История танкостроения началась еще в средние века, когда баллисты, катапульты и другие осадные орудия стали прикрывать щитами, подобно современным бронепластинам. Естественным образом идея из модернизации уже имеющегося оружия перетекла в разработку новой техники, где бронирование становилось главной задумкой вооружения.
Вообще, саму конструкцию танка придумал Леонардо да Винчи еще в XV веке. «Танк» имел закругленную форму и деревянное бронирование с окнами для стрельбы, однако его проект особо не имел смысла в военных реалиях того времени.
Принято считать, что первый танк сконструировали британцы. Это был Mark I. Он действительно оказался первым в истории танком, принявшим участие в боевых действиях, однако это вопрос участия. На самом же деле впервые танк был построен на русской земле конструктором Александром Пороховщиковым в 1915 году.
Мастер Русско-Балтийского машиностроительного завода Пороховщиков в 1914 году сам обратился к Ставке Верховного главнокомандования русской армии с предложением создать стальную боевую машину. Чертежи у него уже имелись, поэтому руководство одобрило проект под названием «Вездеход», выделив ассигнации в размере 9660 рублей на его реализацию.
Уже через год первый экспериментальный образец разъезжал по испытательным полигонам. Машина представляла из себя причудливый сварный корпус округленной формы, посередине которого в нижней части находилась широкая гусеница. Сверху должна была находиться небольшая башня, из которой мог вестись пулеметный огонь.
«Вездеход» первоначально показывал неплохие результаты. Ему удавалось достичь скорости в 25 км/ч, которую не могли развить первые английские и французские танки. Однако танк столкнулся с проблемой маневренности и преодоления препятствий. Танку не удавалось поворачивать в нужном направлении из-за несовершенного механизма поворота, а в снежных условиях он и вовсе замирал. Также кабинка водителя была очень тесной и сковывала движения бойца.
После демонстрации «Вездехода» начальству армии проект было решено свернуть. К нему вернутся вновь в 1916 году, когда услышат про английский «сухопутный флот». Через год Пороховщиков разработает «Вездеход № 2» — усовершенствованный вариант своей разработки. Например, в механизме появились бортовые фрикционы, которые даже подсмотрят европейцы и будут устанавливать на все свои танки, а Mark I позаимствует себе высоко поднятый обвод гусениц для преодоления препятствий, который будет установлен на все танки этого семейства.
Проект имел большой потенциал, даже несмотря на первоначальные неудачи, однако экономические проблемы и вспыхнувшая Февральская, а затем Октябрьская революции свернули все разработки.
С уверенностью можно сказать, что идеи Пороховщикова опередили свое время и дали большой толчок европейскому танкостроению, которое активно подсматривало за нами. До конца своей жизни конструктор отстаивал право называться разработчиком первого в мире танка, однако англичане до сих пор приписывает эту заслугу себе. Поэтому хотя бы среди своего родного общества Пороховщиков заслуживает памяти и гордого звания отца мирового танкостроения.