В желании привлечь поисковый трафик, предприниматели часто тратят огромные суммы денег, не получая никаких заметных результатов. Давайте рассмотрим, какие вопросы стоит задавать SEO-подрядчику, чтобы определить его уровень компетенции, а также как понять, не манипулирует ли вами кто-то, вешая лапшу на уши.
Иностранные рекламные платформы уступают место: SEO снова в тренде. Спрос породил предложение, но далеко не всегда качественное. В сети появилось множество "гениев", которые обещают вывести ваш сайт на верхние позиции всего за месяц. И, конечно же, некоторые предприниматели поддаются на такие обещания.
После работы таких горе-сеошников компании обращаются к нам, и мы тратим время и усилия, чтобы вывести их сайты из-под санкций и объяснить, как на самом деле работает SEO.
За 13 лет работы в этой сфере, мы выдели множество таких ситуаций.
Классический случай - обещание вывести сайт на верхние позиции в поисковых результатах с помощью "особой технологии", которой владеют только избранные. Самый странный совет, полученный клиентом от предыдущего SEO-подрядчика - отказаться от использования Яндекс.Директ, потому что, если вы платите Яндексу за рекламу, они будут ограничивать ваш поисковый трафик. Если вы слышите что-то подобное от своего подрядчика - убегайте.
Иногда некомпетентные специалисты пугают предпринимателей своими абсурдными утверждениями. К сожалению, такой подход находит отклик у тех, кто совсем не разбирается в механизмах SEO. Все хотят верить в "волшебные таблетки", которые мгновенно решат все проблемы. Но чаще всего они просто тратят деньги на продвижение, а в худшем случае - наносят вред: некачественная оптимизация может навсегда испортить позиции вашего сайта.
Прозрачность - новая норма
7-10 лет назад специалисты по SEO достаточно успешно использовали серые схемы. С тех пор алгоритмы поисковых систем стали гораздо сложнее, а конкуренция выросла во много раз. В то же время, требования к качеству работы стали более строгими, но поисковые системы стали более прозрачными.
Сегодня, благодаря инвестициям в "белое" SEO-продвижение, можно достичь гораздо больших результатов, чем связываясь с сомнительными специалистами. Предприниматель может оценить компетентность подрядчика даже без специальных знаний в области SEO.
Так с чего же следует начать? Представьте свой сайт как дом вашего бизнеса. Вы бы не приступили к строительству дома без проведения исследования грунта на участке и разработки подробного проекта, верно? Точно так же следует начинать работу над вашим сайтом с SEO-проектирования и разработки стратегии.
На этом этапе вы получите ответы на четыре главных вопроса:
- С каких запросов следует начинать продвижение?
- Что необходимо сделать с сайтом?
- Сколько это будет стоить?
- Когда можно ожидать результаты?
Ответы на эти вопросы лучше включить в первый этап работ. Они помогут вам определить, стоит ли продолжать работу с данным подрядчиком или лучше найти кого-то другого, пока не поздно. Этот этап занимает около месяца, за который вы сможете оценить компетентность специалистов. Я постараюсь объяснить, что должно быть в их работе: если чего-то не хватает, стоит быть настороже, а если проблем больше, то следует беспокоиться. Вы поняли.
Что должен сделать подрядчик:
- Проанализировать поисковый спрос.
Важно понять, как пользователи ищут ваш товар или услугу, какие запросы они вводят в поисковике. Это не только формирование семантического ядра, но и выделение типов и кластеров запросов, определение их приоритетности и популярности.
2. Изучить результаты поиска.
Для каждого кластера запросов необходимо определить типы сайтов и страниц, которые поисковик выдает в результатах поиска. Например, это могут быть официальные сайты брендов, новостные порталы, агрегаторы, маркетплейсы и другие. Важно обратить внимание, попадают ли в выдачу главные или внутренние страницы сайтов, являются ли ресурсы федеральными или региональными. Все эти факторы влияют на корректность SEO-стратегии.
3. Определить уровень конкуренции.
Навряд ли кто-то решится участвовать в гонках Формулы-1 на автомобиле Hyundai Solaris. Выбирая между покупкой болида или участием в гонках более низкого уровня, вам придется принять решение.
На этом этапе подрядчик должен понять, с каких запросов начать работу, чтобы получить результаты как можно быстрее. Для этого необходимо проанализировать топовые выдачи для всех кластеров запросов. Возможно, некоторые запросы уже заняты маркетплейсами и агрегаторами, с которыми без огромного бюджета бессмысленно конкурировать.
4. Составление списка работ.
После тщательного анализа ниши и конкурентов можно определить, как изменить структуру сайта: какие модули нужны и какие посадочные страницы следует создать. Иногда бывает, что лучше полностью переделать сайт, чем придумывать временные решения, которые помогут ему конкурировать.
5. Разработка стратегии.
Вам необходимо быть уверенными, что подрядчик разобрался в вашей тематике, понимает, что нужно делать, и представляет вам логически обоснованные аргументы. Конкретный состав и подробности разработки стратегии зависят от ваших целей и сложности вашей ниши, однако важно, чтобы подрядчик представил и обосновал эту стратегию перед вами.
Как оценить предлагаемую вам стратегию?
Современное SEO-продвижение основано на трех основных элементах:
- Технические параметры.
- Поисковые алгоритмы.
- Бизнес-задачи.
Давайте рассмотрим каждый из них более подробно.
Техническая часть: это фундамент, на котором строится весь проект. Поисковым роботам необходимо знать о существовании вашего сайта и его страниц, а также сканировать их правильно. Это особенно важно для многостраничных сайтов и интернет-магазинов.
Подрядчик должен:
- Описать технические ошибки на вашем сайте.
- Объяснить их значимость и приоритетность для исправления.
- Произвести необходимые исправления.
Как проверить подрядчика?
Все просто: поисковики предоставляют список технических параметров и инструменты для их проверки. Если у вас есть доступ к Яндекс.Вебмастеру или Google Search Console, то вы сможете увидеть большую часть технических ошибок, если такие имеются на вашем сайте.
Ошибки оптимизации в Яндекс.Вебмастере
На этот этап в среднем уходит от 1 до 3 месяцев. Важно не зацикливаться слишком сильно на технических деталях и не тратить слишком много времени на их исправление. Часто ресурсы затрачиваются на исправление проблем в верстке. Конечно, это важно, но только после того, как у сайта уже есть хорошая структура и качественный контент. В SEO важна системная работа и баланс.
Поисковые алгоритмы: Поисковые системы не раскрывают полностью детали своих алгоритмов, но общие принципы и логика их работы известны. Главная цель - предоставить точный ответ на запрос пользователя.
Как проверить подрядчика?
Введите свои целевые запросы в поисковик и изучите, какие сайты представлены в топ-10 результатов. Если среди них маркетплейсы и агрегаторы, а ваш сайт предлагает услуги, то это повод задать вопрос специалисту, каким образом он собирается превзойти их. То же самое, если в топе находятся крупные сайты известных брендов, а ваш сайт является небольшим с 20 страницами. Грамотный специалист должен быть способен объяснить стратегию достижения высоких позиций по конкретным запросам.
Как оценить предлагаемую стратегию?
Очень важно, чтобы SEO-специалисты не только выполняли технические задачи, но и рассматривали их с учетом вашего продукта, целевой аудитории и особенностей вашего бизнеса.
Бывают случаи, когда компании специализируются на продаже сложного оборудования для узкоспециализированной отрасли. Их сайт оптимизирован, содержит тексты с соответствующими ключевыми словами, но не превращает посетителей в продажи. Иногда это происходит из-за того, что статьи на сайте слишком простые для целевой аудитории - инженеров и технических специалистов. Это вызывает недоверие к компетенции продавца.
Как проверить подрядчика?
На начальном этапе подрядчик задает вам множество вопросов о вашем бизнесе, продажах и тщательно составляет портрет целевой аудитории.
Любая предлагаемая работа должна быть обоснована с точки зрения пользы для вашего бизнеса. Компетентный специалист всегда должен ответить на вопрос, каким образом предлагаемые действия помогут достичь бизнес-результата.
Однако успех не зависит только от подрядчика - ваше активное участие также необходимо. Даже если у подрядчика есть обширный опыт, он не может знать всех особенностей вашего бизнеса. Ошибка многих предпринимателей заключается в том, что они рассматривают работу SEO-специалистов как нечто изолированное от операционной деятельности бизнеса:
"Вы занимайтесь своим делом, не лезьте в мои бизнес-операции".
"Отзывы вас не должны волновать, ваша задача продвигать сайт".
"Я плачу вам за SEO, вы должны доставить результаты, а не задавать глупые вопросы".
Важно понимать, что не всё зависит от подрядчика. С вашей стороны с исполнителем должен работать человек, который:
- поможет лучше понять особенности продукта.
- определит четкий портрет целевой аудитории.
- изучит обратную связь и проанализирует продажи.
- расскажет о сильных и слабых сторонах конкурентов.
Это человек, который понимает специфику продукта и особенности клиентов. Конечно, небольшим бизнесам часто не по силам выделить отдельного сотрудника, поэтому эти функции выполняет руководитель бизнеса совместно с SEO-подрядчиком.
Заказчик должен работать в тесном взаимодействии с подрядчиком не только на этапе разработки стратегии, но и в процессе ее реализации. Если вы хотите большей прозрачности, настройте сквозную аналитику, чтобы видеть реальный эффект от SEO и не путать его с другими факторами. Это также поможет SEO-специалисту контролировать не только трафик и позиции в поисковой выдаче, но и конверсию в лиды и продажи. По этим данным опытные SEO-специалисты могут дать рекомендации по улучшению продукта.
Зачем мы пишем это: Цель этой статьи не заключается в том, чтобы рассказать вам о чем-то уникальном или разоблачить мошенников в сфере SEO. Скорее, мы хотели передать одну простую мысль: современное SEO-продвижение - это системная работа.
Механизмы современного SEO-продвижения гораздо прозрачнее, чем вы думаете. Каждый может разобраться в них, чтобы не просто слепо доверять первому попавшемуся специалисту. И даже контролировать работу, задавая осмысленные вопросы подрядчику. "Волшебные таблетки" остались в прошлом. Конечно, есть способы достичь краткосрочного результата, но на долгосрочной дистанции это может сыграть вам на руку.
Чтобы победить в гонке, даже в Формуле-1, необходима системная работа. Один только технарь, даже очень опытный, не сможет прокачать ваш проект: ему потребуется качественный автор или копирайтер, продакт-менеджер, маркетолог. И самое главное - вовлеченный заказчик, который понимает, что происходит в его бизнесе.
Надеюсь, эта статья поможет кому-то стать таким заказчиком!
Хотите увеличить продажи с помощью SEO? Оставляйте заявку на нашем сайте.