Найти в Дзене
Epoch Times Russia

Обретение свободы в Божьем законе. Разбор картины «Даниил во рву со львами»

Оглавление

КАРТИНОЙ «ДАНИИЛ В ЛОГОВЕ ЛЬВОВ» РУБЕНС ВДОХНОВЛЯЛ КАТОЛИКОВ ДУХОМ БИБЛЕЙСКИХ МУЧЕНИКОВ

Автор: Эрик Бесс

«Даниил во рву со львами», около 1614–1616 гг., Питер Пауль Рубенс. Холст, масло, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия. (PublicDomain)
«Даниил во рву со львами», около 1614–1616 гг., Питер Пауль Рубенс. Холст, масло, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия. (PublicDomain)

Даниил был набожным иудеем во времена правления царя Дария. Царь Персии Дарий правил примерно в VI и V веках до нашей эры. Он был дружелюбен к евреям и даже сыграл важную роль в восстановлении Иерусалимского храма после его разрушения вавилонянами.

Царь Дарий восхищался Даниилом и стремился дать ему больше власти как управителю, что вызвало зависть чиновников в округе. В результате они хотели опорочить Даниила, но не могли найти недостатков в его характере.

Чтобы дискредитировать Даниила, чиновники придумали хитрую схему. Они убедили царя Дария издать закон, согласно которому любой, кто молится непризнанным богам, будет брошен в логово львов. Закон должен был действовать 30 дней. Царь Дарий согласился. Администраторы знали, что они смогут навредить Даниилу, только если покусятся на его отношения с Богом.

Даниил услышал о новом законе, но это не повлияло на его веру. Он продолжал молиться своему Богу, как и раньше. Чиновники собрались вместе, чтобы застать Даниила молящимся Богу, и доложили царю Дарию, что Даниил нарушил новый закон. Царь Дарий был огорчён этой информацией, но ничего не мог сделать, чтобы защитить Даниила.

Чиновники с насмешками и издёвками бросили Даниила в логово львов.

Царь Дарий беспокоился о Данииле всю ночь, а с первыми лучами солнца побежал посмотреть, жив ли он. Даниил был невредим. Он объяснил царю, что Бог послал ангелов закрыть пасть львам, потому что он был невиновен по закону Божьему.

Царь Дарий обрадовался и освободил Даниила. Затем он бросил львам коварных чиновников, и львы сожрали их.

«Даниил в логове львов» Питера Пауля Рубенса

Питер Пауль Рубенс, считающийся одним из величайших художников в западном каноне истории искусства, писал картины во время Контрреформации Римско-католической церкви. Это было время, когда церковь в борьбе с протестантизмом прославляла раннехристианских мучеников, чтобы пробудить верующих от духовной дремоты.

Рубенс, набожный католик, сыграл собственную роль в Контрреформации. Картина «Даниил в логове львов» была одной из возможностей, которой он воспользовался, чтобы вдохновить других католиков духом библейских мучеников.

Рубенс изобразил Даниила как одинокую человеческую фигуру в композиции. Он сидит справа, скрестив ноги и сцепив руки в молитве. С левой стороны его головы сияет тонкий свет, и он с благоговением смотрит на открывшееся небо.

Деталь картины Питера Пауля Рубенса «Даниил в логове львов», 1614–1616 гг. Масло на холсте. Национальная галерея искусств, Вашингтон. (PublicDomain)
Деталь картины Питера Пауля Рубенса «Даниил в логове львов», 1614–1616 гг. Масло на холсте. Национальная галерея искусств, Вашингтон. (PublicDomain)

Девять львов окружают Даниила, но, похоже, их не интересует этот человек. Львы спят, отдыхают, двое играют, один зевает. Меньше всего их волнует Даниил, который, несмотря на разбросанные по логову человеческие кости, находится в безопасности.

Праведность Божьего закона

На первый взгляд, история о Данииле и логове львов просто демонстрирует силу веры в Бога. Даниил сохранил свою веру в Бога, несмотря на то, что его кинули на смерть люди, занимающие властные позиции. Его вера привела к чуду и спасла его от ужасной смерти. Но в этой истории могут быть и другие смыслы.

Давайте начнём с изучения двух типов законов. Царь — самый могущественный и самый богатый человек в регионе. У него есть власть создавать законы, когда он считает их приемлемыми, и отменять их, когда считает нужным.

Однако чиновники легко обвели вокруг пальца царя Дария, предложив новый закон с единственной целью навредить Даниилу. Закон по сути был основан на ревности. В результате царь не мог помешать причинить вред невинному человеку. Закон мешал царю действовать как хорошему человеку.

Но есть и другой, более высокий закон: закон Божий.

Хотя царский закон не прослеживается на картине, закон Бога ясен. Истина Божьего закона, похоже, связана с состраданием к праведникам. Вера Даниила была сильной настолько, что царский закон — человеческий закон, который пытался помешать Божьему закону — не повлиял на Даниила.

Вместо того чтобы следовать человеческому закону, Даниил решил следовать Божьему закону. Божий закон смог достичь того, что не смогли сделать власть и богатство царя. И он сохранил Даниила — образец праведного характера — в безопасности.

Повелитель животных желаний

Давайте вернёмся к картине, чтобы исследовать второй смысл.

Львы могут представлять наши животные желания, то есть желания плоти. Эти львы подобны затаившимся искушениям, которые ждут момента, чтобы пожрать нас в тот момент, когда мы не будем непоколебимо праведны.

По определению пленники несвободны, а логово львов было местом, куда отправляли пленников умирать. Кости, разбросанные по полу логова, передают зрителям картины судьбу предыдущих узников.

Деталь картины Питера Пауля Рубенса «Даниил в логове львов», около 1614–1616 гг. Масло на холсте, 88 ¼ дюйма на 130 1/8 дюйма. Национальная галерея искусств, Вашингтон. (PublicDomain)
Деталь картины Питера Пауля Рубенса «Даниил в логове львов», около 1614–1616 гг. Масло на холсте, 88 ¼ дюйма на 130 1/8 дюйма. Национальная галерея искусств, Вашингтон. (PublicDomain)

Если львы действительно олицетворяют животные желания, то Даниил должен сделать выбор. Если он выберет искушения, которые олицетворяют львы, то присоединится к их предыдущим жертвам. Если же он выберет закон Божий, то выйдет за пределы мира и будет свободен, где бы ни находился.

Даниил с трепетом смотрит вверх и на выход из логова львов. Сохранил ли он свой ум и сердце на Боге и тем самым преодолел заточение в логове? Значит ли это, что он действительно свободен, несмотря на заточение?

Львы как будто даже не замечают Даниила. Рассеивается ли искушение в присутствии сердца и разума, размышляющих о Боге, и является ли это истинным источником его свободы?

Интересно, что царь не волен остановить исполнение своего закона, однако Даниил кажется свободным, несмотря на то, что заперт в логове львов. Иногда наши человеческие законы разрешают то, что, возможно, не соответствует праведному поведению. Не мешает ли эта иллюзия свободы, то есть идея, что мы свободны, когда поддаёмся искушению только потому, что наши законы позволяют это, быть по-настоящему свободными?

Мы не можем быть нравственными, не будучи свободными, потому что нравственное действие подразумевает нашу врождённую способность выбирать между тем, что мы считаем правильным и неправильным. Неужели мы, подобно царю Дарию, создаём законы, которые мешают нам быть добрыми к нашим ближним? Должны ли мы, подобно Даниилу, подчинить свои животные желания Божьему закону, если хотим обрести истинную свободу?

Эрик Бессдокторант Института докторантуры изобразительных искусств (IDSVA) и доцент колледжа Фей Тиан в Мидлтауне, штат Нью-Йорк.

Источник: The Epoch Times