Первый опыт курения, употребления алкоголя и наркотических веществ обычно происходит в компании сверстников. Причин, по которым ребенок соглашается попробовать новое вещество, довольно много:
- желание доказать, что он смелый и достоин места в компании;
- стремление поступить наперекор слишком строгим родителям;
- любопытство и желание попробовать что-то новое;
- доверие к друзьям, если они уже пробовали наркотик раньше и утверждают, что он «клёвый».
Для подростков нехарактерно обращение к опасным веществам от отчаяния или безнадежности. Исключение составляют дети, проживающие в заведомо неблагополучных условиях психологического и физического насилия, за чертой бедности или в маргинальных семьях.
Наркотики и подростки - довольно сложная тема для школьных психологов и родителей, потому как у детей нет сформированного негативного отношения к психоактивным веществам (ПАВ). Слова о «безобидной травке» или «отличном способе похудеть к выпускному» несовершеннолетний не всегда связывает с наркозависимостью и соглашается на эксперимент. Через данный этап проходит множество детей, но зависимыми становятся далеко не все.
Ребенок-наркоман проходит несколько стадий развития зависимости. Рискованные эксперименты и желание попробовать новые вещества - лишь первый этап, на котором формирование зависимости не происходит. Единичный случай употребления может вызвать неприятные ощущения, но редко серьезно нарушает физиологические процессы.
Второй этап - регулярное употребление. Если первый опыт оказался приятным, то у ребенка может возникнуть желание снова употребить наркотическое вещество или попробовать что-то новое. Употребление наркотиков снижает когнитивные функции и притупляет чувство радости, поэтому через некоторое время начинаются проблемы с учебой и общением, а новая доза требуется, чтобы улучшить настроение и самочувствие. Начинает формироваться физиологическая зависимость.
Последний этап - деградация личности подростка. Ребенок перестает интересоваться чем-либо, кроме покупки наркотика и получения приятных ощущений, состояние наркотического опьянения выступает для него единственной нормой.
Чтобы понять, как уберечь ребенка от наркотиков, необходимо разобраться, почему дети принимают психоактивные вещества. Желание влиться в компанию и склонность к экспериментам - причины первой пробы, а вот повторное и регулярное употребление обычно связано с:
- недостатком поддержки в семье - детям, которые чувствуют себя важными и ценными, нет необходимости самоутверждаться в компании с помощью наркотиков;
- травлей в коллективе - наркотик может стать как попыткой вписаться в коллектив, так и способом отвлечься от агрессии одноклассников;
- стремлением к свободе самовыражения - для детей слишком опекающих, либо критикующих и излишне требовательных родителей наркотики становятся попыткой принять самостоятельное, “взрослое” решение;
- попыткой похудеть - постоянное давление индустрии красоты заставляет девочек и девушек садиться на диеты, голодать и пробовать запрещенные препараты, ускоряющие метаболизм.
В зону риска входят дети наркоманов и алкоголиков, а также родителей, имеющих зависимости, которые в обществе снисходительно осуждаются, но не считаются криминалом:
- курящих табак;
- одержимых идеями «псевдоправильного» питания;
- приверженных культу еды и потребления;
- одобряющих регулярное употребление небольших доз алкоголя;
- зависимых от онлайн-казино и азартных игр.
Физиологически зависимость от наркотиков проявляется довольно ярко:
- Меняется речь, она становится то эмоциональной, то замедленной, часто ребенок путается в словах, забывает начало фразы, отвечает невпопад.
- Бледнеет кожа, могут появляться необъяснимые синяки, сосудистые звездочки.
- Зрачки плохо реагируют на свет - слишком расширяются или сужаются, часто ребенок старается избегать чересчур яркого освещения - оно причиняет боль. Белки могут покрываться сеточкой расширенных капилляров, приобретать желтоватый оттенок.
- Аппетит меняется - подросток то вообще перестает есть, то начинает поглощать пищу в непривычно больших объемах. При этом, как правило, тело худеет, а ребенок регулярно страдает от проблем с пищеварением - диареи, тошноты, рвоты.
- Появляются проблемы с артериальным давлением - гипотония и гипертония, может возникать тахикардия - усиленное сердцебиение.
- Нарушается координация движений - ребенок спотыкается, влетает в косяки и углы шкафов, с трудом завязывает шнурки, не может написать ровно даже несколько строк.
Предотвратить развитие зависимости намного проще, чем победить ее, поэтому родители должны уделить внимание вопросу наркотиков уже в начальных классах. Необходимо побеседовать с ребенком, рассказать о том, что существуют такие вещества, которые ненадолго дарят радость и восторг, но отбирают годы жизни, здоровье и возможность стать достойным человеком.
Для проведения беседы стоит изучить разные материалы - о видах наркотических веществ, о том, как их маскируют и как предлагают в первый раз. Также важно, чтобы ребенок был абсолютно уверен - если он все-таки попробует такое вещество, его не будут ругать или наказывать, а обязательно помогут. Подросток-наркоман увязает в зависимости из страха, что его осудят, поэтому так важно его доверие к родителям.
Обязательно подавать пример позитивной активности: заниматься всей семьей спортом, подобрать хобби и обсуждать достижения, заниматься полезным трудом. Чем больше ребенок вовлечен во “взрослые” дела семьи и чем больше он ощущает себя самостоятельным и ценным членом семейной группы, тем меньше риск развития наркозависимости.
Если появились подозрения, что ребенок пробует наркотики, необходимо:
- Спокойно обсудить эти подозрения без обвинений. Возможно, выяснится, что причиной эмоциональности и заторможенности стала первая любовь или конфликт с учителями - и тут тоже необходимо оказать поддержку и помощь.
- Если выяснилось, что ребенок все же попробовал наркотик, не нужно ругаться. Необходимо показать действительно взрослую реакцию: позвонить в наркологический диспансер и записаться на консультацию, чтобы выявить, как сильно принятые вещества навредили организму.