Хочу рассказать вам о психологическом эксперименте, который обнаруживает большую вероятность связи между агрессивностью фильмов и соответствующим поведением детей.
Кратко о выводах
Наблюдая за агрессией взрослых, дети её быстро считывают и запоминают. Хотя, надо уточнить: будут они пользоваться новыми паттернами или нет в некоторой степени зависит от "морали" просмотренного ими видео. Если "зло" по сюжету наказывается, то они в меньшей степени будут повторять за антагонистами. Если же оно поощряется, то они, скорее всего, возьмут на вооружение негативную модель поведения.
Кстати говоря, отсутствие морали приводит тоже к негативным последствиям.
Эксперимент с куклой «Бобо»
Психолог Альберт Бандура и его коллеги в 1961 году провели эксперимент под названием «Эксперимент с куклой Бобо». Исследователи стремились выяснить, будут ли дети по собственному желанию и без наблюдения повторять совершенные взрослыми насильственные действия, увиденные ими на видеозаписи. Иными словами, увеличится ли агрессивность их поведения после просмотра соответствующего ролика.
Ход эксперимента
1 этап. Просмотр записи
Всего участвовало 3 группы детей дошкольного возраста (мальчики и девочки), не отличающиеся по общему уровню агрессивности. Каждой из них была показана видеозапись, на которой взрослый человек избивает ростовую надувную куклу «Бобо», похожую на клоуна. Первая группа увидела, как героя фильма хвалят после избиения, во второй группе его наказывали, а в третьей никаких последствий у действия не было.
2 этап. Проверка исполнения
После просмотра каждому ребенку было предложено поиграть с куклой «Бобо», соответствующей ему по размеру. В этот момент экспериментаторы производили подсчет количества совершаемых детьми агрессивных актов, копировавших поведение взрослого на видео. Этот показатель был назван «проверкой исполнения» (Рис.1).
Можно заметить, что предложенные в видео модели поведения оказывали значительное влияние: дети, которые видели вариант фильма с последующим осуждением поступка, избивали куклу значительно менее интенсивно, чем в остальных группах. Причём уровни агрессивности имеют гендерное различие, что, скорее всего, обусловлено разностью в воспитании.
3 этап. Проверка научения
Далее детям было предложено за «награду» показать исследователям как можно больше моделей поведения, увиденных ими в фильме. Эта просьба значительно изменила ситуацию (Рис.2). Теперь дети во всех группах продемонстрировали высокие показатели агрессивного поведения. Выявленные на этапе проверки исполнения различия нивелировались, так же как и гендерные.
Выводы
Итак, можно ли сказать, что сцены насилия в кадре влияют на склонность к агрессивному поведению детей?
Эксперимент Бандуры позволяет нам сделать вывод, что да, вероятнее всего это действительно так работает. Дети с легкостью запоминают и повторяют новые для себя паттерны поведения. Плохо ли это? Наверное, да, ведь мало кому хочется плодить насилие в обществе. Но тут есть и хорошая новость: от «морали», посыла ролика сильно зависит, будут ли они пользоваться приобретенными навыками. Если фильм даёт понять, что подобное поведение неприемлемо, то, скорее всего, агрессия будет выражаться в меньшей степени.
Хочется ещё отметить (это уже отвлеченные размышления), что было бы здорово показывать детям альтернативу, социально приемлемые способы выражения негативных эмоций.
Поэтому да, смотреть с детьми боевики не лучшая затея, стоит выбирать более спокойные фильмы. А если в них всё-таки присутствуют элементы насилия, то лучше заранее подумать о том, какие выводы сможет сделать ребенок после просмотра.
Больше о доказательной психологии читайте у меня на канале: https://t.me/psychologichnaia