Рассказ "Цыганочка", часть 19.
Спасибо большое всем читателям за поддержку 💫, за лайки👍 и комментарии✍ !
Валентина тоже переживала, хотя старалась держаться. Ей очень было жаль Ларису, добрую и тихую. Да и понимала свекровь, что её Василька без Лариски просто пропадёт. Невестка работала не покладая рук, не было такой работы, с которой бы не управилась. Вася тоже не сидел без дела, но головные боли, которые всё чаще давали о себе знать, не позволяли ему работать в полную силу. Стоило ему постоять, согнув голову, как он потом еле доходил до дома и лежал. Так плохо ему было.
Лариска же старалась сделать всё то, что могла, чтобы мужу было полегче. Перешли они с ним жить в дом, где цыганочка столько лет жила вместе с Зоей. Каждая мелочь в избе напоминала Ларисе о маме. Казалось, что и сама Зоя ещё не ушла, а находится здесь. Цыганочка это чувствовала. Когда оставалась одна, разговаривала со своей мамой, рассказывала ей о своей жизни. Не могла сдержать слёз, когда говорила о ребёнке. Уж очень мечтала Лариса стать мамой.
Однажды днём цыганочка так наработалась и наплакалась, что не заметила, как уснула. Обычно она перед ночной сменой никогда не спала, потому что было некогда. Отдыхала, когда после работы утром возвращалась домой. А здесь сама не заметила, как провалилась в какую-то бездну. И снилось ей, что летала она в облаках. И к ней пришла Зоя.
-Мамочка, мамочка! - Лариса протянула руки к своей маме. Но та не дала до себя дотронуться. Спросила только ласковым голосом:
-Как ты здесь, моя доченька?
Лариска сказала о ребёнке, которого потеряла. Мама произнесла:
-Так надо, Лариса, так надо. Было бы только хуже, если бы ты сына своего родила.
Потом она стала отдаляться. Лариса пыталась остановить её, но Зоя уходила всё дальше. Вдруг остановилась, повернулась и предупредила:
-Держись подальше от Петьки.
Цыганочка вскочила, ничего не понимая. Ей казалось, что это был вовсе не сон, а явь. Как будто мама действительно только что разговаривала с ней.
"Почему было бы хуже? А Петька кто такой?" - не могла ничего понять Лариска. У них в деревне не было людей с таким именем. О полицае Петьке цыганочка даже и не вспомнила. Успокоила себя тем, что мама находится рядом с ней. Она всё знает и видит. И эта мысль придала сил Лариске, которая пошла справляться по хозяйству. Потом пришёл с работы Вася и начал помогать.
-Ко мне мама приходила, - призналась Лариса.
-Когда?
-Я уснула и увидела её.
Вася посмотрел на свою любимую жену и подумал, что ей нельзя оставаться одной. Но вслух ничего не сказал, а перевёл разговор на другую тему. Начал рассказывать про колхоз и про то, что люди всё чаще заводят разговоры о денежной оплате труда.
-Раз так говорят, значит, всё так и будет. Надо только ещё немного подождать.
***
Перед Октябрьскими праздниками навестить племянницу решила тётя Шура, но в этот раз не одна, а с Клавой и Кондратом. Она и раньше приезжала в такое время на свежину к сестре. Знала, что Зоя щедрая и даст кусок сальца. Лариса и Вася уже подготовили для родственников окорок.
Тётя Шура сходила вместе с Ларисой на кладбище, где начала расспрашивать цыганочку о её семейной жизни:
-Как ты, Лариса? Вася твой не обижает тебя?
-Что Вы! Он такой добрый, жалеет меня. Правда, здоровье у него не очень. А так о таком, как мой Василька, можно только мечтать.
-Вот и хорошо! А моя Клава, - Шура махнула рукой и заплакала. - Попала так попала!
-Они же вместе приехали.
-И что? Я тебе по секрету скажу: разборки не так давно у них были. Гулящий он. Клава плакала и сотворить с собой что-нибудь грозилась. А потом я сказала, что схожу к его руководству. И не в город, а в столицу поеду, где главный их начальник. Тогда Кондрату точно не видать большой должности. И столицы не видать. Я говорю Клаве, чтобы она руки отрясла, пока молодая, но она плачет, что любит его. А он оказался таким, что юбки не одной пропустить не может.
-Так а где он успевает? Ведь в деревне работает на станции.
-Вот там и чувствует себя вольно. Не только работать успевает, но и молодиц обхаживает. Ездит туда постоянно, придумывает разные предлоги. А Клава наивная. Я никогда не думала, что она так себя будет вести. Всегда гордой была, знала себе цену, а здесь поникла. Держится за него, потерять боится. Из-за него в институт не захотела поступать. Если честно, я на этого Кондрата смотреть не могу.
Когда Лариса и тётя Шура вернулись домой, Валентина, Вася, а с ними и Клава с Кондратом сидели за столом.
-Помянем нашу Зою, - предложила Валя, но Шура, Кондрат и Клава отказались пригубить светлую жидкость, которую Валя собиралась налить из большой бутылки.
-Нет, мы такое не пьём, - хихикнула Клава.
-Тогда закусывайте, берите, что есть, - развела руками Валентина.
Гости долго не сидели, а засобиралась домой. Кондрату пришлось нести окорок. Он начал было жаловаться, что тяжело ему будет, но Шура недовольно пробубнила:
-Посмотрим, как уплетать будешь. Это же свойское, вкусное.
-Извините, - вдруг сказал Кондрат. - А можно мне в одно место сходить? Как бы это выразиться...
-Даже нужно, - ответила Валентина. - Вася в хлев пошёл, но тебя Лариса проводит.
Цыганочке вовсе не хотелось идти с Кондратом до уборной. Было темно и оставаться вдвоём с ним после того, что рассказала тётя Шура, Лариса боялась. Но отказать не смогла, и они вместе вышли на улицу.
-Ступай по той дорожке, - показала рукой Лариса.
-А ты?
-Я домой пойду. Назад сам дорогу найдёшь.
-Какая-то ты дикая, хотя и красивая, - многозначительно произнёс Кондрат.- Была бы посговорчивее, мог бы увезти тебя из этой дыры в столицу.
-Жёнку свою увези, а у меня любимый муж есть, - ответила Лариса так резко, что сама от себя такого не ожидала. А потом быстро зашагала к избе.
Клава стояла рядом с мамой. Увидев Ларису, спросила:
-А Кондрат мой где?
-Вернётся, никуда не денется, - ответила Лариса. Ей было жаль Клаву, такую красивую и такую несчастную.
***
Прошло ещё два года. Пробежало время в делах, работе и постоянных хлопотах незаметно. Снова наступило лето, а с ним у сельских жителей прибавилось работы. Тогда и явился в деревню полицай Петька. О нём уже забыли. Если и вспоминали, то только плохими словами. Никто и подумать не мог, что у него хватит совести вернуться в те места, где они с Федькой измывались над своими односельчанами.
Начало. Читайте: Новогодняя история.