статья опубликована на ресурсе "ХайВей" в 2013 году на ХайВее еще до танцоров на Майдане. В январе 2014 я вернулся в Россию. Как только я смог с нашими эндокринологами затормозить стремительное развитие моего диабета, я приступил к переносу 2000 своих топовых публикаций на очевидно погибающем ХайВее на стихи.ру и на прозу.ру. Так в ноябре 2014 материал возник на прозе.ру. Сегодня я с удивлением перечитал его и решил, что не стоит в нём ничего менять. Вот так я писал накануне.
Тому, кому повезёт читать этот текст в первый раз, возможно удастся пережить то самое состояние (или чувство), которое испытал Сталин. разговаривая по телефону с Жуковым в июле 1941-го года.
Напомню юным читателям (старшее поколение эту историю знает наизусть), что на вопрос Сталина о судьбе Киева Жуков жёстко ответил:
- Киев придётся оставить.
После этого разговора Жуков был снят с поста начальника Генштаба и отправлен командовать наиболее угрожаемым на тот момент участком фронта.
Позднее выяснилось, что в основной идее Жуков был таки прав.
Сегодня я поведу речь о перспективах Киева в макроперспективе, так сказать в целом, в рамках обсуждения перспектив города к 2025-ому году.
По большому счету с точки зрения транспортника сегодня Киев - это гигантский логистический центр.
Здесь сходятся водные, железнодорожные, автомобильные и авиационные магистрали.
Идеально или не идеально - вопрос другой. Важно, что реально сходятся.
Что касается водной артерии - Днепра, то здесь никаких значимых перемен в ближайшей и отдаленной перспективе не просматривается. Слава Богу - не Аральское море, не пересохнет. Перенести русло не удастся. Гидрология здесь настолько сложна, что до масштабных проектов мы просто не доросли.
Авиационные центры - весьма и весьма дорогостоящие объекты. Тем более, что вся производственная мощь КБ Антонова требует предельно деликатного отношения. Конечно при взгляде на Киев из космоса (Программа Гугл-Земля) напрашивается вопрос о Жулянах, но это пока только вопрос. Любопытно, что некоторые застройщики весьма решительно присматриваются к берегам Днепра и некоторым трамвайным линиям. Их интерес чисто теоретически понятен.
Отдельная тема - соотношение подземных и наземных магистралей и теоретически возможное возникновение многоэтажных путепроводов.
Рассматривая автодорожную сеть города нельзя не удивляться изобретательности и высочайшему художественному вкусу её созидателей. Эти вены и артерии города при взгляде сверху поражают воображение зрителя. И ведь каждый зигзаг и поворот не просто произведение инженерного искусства но и результат тщательнейшего расчета! Ни одной случайной линии!
Но вот мы приблизились к самому интересному вопросу. вопросу о железнодорожном транспорте.
Начнём с того, что их несколько видов: в первую очередь различим горизонтальный транспорт от вертикального (лифты и эскалаторы! сколько их! Какова их протяженность!! Цифры поражают воображение! Каждые тридцать подъездов девятиэтажных домов дают округленно километр вертикального железнодорожного транспорта! А всего лифтов в Киеве по некоторым данным не то 7000, не то 19000...) Кроме лифтов и эскалаторов есть еще один вид вертикального транспорта (я сознательно исключаю провода и трубопроводы из рассмотрения в этом материале, хотя именно они нередко определяют реальную дороговизну того или иного проекта) ... Это подъёмные краны самых разных конструкций и возможностей.
Видимо в будущем роль вертикального транспорта будет возрастать, и с этим необходимо считаться. Но мы на самом деле ведём речь о другом.
Итак перейдем к горизонтальному транспорту - трамваям, метро... Здесь особых новинок не предвидится. Сеть будет модифицироваться, что то будет убывать. что-то, естественно, добавляться. Самое очевидное - приход метро на Троещину. Не будем заострять внимание на перспективах троллейбусов, хотя электромобили - тема всегда интересная.
Наконец мы о наболевшем. О железной дороге. Не думаю, что открою тайну, если скажу, что во многом именно железнодорожная империя диктует правила игры транспорту-тиранспорту в Киеве. Именно железная дорога занимает выдающееся. без преувеличения, место в организации всей жизни стольного града.
Каковы же перспективы именно этого вида транспорта в логистическом центре по имени Киев?
Вот здесь я намерен предельно кратко обрисовать её перспективу в обозримом столетии:
- Киев придётся оставить!
Куда она уйдёт - под тотальное перекрытие мостами или второй этаж эстакад, перебросит своё русло за пределы великого города - это вопрос третий. Важно только то, что это единственная транспортная система, которая является реальным резервом мегаполиса в градостроительной перспективе. Понятно, что речь идёт не о годах, а о столетии. Но перспектива именно такова. Или железная дорога оставит Киев, или его ждёт еще одно вселенское окружение неразрешимыми транспортными проблемами.
Как мне кажется. На мой непросвещённый взгляд.