Найти тему
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

Как распознать Божье чудо?

Всегда ли все хорошее (и неожиданное), что случается с нами, является Божественным вмешательством? Можно ли хорошим поведением и горячими молитвами «выпросить» чудо? Чем чудеса отличаются от фокусов? Все ли чудеса одинаково полезны? Когда человек осознает, что именно здесь и сейчас с ним случилось оно – чудо? Попробуем найти ответы на эти вопросы.

Что такое чудо? И можно ли этим словом называть любое необычное, загадочное явление? В старой дореволюционной книге был пример беседы миссионера с туземцами. «Если ваш Бог велик, – говорили неверующие, – пусть он совершит что-нибудь ужасное. Пусть луна расколется на четыре части!» – «Да как же вам потом с этим жить?»

В самом Евангелии есть загадочные слова Господа Иисуса Христа: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет» (Мк. 11. 24). Пролистав Библию и жития святых, мы практически не встретим историй о том, как праведники двигали горами. Может быть, у них недостаточно оказалось веры? Но вспомним чудо Архистратига Михаила в Хонех: спасая город от потопа, Архангел не стал двигать гору, а всего лишь пробил в ней дыру своим жезлом. Архангела Михаила никак не обвинить в недостатке веры.

Христос совершает иные чудеса. В основном исцеляет. Прозревает тот, кто был слеп от рождения, встают и начинают двигать руками и ногами те, кто был парализован, исцеляются давние кровотечения. Всё это чудеса добрые, чудеса сострадания. Христос видит боль в глазах другого человека и приходит ему на помощь, как обычный хозяин вытаскивает упавшего в колодец вола или осла, даже если на календаре суббота и запрещено делать лишние шаги. Христос кормит несколькими хлебами и рыбами тысячи собравшихся не для того, чтобы показать умение творить хлеб «из воздуха» (хотя Создатель сотворил мир из ничего), а просто потому, что народ голоден. Христос предлагает апостолу Петру идти по воде, потому что хочет воспитать в нём опытом веру в невозможное.

-2

Обратимся и к Ветхому Завету. Красное море расступается перед евреями, потому что в спину им дышат войска фараона. Пророк Илия низводит огонь, ибо иначе не посрамить жрецов Ваала. Пророк воскрешает сына вдовицы, даёт муку и масло тому, кто голодает. Иные чудеса, такие как путешествие пророка Ионы во чреве кита, превращение пророком Моисеем жезла в змею или видение неопалимой купины, может сначала казаться загадочным, но впоследствии разъясняется Божиим откровением.

Итак, чудеса Божии, во-первых, добрые. Во-вторых, они адресные, то есть всегда направлены к конкретным личностям, чтобы спасти их или вразумить, ибо положение, как правило, безвыходное.

Чудеса Божии случались практически с каждым из нас. И вот что важно: обычно чудо противоречит не законам физики или природы, а законам теории вероятностей. Всегда остаётся возможность для неверующего сказать: вам просто повезло, случайное совпадение. На пустой ночной дороге встретился внезапно автобус. Снимок компьютерной томографии пришёл без признаков онкологического заболевания. На экзамене попался хороший билет. И мы восклицаем: «Слава Тебе, Боже!» На этом-то и проверяется наша вера! Ведь мы не сомневаемся, что это чудо, и от Кого оно. Сказать «знаем» здесь строго нельзя, значит – веруем.

Вспомним, когда Христос исцеляет слепого, а законники и священники говорят прозревшему: «Воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник». Но исцелённый не сомневается, Кто отверз ему очи. Кровоточивая женщина коснулась одежды Спасителя и исцелилась от гинекологической болезни. Вообще говоря, поступок дерзкий: в те века такое физиологическое состояние считалось нечистым, а здесь великий Учитель и Праведник… Поэтому несчастная касается не Его, но лишь одежды, но внутренне конечно просит, умоляет об исцелении. И Христос, оборачиваясь, говорит: «Иди, вера твоя спасла тебя».

Чудо не бывает по заказу. Сам Христос в Евангелии от Луки говорит: «Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина» (Лк. 4. 25-27). Поэтому мы не можем просить у Бога чуда. Иначе нарушатся принципы мироздания и свободы воли. Но мы молим Его, чтобы он пожалел именно нас или наших близких.

-3

Когда Христос постился сорок дней в пустыне, к Нему подходил сатана и предлагал делать странные вещи. Тоже в своём роде «чудеса», хотя, скорее, фокусы. Например, превратить камень в хлеб. Напомним, что Христос в пустыне, Он голоден. Но Господь отвечает: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Постясь, Иисус Христос готовится выйти на служение, чтобы как раз произносить такие слова. И сколько потом было в истории христианства примеров – от аскетов до узников в темнице – которые выдерживали ради веры страдания и голод.

«Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также – не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4. 5-7) Дьявол цитирует 90-й псалом царя Давида, где даётся ещё множество обещаний: можно наступать на змей и идти в рукопашную драку со львом – всё возможно для верующего. И ведь бывало? Бывало. Но не по заказу, а просто Бог спасал. И если бы Христос поддался искусителю – представим, сколько искренне верующих людей порасшибало бы себе лбы. Мало попросить у Бога с верой, нужно, чтобы и Бог с этим согласился.

Третье дьявольское искушение связано с победой над всем миром. Даже в Гефсиманском саду, в момент ареста, мог Христос призвать на помощь двенадцать легионов ангелов? Мог, но не стал, ибо шёл пострадать и спасти всё человечество.

Многим известен роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», построенный на искажении Евангелия бесовскими глазами. Воланд постоянно совершает «чудеса», только это, скорее, хулиганские фокусы. Им самое место в цирке, где иллюзионист показывает иллюзии, то есть обманывает. Впрочем, дебют Воланда в Москве происходит на сцене варьете. При этом Воланд исполняет желания людей? Да, связанные с низкими страстями, и так, что больше не захочется. Учит он их чему-то? На отрицательных примерах – да. Пьяница-администратор Лиходеев мечтал о Ялте, там он и оказался. Похотливый Николай Иванович непристойно взирал на молодых красоток? Превратился в борова. Зрители варьете мечтали, чтобы деньги падали с неба? Они это испытали, только дальше-то что? Редактор Берлиоз настаивал на вере в материю и случайность – случай привёл его под трамвай. Наконец, Мастер грезил созданием «бессмертного романа» – сбылось и это, только вот читателей у книги будет немного: автор, Воланд, ещё несколько человек, включая Маргариту. Да и велика ли честь написать лжеевангелие, по сути, под диктовку Воланда…

Что объединяет эти ложные чудеса? Во-первых, эгоизм и самомнение – как Воланда, так и тех, кто запрашивает такое чудо. Во-вторых, привязанность к земному: любовь женщины, валюта, литературная слава… В-третьих, гордыня и злость. Кто-то непременно должен остаться в дураках, и, конечно, в поединке между доверчивым обывателем и Воландом выигрывает Воланд.

Как же быть, если случилось нечто, и мы не знаем, что это – чудо или просто совпадение? Случайностей в Божьем мире не бывает. Будем за всё благодарить Создателя – и за чудеса, и за привычный мир с его испытаниями, который Он создал для нас. В конце концов, земное чудо лишь на время решает какие-то задачи, а главная цель – «жить в присутствии Божьем», согреваясь, как лучами, чудесами Его.

Остап ДАВЫДОВ,
литературный редактор
православного журнала «Колокольчик»

Публикация газеты
«Челябинские епархиальные ведомости»