Вчера, 11 июня, завершилась одна из главных гонок в мировом автоспорте – "24 часа Ле-Мана". Экипаж Ferrari AF Corse в составе Алессандро Пер Гвиди, Джеймса Каладо и Антонио Джовинацци одержал первую для итальянской заводской команды победу за 58 лет участия в престижном марафоне на выносливость. Пилоты тем самым сделали первый шаг к вершине, до которой суждено добраться немногим. Речь идет о "тройной короне автоспорта".
И, вроде, чего особо суетиться, ведь титул неофициальный, и никакой короны фактически на головы пилотов не водружают. Но престиж и возможность стать частью историю, этаким эталоном для последующих поколений – вот что наверняка всегда двигало гонщиками. И, без сомнения, будет двигать еще не одно десятилетие. Но давайте для начала разберемся, кто же ввел такой термин, как "Тройная корона".
На самом деле, история не дает ответ на этот вопрос и не называет имен. Зато мы точно знаем, в каких гонках надо победить, чтобы ее выиграть. В автогоночный триумвират с 1929 года входят "500 миль Индианаполиса", впервые прошедшая в 1911 году, "24 часа Ле-Мана" (с 1923 года) и "Гран-при Монако", введенная в календарь автоспорта как раз в 1929 году. И с той самой поры эти престижные старты не дают покоя пилотам всех поколений, которые изыскивают всяческие возможности принять участие в том или ином событии дабы достичь своей высокой цели.
Но большинство смельчаков останавливались только на одной победе. Зато есть целый список из 12 имен, которым удавалось сделать 2 шага по дороге к мечте. Среди них были такие талантливые и прославленные пилоты своих стран и эпох, как Тацио Нуволари, Брюс Макларен, Джим Кларк, Марио Андретти, Эмерсон Фитипальди, но особняком в этом перечне стоят те, кто пока еще в строю и все еще претендует на завоевание Тройной Короны. Это колумбиец Хуан Пабло Монтойя и испанец Фернандо Алонсо.
Только если вдруг вы думаете, что кто-то из них навсегда впишет свое имя в анналы истории, став первым в своем роде, то смеем вас огорчить: такой человек уже был в мире автоспорта. Звали его Грэм Хилл, и именно он стал первым и пока единственным, кому покорилась "тройная корона". Британский гонщик начал с победы на Гран-при Монако (1963-1965), после чего сумел стать лучшим в Индианаполисе (1966), а в Ле-Мане его болид Matra-Simca MS670 пришел к финишу раньше оппонентов в 1972 году. Тогда Хилл выступал за команду "Matra-Simca Shell" вместе с французским гонщиком Анри Пескароло.
К несчастью, жизнь Грэма Хилла оборвалась внезапно. Его самолет потерпел крушение близ Аркли, когда вся команда Embassy Hill возвращалась с тестовых заездов на автодроме "Поль Рикар" во Франции. Это случилось 29 ноября 1975 года, и вместе с ним в той авиакатастрофе погибли и остальные коллеги гонщика: Рэй Бримбл, Тони Элкок, Терри Ричардс, Тони Брайз и Энди Смолмэн.
Что касается Монтойи и Алонсо, то каждый из них в свое время становился лучшим в Монте-Карло, а также завоевывал звание чемпиона мира в классе F-1, что некоторое время было одним из критериев для завоевания "тройной короны" как раз взамен победе на городской трассе столицы княжества монегасков. Но колумбиец успел победить на "Старой кирпичнице" и пропустить стаканчик молока, а Нандо первенствовал на "Сарте" в 2018 и 2019 годах.
Правда, с той поры на кольцо в Индианаполисе у испанца заехать все никак не получалось из-за действовавшего контракта с командой Alpine. Ранее же обе попытки для Алонсо заканчивались неудачами. В 2017 году мотор на его McLaren Honda отказал по ходу гонки, а в 2019 году из-за аналогичной поломки испанец и вовсе не сумел пройти квалификацию. Посмотрим, как выстроят свою политику Aston Martin в следующем сезоне и отпустят ли испанца на неделю в США.
Монтойе же мы также пожелаем найти свою команду, способную представить надежный гиперкар. А уж за колумбийцем с его опытом дело не станет. Тем более, что он уже успел побыть за штурвалом прототипа на суточном марафоне в Дейтона-Бич и даже занимал призовые места. Более того, в позапрошлом году Монтойя уже имел честь испытать вкус победы на знаменитом французском кольце. Но то была исключительно победа в классе LMP2, а для завоевания "тройной короны" необходима победа в генеральной классификации.
Но Хуан Пабло может добыть и ее. Ранее он уже выступал за команду Роджера Пенске как раз на кольце во Флориде, а на Ле-Ман Team Penske тоже в последнее время привозят свои гиперкары Porsche. Вот и посмотрим, сбудется ли пророчество относительно участия колумбийского пилота в 24-часовой гонке на "Сарте". К тому же, возраст пока все-таки позволяет ему систематически заезжать во Францию: 20 сентября ему исполнится 48 лет, что по меркам автогонок – далеко не закат карьеры.
Текст: Александр Петряков
Фото: Википедия, YouTube (Burnout Media)