Личность Лени Рифеншталь вызывает много противоречивых чувств и мнений. Некоторые люди считают ее талантливым кинорежиссером, которая создавала невероятно красивые и эффектные фильмы. Другие же видят в ней пропагандистку нацизма, которая использовала свой талант для поддержки ужасного режима.
Независимо от того, как вы относитесь к Лени Рифеншталь, нельзя отрицать, что она была одной из самых влиятельных кинорежиссеров своего времени. Ее фильмы, такие как "Воля власти" и "Триумф воли", считаются шедеврами кинематографа и до сих пор вдохновляют многих режиссеров.
Однако, как и многие другие люди в Германии в то время, Рифеншталь не могла не знать о преступлениях, совершаемых нацистским режимом. Ее утверждения о том, что она не разделяла нацистских взглядов и не делала политического кино, могут быть правдивыми или ложными. Но в любом случае она не могла не осознавать, что ее фильмы использовались для пропаганды нацистской идеологии.
Относительно того, была ли Рифеншталь тайной любовницей Гитлера, это может быть только домыслом. Неизвестно, какие отношения они имели друг с другом, если вообще имели. Но, как мы знаем, Гитлер был известен своими нестандартными отношениями с женщинами, так что это возможно. Наконец, относительно того, почему Рифеншталь получала баснословные суммы на создание своих фильмов, это могло быть связано с ее талантом и популярностью, а также с тем, что она работала на правительство. В то время правительство было главным спонсором кинематографа в Германии, поэтому они могли позволить себе платить высокие гонорары своим режиссерам.
В целом, Лени Рифеншталь - это сложная и противоречивая личность, которая оставила свой след в истории кинематографа и нацизма. Но мы должны помнить, что история не всегда черно-белая, и что люди могут иметь множество разных мотивов и убеждений.
Родилась 22 августа 1902 года в Веддинге, рабочем районе Берлина. Отец был родом из Бранденбургской марки. Мать родом из Влоцлавека, который ранее входил в Российскую империю.
В 1908 году Лени пошла в народную школу в берлинском районе Нойкёльн. Затем ходила в частную среднюю школу для девочек в Тиргартене.
Летом 1919 года отправили в интернат для девочек в саксонском Тале. Обучилась стенографии.
С 1921 по 1923 год обучалась классическому балету под руководством Евгении Эдуардовой, из бывших петербургских балерин. Летом 1923 года уехала в Дрезден чтобы брать уроки современного танца в школе немецкой танцовщицы и хореографа Мэри Вигман. На отдыхе в балтийском Варнемюнде познакомилась с молодым австрийским банкиром Харри Сокалем, с которым завязались отношения. Осенью 1923 года познакомилась с немецким теннисистом Отто Фройцхаймом и влюбилась в него. Они помогли организовать её первое сольное выступление как танцовщицы 23 октября 1923 года в Мюнхене. Затем одиночные представления в Кёльне, Инсбруке и Праге.
В июне 1924 года в кинотеатре на берлинском Ноллендорфплац посмотрела фильм немецкого кинорежиссера Арнольда Фанка «Гора судьбы» (1924). Он произвёл на неё огромное впечатление. Захотела познакомиться с исполнителем главной роли Луисом Тренкером и поехала в Доломитовые Альпы. Там познакомилась с Арнольдом Фанком, который написал для неё сценарий фильма «Священная гора» с её участием в главной роли. Фильм был успешен. За ним последовали новые фильмы. Приглашали даже в Голливуд.
Но вскоре Лени стала интересоваться самим процессом киносъёмки. Ей хотелось снимать. А не просто играть в ролях.
В 1931 году сняла свой дебютный фильм "Голубой свет".
- В «Голубом свете» я, словно предчувствуя, рассказала свою позднейшую судьбу: Юнта, странная девушка, живущая в горах в мире грёз, преследуемая и отверженная, погибает, потому что рушатся её идеалы — в фильме их символизируют сверкающие кристаллы горного хрусталя. До начала лета 1932 года я тоже жила в мире грёз - Рифеншталь Л. Мемуары
В конце февраля 1932 года Рифеншталь впервые услышала предвыборную речь Гитлера:
- Мне казалось, будто передо мною разверзлась поверхность Земли, словно полушарие, неожиданно расколовшись посредине, выбросило огромную струю воды, столь мощную, что она достала до неба и сотрясла Землю
В мае 1932 года написала Гитлеру письмо. Заинтересовало. Личная встреча состоялась в конце мая. Обсуждали фильмы и планы Рифеншталь. Предложил снимать фильмы об успехах нацизма.
В мае 1933 года министр пропаганды Геббельс предложил снять фильм о пятом съезде НСДАП в Нюрнберге.
Продюсером фильма о партсъезде выступило министерство пропаганды. Премьера «Победы веры» состоялась 1 декабря 1933 года.
В апреле 1934 года Гитлер поручил Рифеншталь съёмки «Триумфа воли», фильма о другом съезде НСДАП, «съезде единства и силы». В её распоряжении дали 170 помощников, 35 операторов и 30 камер.
Премьера фильма состоялась 28 марта 1935 года. Имел огромный успех. До сих пор считается одним из самых мощных пропагандистских фильмов.
Затем съёмки фильма о Летних Олимпийских играх в Берлине 1936 года.
- Премьера фильма «Олимпия» (1-я часть «Праздник народов», 2-я часть «Праздник красоты») состоялась в берлинском кинотеатре УФА-Паласт ам Цоо 20 апреля 1938 года, в день рождения Гитлера. 1 мая 1938 года Рифеншталь получила за него государственную премию. 10 мая 1938 года в Цюрихе состоялся первый зарубежный показ фильма. 31 августа 1938 года «Олимпия» была удостоена приза за лучший фильм на Международном кинофестивале в Венеции - Википедия
С началом войны сформировала «Специальную киногруппу Рифеншталь». Тут она увидела как солдаты казнят евреев в небольшом польском городке Коньске. Больше на передовую не поехала.
- Снимает фильм "Долина". В массовке участвовали 120 цыган, которых потом уничтожат в Освенциме.
В апреле 1945 года арестована американскими оккупационными властями. Отпустили. Затем снова арестовала французская власть. Под домашним арестом. Прошла денацификацию.
- Денацифика́ция (нем. Entnazifizierung) — комплекс мероприятий, направленных на очищение послевоенного германского и австрийского общества, культуры, прессы, экономики, образования, юриспруденции и политики от влияния нацистской идеологии. Денацификация проводилась по инициативе союзников по антигитлеровской коалиции после победы над нацистской Германией и основывалась на решениях Потсдамской конференции.
Три месяца лечилась в психиатрической клинике. После этого она увлеклась фотографией, а в 71 год подводной киносъёмкой. Ее фильмы пользовались популярностью. Прожила долгую жизнь - 101 год.