Честно скажу, я далека от охоты. Только вот обожаю собак охотничьих пород. Они ведь такие чудесные создания. Охота же совсем не моё. Охотники-отдельная планета, со своим уставом. Я не могу смотреть, как собаки разрывают зверя или гоняют его. Мне это тяжело. Но вот помочь хозяевам справиться с проблемами в поведении питомцев, посильная задача.
Ко мне обратился охотник с восточно-сибирской лайкой. "Нюся не хочет идти со мной в лес. Убегает на поле. Что делать? "
Сперва мне нужно было понаблюдать, что у них вообще происходит. Почему собака отказывается.
Мы пошли в лес вместе. Прошли поле спокойно. Идём себе, разговариваем, собака бежит рядышком, веселится. Только подошли к тропинке, к началу леса, как вдруг резко собака останавливается и встаёт, как вкопанная. Разворачивается и хочет убежать.
Мы спокойно вернулись на поле, и собака успокоилась. Снова пробуем войти в лес, хозяин берёт Нюсю на поводок. Собака ни в какую. Упирается, скулит.
Хозяин переживать начинает. "Я её люблю, насильно в лес не водил. Первый раз взял Нюсю в лес в 4 месяца, нормально пошла, а потом вот... Так стало всегда. Лесных зверей не встречали, никто не мог её напугать. Просто прогуляться с ней проблематично, не то что охотиться... "
У меня не было версий, что происходит с Нюсей.
Пробовали заходить в лес с разных сторон. Я думала, тропинка её чем-то смущает. Но нет, смущал именно лес. Деревья в большом количестве. Запахи. Почему? Непонятно было.
Думаю, надо искать проблему глубже.
Мы пошли домой. Дома Нюся поела мяска, попила воды и легла спать на любимый диван. Хозяин не возражал. Гладил Нюсю по голове, разговаривал параллельно со мной. Ничего такого примечательного не было. Пока не пришла жена хозяина... Вот тут до меня дошло...
Она вошла в дом с еловым веником и зачем-то очень резко накинулась на Нюсю. "Пошла вон с дивана. " И тресь ёлкой по спине. Нюся взвыла и умчалась на улицу. Начался скандал. Хозяева не могли договориться, можно собаке находиться на диване или нет. Ну, мат я слушать не стала, вышла за Нюсей. А она разлеглась на поле и давай нежиться на солнышке.
Получается поле для Нюси-это безопасное место. Поэтому на нём находится можно, а вот в лесу опасно, там эти проклятые ёлки с мерзким запахом растут.
Поговорила с хозяином. Он начал оправдывать жену: "да нет, она тут не при чем... " Хотя сам же признался, что Нюся получает ёлками по хребту за всё, начиная как раз с 4 месяцев.
Короче говоря, решили мою версию проверить. Я отвезла Нюсю в нашу рощу, небольшую, всего лишь в десяток берёз, где нет никаких страшных ёлок. Взяла с собою пару ломтиков сыра, кусочек мяска и сосиску. Чем богаты, как говорится... И устроили с Нюсенькой пикник.
Она с удовольствием посидела со мной под берёзами, покушала аппетитного мяска, слушала шелест листьев. Не было мысли убегать. Мы отлично провели время. Поехали обратно. Домой Нюся не сильно хотела заходить. Мы прошлись по любимому полю, обошли деревенскую улочку, и только когда Нюся снова проголодалась, повернули к дому.
Хозяин был удивлён, что Нюся зашла со мной в берёзы. Долго расспрашивал, как себя вела, как себя чувствовала.
Под конец нашей встречи советы мои были такими.
- Перестать лупить Нюсю. Пока она получает люлей ёлками, она в лес не пойдёт. Ёлок в лесу много, ветви большие и страшные. Она боится.
- Договориться наконец с женой, где можно Нюсе лежать, где нельзя. Чтобы семья действовала заодно. И тогда Нюся будет чувствовать себя спокойно. А то непонятно собаке, как себя вести. Один за диван хвалит, гладит по голове, вторая- веником... Это неопределённость, тревожность. Так и невроз можно заработать.
- Больше хвалить. Подошли к тропинке, похвалить. Сделала пару шагов по направлению к ёлкам, хвалить. Постояла у ёлок, хвалить. И так постепенно, не торопясь она в лес войдёт. Но только при условии, что побои прекратятся.
- Самое главное набраться терпения. Не форсировать события, не раздражаться. Всё будет, но не сразу. Это дело ни одного дня. Ведь так долго Нюся получала еловым веником...
Послесловие. А это Лаки, ещё подростком веселиться в лесу.