Найти тему
Ретро-Исилькуль

ВСЕ РОЛИ – ГЛАВНЫЕ

С Натальей Николаевной Акуленко, учителем Исилькульского лицея, номинантом региональной премии «Народный герой», наш корреспондент Елена Обаева поговорила о тенденциях в развитии современного образования, о социальных (и театральных) ролях и убедились, что второстепенных среди них нет.

Наталья Николаевна, можете назвать Ваши социальные роли?

- Я дочь, жена, мама, бабушка восьмимесячной внучки – совершенно новая для меня роль. Я актриса народного театра больше двадцати лет. Это моя отдушина со студенческих лет. Мы с мужем познакомились в университетском студенческом театре. Это хобби, которое переросло в большую любовь к театру и к людям театра.

Ну и конечно, большая и важная часть моей жизни – это работа. Я учитель русского языка и литературы, заместитель директора по научно-методической работе, курирую работу с педагогами, поскольку методическая часть - это обучение взрослых людей, работаю с одаренными детьми - это олимпиады, конкурсы, творческие проекты. Сама люблю участвовать в конкурсах – и вместе с детьми как организатор и координатор, и в конкурсах для педагогов. Всегда интересно, под каким углом еще может быть подана наша работа, она очень многогранна.

Если посмотреть на определение педагога, то можно найти порядка двадцати ролей, начиная от воспитателя и того, кто дает знания, кто опекает, помогает, заботится, до человека, который организует внеурочную деятельность, работу с родителями, педагогическую поддержку и высокомотивированных, способных детей, и детей, у которых есть сложности в обучении.

- Профессию педагога Вы выбирали осознанно, понимая все сложности этой работы?

- Я третий педагог в нашей семье. Моя бабушка Александра Абрамовна Ганзюк была учителем начальных классов, ветераном труда. Она начинала работать в 1943 году и всю свою жизнь была педагогом. Но из ее четырех дочерей одна работала преподавателем в колледже.

У меня в школе был замечательный педагог - Валентина Александровна Павлюкова. Наверное, именно потому, что я попала к ней учиться, я выбрала эту профессию. Я увидела в ней человека интересного, мне показалось, что это настолько увлекательно, что мне тоже захотелось этим заниматься. Вероятно, и она увидела во мне какие-то задатки. Давала мне дополнительные задания, книжки, стихотворения. Все это повлияло на мою заинтересованность. И я поняла, что хочу делать только это. У меня никогда не было никакого другого варианта. Однажды меня спросили, почему я не стала врачом, как моя мама, я очень удивилась, потому что никогда об этом даже не думала.

А моя дочь Варвара захотела быть учителем начальных классов, окончила педуниверситет. Профессия сложная, потому что предметов много и дети маленькие, но бабушка сказала: пусть идет, у нее все получится. Теперь вот есть уже четвертое поколение педагогов.

- Вы окончили школу № 173 (ныне лицей) и в нее же пришли работать. Как Вам дался этот переход из одной роли в другую, из ученика в учителя? Ведь там же еще работали учителя, которые Вас учили.

- Когда я пришла работать, директором была Людмила Даниловна Полукарова, она же была директором и когда я училась. У меня была очень большая нагрузка – три пятых класса во вторую смену и еще кружок. Я пропадала на работе. Меня очень поддерживали даже тогда, когда я впадала в отчаяние, когда мне казалось, что ничего не получается и что мне нужно прямо сегодня закрыть за собой двери школы и пойти делать что-то другое.

Мне было приятно узнать этих людей как своих коллег. А Валентина Александровна Павлюкова, когда я растила маленькую дочь, взяла мои классы. Я убедилась, что эти люди и как коллеги очень интересные, душевные, способные видеть, в какой момент нужно поддержать или пожурить, или похвалить, потому что похвала дает человеку крылья.

- Сейчас, проработав много лет, Вы, наверное, и сами кому-то являетесь наставником. Есть ли среди Ваших бывших учеников те, кто избрал профессию учителя?

- Среди моих выпускников есть филологи. Работающая со мной Мария Олеговна Власова – моя выпускница. Она теперь не только моя коллега, но и мой друг.

Быть наставником – очень ответственно, потому что ты становишься частью жизни другого человека больше, чем для всех остальных. Это делает тебя тем, к кому обращаются с чем-то очень личным. Поэтому здорово, когда находятся люди, которые хотят продолжать твою работу.

Сейчас моя бывшая ученица Катя Левина учится на филологическом факультете педуниверситета. Она до 9 класса училась у Марии Олеговны, а в старших – у меня. Ждем, чтобы она приехала к нам работать.

- Наталья Николаевна, давайте поговорим про театр. С какого времени играете? Есть ли любимые роли?

- Играю больше 20 лет. Начинала в университетском театре, пришла туда на 1 курсе, получила колоссальный опыт общения с интересными людьми. Там мы ставили классику, мне посчастливилось играть в «Чайке» Чехова. Театр стал любовью, которую я несу через свою жизнь и стараюсь передавать своим ученикам.

Любимые роли, конечно, есть. Мне очень нравился спектакль «Ная», который мы ставили с Николаем Самуиловичем Глевским. Я там воплощала образ девушки-мечты, которая есть только в воспоминаниях. Это было нелегко, но очень интересно.

А вообще, любые роли дают возможность увидеть что-то в себе самом. Когда проходил фестиваль «Театральные встречи» в Исилькуле, мы показывали спектакль по Островскому «Не все коту Масленица». Впервые пришлось играть мать взрослой дочери. Притом, что я и в жизни мать взрослой дочери, трудно было понять, что бывают и другие отношения между взрослыми и детьми. Островский показал другую грань, которой в моей семье не было. И надо было понять, как это сделать, чтобы зрители поверили.

- А в Вашей основной работе театральный опыт помогает?

- По возможности, стараюсь обсуждать с учениками театральные постановки, кинопремьеры по художественным произведениям. Сейчас есть разные ресурсы, где дети могут посмотреть спектакль любого театра. Обсуждаем, совпадает ли театральная трактовка с тем, что написал автор, где режиссерская линия или актерская, чем отличается текст, который мы слышим со сцены, от исходного, какое настроение вложено, чем отличается наше чтение по ролям от игры актеров.

Среди учеников всегда есть дети с актерскими способностями. В нашем городе было не так много возможностей у детей посещать театральные студии или кружки. Но сейчас принято решение, что к 2024 году в каждой школе должен быть создан театр. И они практически уже есть, но разного уровня. Увидеть эти коллективы мы смогли в марте этого года на первом районном фестивале школьных театров. Мы с мужем были членами жюри, увидели, как много в нашем районе интересных людей, заинтересованных педагогов, как дети искренне переживают за сыгранные роли, прислушиваются к отзывам.

Надеюсь, этот фестиваль станет традиционным.

- Наталья Николаевна, я почитала Ваше портфолио на сайте «Народного героя». Заинтересовали некоторые темы Ваших исследовательских работ, публикаций. Но и натолкнули на ряд вопросов. Вот, например, «Тенденции развития образования в ХХI веке, формирование навыков будущего». Я даже не про навыки будущего хочу спросить. Сейчас много говорится о том, что российское образование переживает кризис, что мы где-то пошли не тем путем, что, может быть, стоит отменить ЕГЭ, вернуть советскую систему образования. Каково Ваше мнение?

- На самом деле, тенденции, как обычно, очень разные. С одной стороны, хочется унифицировать, сделать так, чтобы было единообразие, потому что это равенство возможностей. И ЕГЭ, по моему глубокому убеждению, эти возможности дает. Одинаковые КИМы для всей страны, одна шкала для всех учеников. И если никто не нарушает процедуру проведения экзамена, то ученики реально получают те баллы, на которые они способны сдать экзамен. По моему опыту, а я в старшей школе работаю много лет, ученики сдают экзамен так, как они на него вышли, как постарались. Поэтому у нас есть выпускники, которые учатся в вузах Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов на самых разных специальностях. И все это благодаря тому, что есть единство подходов. Поэтому вряд ли есть смысл отменять ЕГЭ. Возможно, его как-то модифицируют, оптимизируют, как это происходит каждый год.

ка, то это, в первую очередь, умение общаться, потому что многие разучились это делать. Важны также навыки командного сотрудничества, распределение функций - кто и что будет делать, в какие сроки. Умение выполнять задачу в поставленных параметрах – это сегодня актуально. А еще - навык самопрезентации. Люди любой специальности должны уметь о себе заявлять, конкурсы профессионального мастерства проводятся среди работников разных сфер. Значит, человек должен не только хорошо делать свою работу, но и уметь об этом рассказать, чтобы его услышали, поняли и оценили.

- Воспитательная функция школы должна возвращаться? Ведь от этого пытались отказаться.

- Она возвращается. Сейчас есть урок «Разговоры о важном» по всей стране. Каждая учебная неделя начинается с подъема государственного флага, исполнения гимна. Радует, что сейчас мы возвращаемся к теме патриотизма, уважения к старшим, тем людям, которые были до нас. Наконец-то мы понимаем, что жизнь началась не в тот день, когда мы появились на свет, что память – по-настоящему живой аспект человеческой личности.

- Однажды, уже довольно много лет назад, я брала интервью у учительницы. Она сказала, что сейчас заметно поменялась функция учителя. Раньше он был единственным источником знаний в жизни школьника, а сейчас, когда ребенок может получать знания из разных источников, учитель должен выполнять функцию сопровождения. Вы согласны?

- Роль учителя стала очень разнообразной. Да, она и в том, чтобы быть рядом, направлять тот процесс, который называется познанием, организовывать его.

Конечно, все равно многое исходит от учителя. Например, в этом году я впервые пришла к семиклассникам. По сравнению с десятиклассниками они маленькие дети. И я поняла, что для них нужно сотворить чудо, их нужно удивлять. И этим удивлением для них является то, что я знаю что-то, чего не знают они. Но удивление не может длиться постоянно. Заинтересованность заставляет двигаться дальше, ориентирует ребенка на самосовершенствование, самореализацию, самопознание. И это не только то, что есть в интернете, а и то, что есть в общении с людьми. Многое можно узнать, участвуя в совместной деятельности – поисковой, исследовательской, волонтерской, шефской помощи.

- В этом году от нашего района на премию «Народный герой» номинированы сразу три педагога…

- Думаю, повлиял Год педагога и наставника! Хотя, конечно же, у нас есть интересные люди из разных сфер. «Народный герой», по моему мнению, - это человек, который чего-то добился в жизни и дал другим людям. Мне кажется, сегодня быть героем – это просто хорошо делать свою работу. А учителя делают нужную и трудную работу каждый день.

Я верю в то, что человек должен делать то, что он хочет. Но нужно создать условия, чтобы человек, который хочет работать, мог сохранить себя как личность. Потому что, как бы возвышенно это ни звучало, сегодня мы работаем для тех, кому завтра оставим нашу планету.

Поддержите Наталью Николаевну Акуленко на сайте "Народный герой"

Интервью опубликовано в газете "Знамя" Исилькульского района 16 июня 2023 года.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц