас
Из капель, из рюмок, из глаз.

Из мокрых фигурок в ротонде,
Из запахов синих конфет,
Не слышных на западном фронте,
Где замер над степью рассвет.

Где облако в звездных обмылках
Собакой глядит из угла.
Где мальчик плывёт на носилках
Над снегом сгоревшим
дотла.
17.3.23 Влад Маленко

На первый взгляд оно простое и легкое, как японское хайку - в котором, в его классическом варианте, главное передать момент. И даже, как по канонам хайку, назван сезон и есть ритмическая "точка слома" ( кирэдзи). Пусть не фразы, а композиции всего стиха - всё равно форма сразу подкупает гармонией и изяществом.

Но не зря упомянут Пикассо: многослойные образы, возникающие на гранях коротких фраз, передают парадоксальное настроение: невозможно точно определить - это написано о легкой грусти или о безысходности смерти?

Поэт не просто ловит момент в шорохе конфетного фантика, он его воссоздает визуально - запах синих конфет - это как блик на капле смысла, прозрачная пустота, окруженная рефлексами от невидимых образов, которые возникают у читателя.

Снег сгоревший дотла - удивительный оксюморон, в котором за внешней картиной летящего над степью пепла спрятан образ воскресения.

Вода исчезла, снег сгорел в огне солнца, жизнь продолжатся.

Всё-таки, это грусть, не трагедия, если судить по финальной фразе.

Но композиция как бы закручена спиралью и "капля" бликует, исчезает, дробясь на осколки, как "Герника" Пикассо.

Правда, разбита всего лишь бутылка. И мальчик, возможно, только ранен.

Грани, в которых преломляется реальность, для одних смертоносны как стекло и они максимально далеки от уютного мира - не слышат запах конфет. А для иных - чужая жизнь, всего лишь смятый прозрачный фантик, и им, в свою очередь, не слышна злая "музыка" арты.

У Влада удивительная способность быть трагичным без пафоса.

-2

А что же тогда случилось до первой строфы: скандал? истерика? отчаяние или капризы? Женщина "мышка" убежала...

Почему по осколкам размазана тушь, и март, как маньяк, сопричастен творчеству скульптора, который создает свою работу из элементов взорванной реальности, смешав стекло, глаза и капли?

Подсказки в третьей строфе. Она тяжелая, насыщенная - как эфирная базовая нота. И в ней отражается огромный и оглушающий великолепием Эрмитаж.

Из мокрых фигурок в ротонде, Из запахов синих конфет, Не слышных на западном фронте, Где замер над степью рассвет.

Почти наверняка, это зал Ротонда Зимнего дворца, где в наше время в течение года можно видеть выставки самых разных "фигурок".

Так выглядел зал Ротонда в 19 веке.
Так выглядел зал Ротонда в 19 веке.

Что это за "фигурки"? Великие монархи? Царская семья? Персонажи запечатленные на полотнах? Или фигурки людей, которые пришли посмотреть выставку?

Даже мысленно, на секундочку, оказавшись внутри Эрмитажа, невозможно не подумать о цене этой потрясающей красоты и безумной роскоши. Эта цена - жизнь простых людей, человеческие жертвы, на крови которых поднимаются к величию империи.

Поэтому не так уж и важно, что это конкретно за ротонда: Римский пантеон, зал Зимнего или церковь в Салониках.

Собственно, исследовать стихотворение только как исторический артефакт - это неправильный в корне подход, потому что тогда можно не увидеть философское обобщение.

Ротонда - любая круглая форма. Образ круга символизирует цикличность представленной драмы.

Круг, прозрачность мира и множество отражений - рефлексов, которые поэт положил легкими мазками, создают прекрасную иллюзию временно'й глубины.

Например, Пикассо дает рефлекс, но не более. Его виденье реальности, гнетущее как поступь командора, обвиняющее, швыряющее в зрителя грязные мутные краски, словно он пытался достучаться до донышка в мозжечке - оно лишь проступает между строк. Здесь и сейчас - как капельки крови, от легкого пореза стеклом случайно разбитой бутылки.

Март собутыльник Пикассо, потому что он безжалостно топит лёд и обнажает всё, что было спрятано под снегом, но степень опьянения этими разрушениями каждый регулирует сам. Март невиновен)).

У Влада красота мягко торжествует над смертью, оживляет разбитое, связывает, склеивает мертвое - даже не клеем, а невидимыми нитями воды, чистыми, как алмаз после огранки.

Просто великолепно!

-4

Синие конфеты - центр композиции и ребус. Чисто случайная бытовая деталь или знак, отсылающий к художественному контексту?

Постмодернизм постарел, но забыть его не выйдет, объективно современному автору невозможно написать хоть что-то, чтобы не побежали круги по информационному полю.

Я честно искала картину с синими конфетами, или книгу...

Это увело меня в сторону от смысла стихотворения: московские "три медведя" в голубой обертке напомнили о том, как иногда ссорились между собой Шишкин, Савицкий и Третьяков. Сегодня тоже распрей среди известных людей меньше не стало, но вряд ли это имеет отношение к "Середине марта" Влада Маленко.

Посмотрела даже символизм синего цвета в романе Ремарка "На западном фронте без перемен". Говорят, он означает надежду, романтизм, который Ремарк так и не утратил, сколько бы не писал об ужасах войны.

По близости смыслов это уже теплее, но всё равно "голубой цветок" Ремарка Владу не идет.

В таком случае, "синие конфеты" нужно читать, как "загадку ворона и письменного стола" в знаменитой сказке Кэрролла. У неё со временем обязательно появятся отгадки, версии, интерпретации - и автор любезно примет одну из них, но пока, думаю - он и сам понятия не имеет, что могут увидеть читатели и критики, и в чём, в итоге, они согласятся.

Главное, чтобы мальчик на носилках был ранен легко и скорее поправлялся.

Пожалуй, надо купить Martini и выпить за это - в начале лета 2023 - го.

Наталия Артемьева