Такое маленькое и хрупкое стихотворение, а как ярко светит и сколько мыслей налетает сразу на мед его слов, похожих на мазки акварели по мокрому, белому и живому...
Середина марта
Простуженный март
на картине:
Разбита бутылка
Martini,
По стёклам размазана тушь,
И женщина юркнула в душ.
О, март - собутыльник
Пикассо…
В полосках вечернего часа
Художником слеплен для вас
Из капель, из рюмок, из глаз.
Из мокрых фигурок в ротонде,
Из запахов синих конфет,
Не слышных на западном фронте,
Где замер над степью рассвет.
Где облако в звездных обмылках
Собакой глядит из угла.
Где мальчик плывёт на носилках
Над снегом сгоревшим
дотла.
17.3.23 Влад Маленко
На первый взгляд оно простое и легкое, как японское хайку - в котором, в его классическом варианте, главное передать момент. И даже, как по канонам хайку, назван сезон и есть ритмическая "точка слома" ( кирэдзи). Пусть не фразы, а композиции всего стиха - всё равно форма сразу подкупает гармонией и изяществом.
Но не зря упомянут Пикассо: многослойные образы, возникающие на гранях коротких фраз, передают парадоксальное настроение: невозможно точно определить - это написано о легкой грусти или о безысходности смерти?
Поэт не просто ловит момент в шорохе конфетного фантика, он его воссоздает визуально - запах синих конфет - это как блик на капле смысла, прозрачная пустота, окруженная рефлексами от невидимых образов, которые возникают у читателя.
Снег сгоревший дотла - удивительный оксюморон, в котором за внешней картиной летящего над степью пепла спрятан образ воскресения.
Вода исчезла, снег сгорел в огне солнца, жизнь продолжатся.
Всё-таки, это грусть, не трагедия, если судить по финальной фразе.
Но композиция как бы закручена спиралью и "капля" бликует, исчезает, дробясь на осколки, как "Герника" Пикассо.
Правда, разбита всего лишь бутылка. И мальчик, возможно, только ранен.
Грани, в которых преломляется реальность, для одних смертоносны как стекло и они максимально далеки от уютного мира - не слышат запах конфет. А для иных - чужая жизнь, всего лишь смятый прозрачный фантик, и им, в свою очередь, не слышна злая "музыка" арты.
У Влада удивительная способность быть трагичным без пафоса.
А что же тогда случилось до первой строфы: скандал? истерика? отчаяние или капризы? Женщина "мышка" убежала...
Почему по осколкам размазана тушь, и март, как маньяк, сопричастен творчеству скульптора, который создает свою работу из элементов взорванной реальности, смешав стекло, глаза и капли?
Подсказки в третьей строфе. Она тяжелая, насыщенная - как эфирная базовая нота. И в ней отражается огромный и оглушающий великолепием Эрмитаж.
Из мокрых фигурок в ротонде, Из запахов синих конфет, Не слышных на западном фронте, Где замер над степью рассвет.
Почти наверняка, это зал Ротонда Зимнего дворца, где в наше время в течение года можно видеть выставки самых разных "фигурок".
Что это за "фигурки"? Великие монархи? Царская семья? Персонажи запечатленные на полотнах? Или фигурки людей, которые пришли посмотреть выставку?
Даже мысленно, на секундочку, оказавшись внутри Эрмитажа, невозможно не подумать о цене этой потрясающей красоты и безумной роскоши. Эта цена - жизнь простых людей, человеческие жертвы, на крови которых поднимаются к величию империи.
Поэтому не так уж и важно, что это конкретно за ротонда: Римский пантеон, зал Зимнего или церковь в Салониках.
Собственно, исследовать стихотворение только как исторический артефакт - это неправильный в корне подход, потому что тогда можно не увидеть философское обобщение.
Ротонда - любая круглая форма. Образ круга символизирует цикличность представленной драмы.
Круг, прозрачность мира и множество отражений - рефлексов, которые поэт положил легкими мазками, создают прекрасную иллюзию временно'й глубины.
Например, Пикассо дает рефлекс, но не более. Его виденье реальности, гнетущее как поступь командора, обвиняющее, швыряющее в зрителя грязные мутные краски, словно он пытался достучаться до донышка в мозжечке - оно лишь проступает между строк. Здесь и сейчас - как капельки крови, от легкого пореза стеклом случайно разбитой бутылки.
Март собутыльник Пикассо, потому что он безжалостно топит лёд и обнажает всё, что было спрятано под снегом, но степень опьянения этими разрушениями каждый регулирует сам. Март невиновен)).
У Влада красота мягко торжествует над смертью, оживляет разбитое, связывает, склеивает мертвое - даже не клеем, а невидимыми нитями воды, чистыми, как алмаз после огранки.
Просто великолепно!
Синие конфеты - центр композиции и ребус. Чисто случайная бытовая деталь или знак, отсылающий к художественному контексту?
Постмодернизм постарел, но забыть его не выйдет, объективно современному автору невозможно написать хоть что-то, чтобы не побежали круги по информационному полю.
Я честно искала картину с синими конфетами, или книгу...
Это увело меня в сторону от смысла стихотворения: московские "три медведя" в голубой обертке напомнили о том, как иногда ссорились между собой Шишкин, Савицкий и Третьяков. Сегодня тоже распрей среди известных людей меньше не стало, но вряд ли это имеет отношение к "Середине марта" Влада Маленко.
Посмотрела даже символизм синего цвета в романе Ремарка "На западном фронте без перемен". Говорят, он означает надежду, романтизм, который Ремарк так и не утратил, сколько бы не писал об ужасах войны.
По близости смыслов это уже теплее, но всё равно "голубой цветок" Ремарка Владу не идет.
В таком случае, "синие конфеты" нужно читать, как "загадку ворона и письменного стола" в знаменитой сказке Кэрролла. У неё со временем обязательно появятся отгадки, версии, интерпретации - и автор любезно примет одну из них, но пока, думаю - он и сам понятия не имеет, что могут увидеть читатели и критики, и в чём, в итоге, они согласятся.
Главное, чтобы мальчик на носилках был ранен легко и скорее поправлялся.
Пожалуй, надо купить Martini и выпить за это - в начале лета 2023 - го.