Найти в Дзене
Курган и курганцы

В России продолжают появляться новые социальные сети

Оглавление

В среднем россияне тратят на посещение интернет-сайтов и приложений 7 часов 50 минут в сутки.

Многие делают это по работе, учебе или для расширения кругозора и облегчения повседневных задач — 84,3 процента россиян ищут в сети нужную информацию. На втором месте — общение с друзьями и родными. На третьем — просмотр новостей.

По подсчетам Hootsuite (платформа для управления соцсетями), в среднем россияне проводят в соцсетях около 2 часов 28 минут в день. К началу 2022 года количество пользователей популярных соцсетей в России выросло до 106 млн человек (72,7 процента населения) — годом ранее было 99 млн — 67,8 процента. Больше всего люди проводят времени на YouTube* (*сайт нарушает законодательство РФ) — в среднем около часа в день. На втором месте (40 минут) — «ВКонтакте», затем — ранее популярные запрещенные в России иностранные сети.

Все это — усредненные данные. Как правило, люди старшего возраста реже пользуются соцсетями, даже если зарегистрированы в них. А молодежь не мыслит жизни вне сетевого пространства и проводит там почти все свое время. Даже обыкновенное дружеское общение начинается с взаимного «подписаться», или «зафрендиться». Там оно и продолжается — сидящие рядом подростки, молча погруженные каждый в свой телефон, уже никого не удивляют.

Социальное положение и личностные особенности определяются по фотографиям в профиле и оставляемым комментариям. В любую свободную минуту средний человек младше 35 лет занят просмотром коротких видеороликов, смешных картинок, мемов, бездумным пролистыванием ленты новостей (вдруг глаз за что-то зацепится). Если человек активно ведет страницу или блог, то к перечисленному выше добавляется одержимость желанием получить больше реакций на свои действия — в виде лайков, комментариев, репостов. А значит, появляется потребность все время создавать новый контент из разряда «что вижу, то пою»: мои котики, я ем, я улыбаюсь, ветер раздувает мои волосы. И проверять: приросли ли лайки?

Поэтому остаться без телефона хотя бы на сутки (да даже на час) для молодежи и подростков — катастрофа. В последние годы стали популярны диджитал-детоксы, когда молодые люди, чаще — блогеры, едут в специальное закрытое учреждение, где необходимо сдать телефон. У многих это вызывает настоящую ломку. Конечно, после возвращения все становится на круги своя — зависимость продолжается.

В России с запретом некоторых популярных соцсетей ситуация почти не изменилась. Сначала подросла аудитория «ВКонтакте» и мессенджера «Телеграм» — люди среднего возраста и старше остались там. Но молодежь не может жить без запрещенного Нельзяграма: они привыкли к картинкам, видео, коротким текстам-фразам. По-другому им сложно воспринимать других и представлять себя, и все равно выходят на запрещенные площадки.

Тем временем у нас продолжают создавать новые социальные сети, призванные заменить западные аналоги. С 2020 года в России появилось четыре заметных новинки для уничтожения человеческого времени. Если уж не могут без сетей, так пусть хоть отечественными пользуются.

Россграм

Социальная сеть «Россграм» призвана импортозаместить запрещенный Нельзяграм. О ее создании российские разработчики объявили в марте 2022 года. Сейчас в этой сети, как показывает ее сайт, зарегистрировано 831 013 пользователей. Для сравнения: «ВКонтакте» в марте 2023 года пользовались 53,6 млн человек, то есть популярность Россграма сильно отстает. В отзывах на новую соцсеть пользователи в основном выражают недовольство: «Выглядит как Нельзяграм в 2016 году» — то есть совершенно устаревше и немодно. Сейчас создатели привлекают инвесторов, чтобы вложить средства в развитие сети, и обещают им баснословную прибыль. Они уверены, что через пару лет Россграм достигнет небывалой популярности.

Грустнограм

Пока создавали Россграм, русский программист Александр Токарев и его друг-дизайнер буквально «на коленке» придумали свой аналог запрещенной сети, но с необычным отличием. Это сеть для искренних людей (искренность — еще один тренд начала 20-х годов, как и диджитал-детокс). Вместо ярких нельзяграммных фотографий, улучшенных фильтрами и создающих не соответствующий реальности образ «я самый успешный и красивый», Грустнограм предлагает пользователям только черно-белые картинки и серые фильтры. Разработчики назвали его «эмоциональной сетью». Здесь можно быть грустным, веселым, обиженным — показывать настоящие эмоции и получать поддержку. Главное — быть искренним и поддерживать других.

В первые же недели в ГГ зарегистрировались более 180 тысяч человек. Популярность ее продолжает расти, хотя разработчики говорят, что сделали ее как шутку, не ожидая, что она так понравится людям.

ЯRUS

Социальную сеть с патриотическим названием разработали в 2020 году в разгар коронавируса. А после событий февраля 2022 года количество ее пользователей резко возросло и превысило 11 млн. Название, по словам основателя сети Дмитрия Илюхина, означает «я из России» и отражает устройство сети: персональные ярусы без информационного шума. Пользователь после регистрации может создать тематические полочки-ярусы. Например, политические новости, искусство, рецепты, котики. Ничего лишнего в его пространство попадать не будет.

После отмены для россиян монетизации на YouTube ЯRUS предлагает возможность зарабатывать на создании текстов, видео или фото. Если другим пользователям это будет нравиться и они станут перечислять виртуальные монеты, вы сможете вывести их и обменять на реальные рубли. Начисляются бонусы за просмотры видео: тысяча просмотров — 50 рублей, а дальше действует увеличенная система вознаграждения. Если видео наберет миллион просмотров, то автор заработает 10 млн рублей.

Norm

Последняя разработка российских айтишников напоминает серию из полуфантастического фильма «Черное зеркало» (18+). Все люди там имели свой рейтинг или антирейтинг, который определял их положение в обществе, доступность услуг, трудоустройства и даже дружбы. Рейтинг каждого можно было посмотреть в приложении, отсканировав лицо. Также можно было оценить его, поставив палец вверх или вниз, в зависимости от того, понравился человек или нет, улыбнулся или нахамил. Те, кто отказывался жить в этой глобальной соцсети, становились призраками, оказавшимися вне общества.

Социальную сеть Norm создали разработчики Грустнограма. О ее выходе в свет стало известно на днях, в начале июня. Norm позиционируют как рекомендательную платформу, предназначенную для «нормальных людей». Продвигаться в ней смогут только блоги, бренды и бизнесы, отмеченные пользователями как полезные (вместо лайков там значок Norm, «нормально»).

Попасть в сеть можно только по приглашению (сейчас их получили пользователи Грустнограма). Но если ты пригласил друга, а он «не норм», твой уровень упадет. За все ты отвечаешь репутацией. К счастью, пока быть «ненормальным» — то есть вне сети Norm — можно без ущерба для себя. Но фильм с вездесущим рейтингом все-таки вспомнился.

А что останется?

Социальные сети из мешающих продуктивности, но относительно безвредных пожирателей времени и личного пространства начинают претендовать на большее. На твою душу, как Грустнограм. На твою репутацию, как Norm. На фоне этого увлеченность фотоисториями в Нельзяграме, рисующими вымышленную гламурную жизнь, кажется безобидной игрой. Люди постарше отнесутся скептически к сетевой искренности и обнаженности чувств, так же, как к показателям «норм» и «не норм». А вот подростки и молодежь, склонные заменять реальную жизнь цифровой, вероятно, воспримут это гораздо острее.

Вряд ли ситуацию можно радикально изменить: интернет-реальность — это часть современности. Но немного повернуть жизнь в сторону офлайна все-таки можно. Для этого необязательно устраивать диджитал-детоксы (они все равно работают, только пока работают). Нужно просто чаще откладывать телефон и разговаривать глаза в глаза. С коллегами, подчиненными, детьми, друзьями и родственниками. Это совсем по-другому. Без фильтров.

Ну и, конечно, не отправлять ребенка играть с телефоном, чтобы он не мешал вам заниматься своими делами. Ведь именно с этого: «Поиграй в телефоне, а я пока…», которое стали говорить мамы и папы еще лет десять назад, когда распространилась мобильная связь, все и началось. И теперь вчерашние дети, нынешняя молодежь, ушли туда жить. Но не «пока я…», а насовсем. Давайте иногда возвращаться — тут хорошо.