Оригинальная фонограмма была записана Сергеем Маклаковым у себя дома 12 апреля 1982г. Первое легальное издание этой записи и ее восстановление произведено нашей Студией в 1995г.
Это по-настоящему легендарный концерт Александра Розенбаума. Сам автор говорил нам: «Эта пленка впервые проложила мне дорогу к людям...».
До этой записи А. Розенбаум не был знаком ни с Николаем Резановым, ни с его ансамблем «Братья Жемчужные». Ленинградский коллекционер Сергей Маклаков, много записывающий до этого Аркадия Северного и «Братьев Жемчужных», предложил, как говорил нам сам А. Розенбаум: «Записаться с оркестром...». С. Маклаков попросил А. Розенбаума исполнить все песни уже известного на магнитофонах «Одесского цикла». Он же предложил автору посвятить концерт памяти А. Северного, ушедшего из жизни 12 апреля 1980г. Интересно, что А. Розенбаум никогда с Северным знаком не был, хотя его записи слушал. Также важно, что этот альбом единственный, который автор посвятил чьей-либо памяти (не считая, конечно, альбома «Я вижу свет», посвященного памяти его брата Владимира).
Как рассказывал нам сам автор, запись производилась «из под волос», т.е., без предварительной репетиции. 90-минутный концерт записали за 8 часов, без отдельного наложения вокала, т.е., фонограмма имеет полноценное концертное звучание. «Братья Жемчужные» перед записью изучили репертуар А. Розенбаума, хотя, как рассказывал нам Николай Резанов, этого было явно недостаточно. Интересно, что на запись опоздал (на 3 часа) скрипач-виртуоз-цыган Алеша Дулькевич. Именно по этой причине, так как заранее были известны композиции с его участием, пришлось начинать без него. Уникален тот факт, о котором мы сообщаем впервые, что, на самом деле, та часть, которая, в итоге, оказалась второй - является первой. А студийную заставку с названием концерта, прочитанную Н. Резановым, вписали после создания всей фонограммы, для части первой.
Интересен тот факт, рассказанный нам Н. Резановым, что он несказанно был удивлен, когда А. Розенбаум попросил назвать его настоящее имя и фамилию в заставке концерта. Сам Н. Резанов свое имя называть категорически отказался, говоря: «...Саша очень смелый человек, что решился на такое, будучи штатным артистом Ленконцерта...».
Однако, автор настаивал на упоминании его имени, и тогда вместе с именем Розенбаума Н. Резанов решил впервые произнести под запись настоящую фамилию А. Северного - Звездин.
В этот великолепный альбом А. Розенбаум включил не только песни «Одесского цикла», но и песню «Скорая помощь», сказав при этом, что песня написана им на музыку В. Высоцкого, также впервые была исполнена «Гастрольная песня» и блюз «Меня не посадить».
Для создания CD мы использовали первую копию оригинальной фонограммы, так как оригинал был утерян С. Маклаковым.
После производства оцифровки и ремастеринга мы показали запись А. Розенбауму (у него ее вообще не было). Автор сказал: «...Здорово, что сохранилась, но мне кажется, что играла быстрее...». Поясним: все аналоговые магнитофоны той поры имели разную девиацию движения ленты, и поэтому могло произойти изменение тональности записи при копировании. Из положения вышли, призвав на помощь Н. Резанова. Николай использовал цифровой тюнер для точной настройки гитары, и после этого сыграл несколько партий специально для нас. В результате мы вычислили, что Розенбаум прав: наша фонограмма воспроизводилась на половину тона ниже. Большое счастье, что наш DIGIDESIGN позволял спокойно «двигать» тональности. В итоге: пришли к точному соответствию оригинальному звучанию 1982г.
Впервые мы издали эту фонограмму в 1994г. на компакт-кассетах. Затем, в 1995г. - на CD (причем, обе эти записи, к сожалению, с неправильной тональностью: голос А. Розенбаума и, соответственно, вся фонограмма, звучит на половину тона ниже).
Для «Золотой серии» мы не только восстановили оригинальную тональность, но и произвели качественно новый цифровой ремастеринг фонограммы. CD издан нами в 2000г.
Александр Фрумин.