Найти тему
HCAndersen

"Кто мы?" (мысли в слух) часть 2

Наши врожденные и сознательно развитые, негативные принципы и пороки развивают наши агрессивные взаимоотношения в обществе.

Ежедневно мы сталкиваемся с какими-нибудь внешними факторами, которые портят наше настроение, выводят из равновесия, шокируют или приводят к стрессу. Мы часто подвергаемся каким-нибудь конфликтным ситуациям или неудачам и очень часто с ними сталкиваемся. В семье, на работе или на улице. Мы злимся, когда наши близкие не пытаются нас понять или стараются нас переделать. Мы выходим из себя, когда нам отдавили ноги в общественном транспорте или создали аварийную ситуацию на дороге. Мы ненавидим и желаем всего самого наихудшего своему соседу, сверлившему стены или начальнику, который требует невозможного, платит мало и старается уличить нас в безответственности, нас выбивают из калеи, регулярно подскакивающие цены на продукты, бензин и коммунальные услуги, заниженные пособия и преграды в социальной сфере.

И все это потому, что нами преобладают эгоизм и гордыня. Отсюда неуступчивость, агрессивность, стремление к доминированию и власти над кем-то. Эти внутренние качества, систематизирующие наше общество, мешают нам и окружающим, что превращает наше общество в некую негативную массу, хаотично кишащую, как сплетенные между собой в клубок змеи.

Ученые доказали, что у многих людей заложено в психике стремление показать свое превосходство, т.е. стремление удовлетворить чувство собственной значимости, а также жажда властвовать над кем-то. И эти качества чаще всего приводят к соперничеству друг с другом во всех сферах деятельности и пребывания человека в обществе.

Когда мы говорим о власти, мы чаще всего думаем о политике. Тем ни менее власть касается каждого из нас в повседневной жизни. Если нам приходится кому-то подчиниться, то делаем мы это потому, что он обладает властью над нами. Наши родители, школьные учителя, тренер иногда заставляют нас делать то, что они считают нужным, даже не спрашивая, хотим мы этого или нет. И мы подчиняемся, поскольку каждый из них имеет власть.

Сила, власть и авторитет – три формы проявление влияния на людей. Они показывают, что один человек (или группа) в чем-то превосходят других. Это может быть превосходство в физических качествах или вооружении. Это может быть превосходство в должности, социальном положений, которое закреплено Конституцией, законом, уставом, традицией. Это может быть превосходство в компетенции, знаниях, нравственных качествах, популярностях и т.д.

"Сербский великий жупан Стефан Неманя передаёт власть сыну Стефана" А. Йованович
"Сербский великий жупан Стефан Неманя передаёт власть сыну Стефана" А. Йованович

Политическая сфера общества- это сфера деятельности, связанная с завоеванием общества, удержанием и использовании государственной власти. Именно здесь разворачивается борьба за власть и разгораются не шуточные страсти по поводу принципов и механизмов управления обществом.

В государстве власть считается средством разрешения экономических, социальных и политических проблем. Доминирующая партия власти призвана проводить всеобщие выборы, расширить политические свободы и права граждан, повышать материальный уровень жизни, укреплять правовой порядок в обществе. Но почти всегда власть превращается в цель и её добиваются не для того, чтобы облегчить жизнь народа или решить важные проблемы, а для того, чтобы обогатиться, улучшить собственное положение или удовлетворить чувство собственной значимости- гордыню.

Из средства решения насущных проблем власть превращается в самоцель по самым разным причинам. Это могут быть личные качества руководителя- лидера. Многие тираны с детства мечтали властвовать над миром. Цезарь, Македонский, Наполеон, Гитлер, и т. д. Кроме того причиной могут быть социальные условия. Мы знаем, что, когда политическая партия набирает голоса, она раздает множество обещаний, задабривая народ посулами решить все их проблемы. Но когда она получает власть, партия моментально забывает о предвыборных обещаниях и делает все чтобы удержаться на политическом олимпе как можно дольше, не гнушаясь и такими средствами, которые губят народ: залезает в долги перед другими государствами, развязывает войны, где гибнут тысячи людей, не борется с преступностью и т. п. В государстве власть возможна там, где взаимоотношения людей выстроены в некую систему, разделены на менее и более престижные возможности и должности, где существуют руководители (лидеры) и подчиненные. Одни, наделенные властью, стоят сверху общественной пирамиды, другие, ее лишенные - внизу.

Издревле общество поделено между собой на общины: племена, нации, государства. Функции же этих объединений заключается в защите существующего способа выживание, подавления классовых противников, охране общественного порядка и поддерживании дисциплины, регулировании социальных отношений, развитии культурно-воспитательной и идеологической деятельности, защите интересов государства в его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене, обеспечении обороны страны и т.д.

Власть государства над обществом помогает осуществлять эти функции безусловно, но нижние слои этой общественной пирамиды несут бремя стимулирования этой системы общественного объединения. Если внимательно просмотреть историю каждого государства последние две тысячи лет, то мы без преувеличения обнаружим, что в этих иерархических порядках общества жертвами всегда становятся нижние слои социальной пирамиды. Простые люди страдают от постоянно усложняющейся, якобы для блага этих людей, системы управления государством, а также личных амбиций управленцев.

Государство защищает страну от набегов сильных врагов и спасает народ от рабства или истребления и общество начинает чувствовать единым целым и достигает мирового признания, но цена величия – это часто высокое бремя налогов и нищета, ограничения или подавление.

Экономические законы вынудили людей придумывать рациональные формы решения политических проблем. Любая деятельность человека облагается данью и сборами. Налог на прибыль, налог на собственность, таможенные сборы и т.д. и т.п. Люди платят для содержания армии, научные открытия, содержания чиновников и дорог. Из средств массовой информации мы ежедневно видим сколько бюджетных средств разворовывается чиновниками, сколько военной техники и боеприпасов уничтожается, сколько бездарных и бесполезных открытий и изобретений финансируется на народные средства, а в каком состоянии дороги известно давно. Через границу за крупные взятки чиновникам проникают наркотики оружие и др.

Тысячелетиями люди, жаждущие власти и переполненные чувством собственной значимости придумывали самые разные способы показать свое превосходство над другими, некоторые из которых также являются этнического и религиозного характера. Крестовые походы в Европе, джихад на востоке и Азии, фашизм и т.д. Взять, к примеру, Югославию, в составе которой раньше входили только представители одного этноса - славянского. Формально это государство национальное. Но славяне – сербы исповедуют православие, а славяне- хорваты – католицизм. И вот в девяностые годы между ними разгорелась война, в результате которой- два разных государства.

-3

Тоже самое произошло в СССР. Католики - прибалты, католики – западно-украинцы, мусульмане-азербайджанцы, мусульмане - узбеки и т.д. Рухнула коммунистическая идеология и в централизованном государстве произошло разобщенность. Каждый человек, отличающийся по расовым, религиозным или иным признакам чувствует себя особеннее других. Отсюда и межгосударственные, межрегиональные, семейные конфликты. Но мало кто понимает, что под влиянием своих порочных качеств и принципов, взращенных и развитых родителями, педагогами, правительством и другими общественными лидерами мы сами создаем себе тысячи проблем, с которыми ежесекундно живем. Мы придумываем себе идеи и яростно отстаиваем их. Мы навязываем эти идеи другим и всю жизнь боремся за это. Борьба идет как между политическими партиями, так и между странами на политической арене, как между корпорациями, так и между покупателями и продавцами на рынке. Сильные поглощают или вытесняют слабых, то и дело подтверждая истинность закона борьбы за существование и выживание сильнейших, что сравнимо с инстинктами животных. Все общество всегда поделено на богатых и бедных, властьимущих и подчиненных, элитой и плебсом. Во все времена властьимущих защищали и отстаивали права и интересы только отдельной категории общества. Остальные же страдали и поддерживали жизнедеятельность этой категории, подчиняясь множествам законов, канонов и обычаев.

Ученые считают, что усиленная правовая регламентация нашего поведения, особенно в форме жестких и властных предписаний, превращает человека в так называемый пассивный “винтик” общественного механизма, каждое движение которого контролируется. Права и обязанности ограничивают поведение определенными рамками, делая его предсказуемым. Они многообразны и зависят от культуры, устройства общества, исторического времени.           

В 11 веке первый русский митрополит Илларион написал книгу “ Слово о законе и благодати”, где говорилось о том, что закон предписывает не всякое, а только справедливое по отношению к другим людям поведение. Оно называлось угодным Богу. Волю Бога должен был предугадать государь, который имея дарованную Господом власть, издает справедливые, т.е. праведные законы. И власть должна быть праведной, т. е. основанной на законе. « -.. Великий князь должен свершать все по закону: быть щедрым, милосердным, заботиться о сирых, болящих и вдовах…”. 

 Прошли века. Цари стали чинить неограниченный произвол и сочинять законы от себя. Совершали геноцид собственного народа, а законы о повышении налогов никак не могли быть угодны Богу. Люди, сотворенные по образу и подобию Божьему, согласно государственным законам, могли продавать друг друга в рабство.

 Но, если государь издает неправедные законы, то у простого народа появляется моральное право сопротивляться им. Так постепенно юридические и моральные нормы, некогда представлявшие единое целое, разошлись. Неподчинение законам получило нравственное оправдание.

Святитель Иларион. Древо Киево-Печерских святых (фрагмент). 1660-е гг.
Святитель Иларион. Древо Киево-Печерских святых (фрагмент). 1660-е гг.

Несколько позже на помощь царю пришел разветвленный бюрократический аппарат. Чиновники стали издавать множество всевозможных цирклуляров, постановлений, инструкций и других подзаконных актов. Люди нередко стали воспринимать всякий закон измышлениями чиновников. Не подчиняться законам стало проще. Ученые дано подметили, что чем больше законов и чем более они запутаны, тем хуже их исполняют. 

Власть нужна людям, чтобы упорядочить их жизнь. Но, если власть издает законы, которые всех обременяют и которые все путают, то она вроде бы уже никакая и не власть. К тому же оказывается, что законы писаны не для всех. Правители издали законы для других, но не для себя. Они стоят выше закона. Равенство перед законом нарушилось. В таком случае закон перестает быть законом, поскольку его главный принцип - перед законом все равны, он не знает исключений. 

К примеру, по закону гражданин должен платить налоги, сборы. Эти деньги поступают в бюджет государства, а затем распределяются на благо граждан, в т.ч. и на охрану его прав. В жизни не редки случаи, когда наши права нарушаются.  Не выплатили в полном объеме страховку, ненадлежащее оказание медицинской помощи, необоснованно отказали в предоставлении какой-либо социальной услуги и т.д. По закону, когда права и свободы гражданина нарушаются он имеет право обратиться в суд. По закону в суде работают профессионалы, имеющие юридическое образование и действующие только на основании закона. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Если же суд первой инстанции вынес не справедливое решение, которое он оглашает по закону от имени государства, и не удовлетворил предъявленные требования к нарушителю, то закон позволяет обратиться в вышестоящий суд- суд второй инстанций, а также третьей и т.д. По бюрократической лестнице судебной власти. Теперь вопрос. Если в судах первой инстанции работают профессионалы, имеющие высшее юридическое образование и действующие только на основании закона, тогда для чего нужны последующие инстанции? Разве эти профессионалы, могут вынести заведомо незаконное решение, которое необходимо затем обжаловать? Практика показывает, что могут. Отсюда и меняется нравственность общества, подпитанное убеждениями, одно из которых- недоверие к власти, закону. Последствия предсказуемы и очевидны – несоблюдение законов, наказание, сломанная судьба и т.д. 

Мы ежедневно сталкиваемся с глупыми и несправедливыми обстоятельствами в семье, на работе, на улице, т.е. там, где присутствует человек. Эти обстоятельства заставляют нас забыть о совести, чести, достоинстве человека, превратиться в агрессивное, жадное, алчное, ненавидящее всех и вся существо. 

-5

Религиозные, культурные и нравственные предпочтения у большинства людей формируются в семье. В семье нас учат не нарушать закон, быть честным и справедливым, а когда нам приходят счета по коммунальным услугам или разглядывая цены в магазинах мы непременно хаем эти законы и властьимущих. Во многих семьях учат тому, что мы русские, а они узбеки, мы православные, а они мусульмане, тем самым, прививая нам этнические и религиозные предпочтения. А став взрослыми, мы учимся избегать эти законы и добиться определенного положения, по возможности в верхних слоях социальной пирамиды, чтобы избежать тяжести социального неравенства. 

Но что нам нужно и чего мы хотим? Быть счастливым на протяжении всей жизни? А в чем счастье? В удовлетворении наших чувств? Чувства собственной значимости среди окружающих нас людей? Несмотря на все стремления поправить свое благосостояние, мы не унесем с собой на тот свет все нажитые сокровища и не продлим себе земной срок больше определенного. Возвышаясь над себе подобными, мы приносим боль и страдания или, провоцируем зависть, ненависть и злобу. Какими бы здоровыми мы ни были, богатыми или обладателями превосходных способностей, нам все равно рано или поздно придется покинуть этот мир, как и нашим потомкам. И ничего мы не сможем с собой взять туда, куда отправимся, кроме своей внутренней сущности – души. А какая она у нас будет- чистая или порочная-это зависит от нас самих. От того, как отведенный нам кем-то срок мы прожили. И состояние нашей души полностью зависит от нашего разума, который ежесекундно атакуется внешними факторами окружающего нас мира, которые постоянно заставляют наш разум перерабатывать материалистическую информацию, угодную лишь нашему бренному никому ненужному после смерти телу. Всю недолгую жизнь мы живем в искушениях и мало тех, кто не страдает от стрессов, переживаний, нервного переутомления и последующих обстоятельств вследствие этого.

продолжение следует...