Найти тему
Прикосновения

"Самоцветы" не были "придворным ВИА". Юрий Маликов - о концертах для Брежнева и Черномырдина и своей "волосатой" руке в Москонцерте

6 июля основателю и руководителю ВИА «Самоцветы» Юрию Маликову исполняется 80 лет

Юрий Маликов. Фото из открытых источников
Юрий Маликов. Фото из открытых источников

Меломанам со стажем не нужно объяснять, что такое ВИА «Самоцветы». Ведь по тиражам пластинок, количеству шлягеров (таких, как "Увезу тебя я в тундру", «Мой адрес Советский Союз», "Не повторяется такое никогда", "Не надо печалиться", "Багульник", "Там за облаками"), по популярности и особенно по количеству рожденных «звезд», до сих пор сверкающих на отечественном небосклоне, ансамбль - абсолютный рекордсмен. Ему же принадлежит еще один «вечный» рекорд – долголетия. «Самоцветы» до сих пор дают концерты, и выводит на сцену их бессменный руководитель, основатель ансамбля Юрий Маликов.

С родителями. Фото из открытых источников
С родителями. Фото из открытых источников

ПЕРВЫЙ ПАРЕНЬ В ПОДОЛЬСКЕ

- Юрий Федорович, вы помните, как все начиналось?

- Конечно. Я с детства интересовался музыкой. Помню, отец привез с войны маленький трофейный аккордеончик, и первое, что я сыграл на нем, не зная нот, на слух, - «Танец маленьких лебедей» Чайковского и «Чардаш» Монти. В 1954 году наша семья переехала в Подмосковье, там я с отличием закончил 7 классов и поступил в подольский индустриальный техникум на отделение контрольно-измерительных приборов. Параллельно учился в вечерней музыкальной школе по классу контрабаса.

- Почему выбрали именно контрабас?

- Преподаватели мне сказали, что учиться играть на любом другом инструменте уже поздно. Если, конечно, я хочу достичь значительных успехов (а именно такая задача передо мной стояла!) Как раз в то время в техникуме в наш кружок купили контрабас. С тех пор он стал мой: 24 часа в сутки я его почти не выпускал из рук. И вскоре понял: не буду ничем другим заниматься серьезно, кроме музыки.

- А как же личная жизнь - любимый футбол, девушки?

- Естественно, все это было! Когда я уже стал играть в джазовом оркестре, - все девушки техникума и вообще Подольска были мои. Я был парень видный, к тому же у нас же был лучший оркестр в городе. Потом мне повезло – освободилось место в Мосэстраде и меня пригласили на профессиональную работу. Вместо того, чтобы сдавать экзамены в технический вуз, я все бросил и уехал на гастроли.

Ю. Маликов. Фото из открытых источников
Ю. Маликов. Фото из открытых источников

- Вы начали заниматься музыкой в период оттепели, а закончили консерваторию уже после событий в Праге, когда по всей стране началось завинчивание гаек. Как это ощущалось музыкантами?

- Через отношение к джазу, в первую очередь. Я застал время, когда джаз нельзя было объявлять со сцены – объявляли просто «выступает эстрадный оркестр». А в 1962 году была настоящая оттепель - открылось кафе «Молодежное», стали проводиться джазовые фестивали, на одном из которых я стал лауреатом и как контрабасист занял третье место.

Что касается чешских событий, то на музыке это никак не отразилось. Процесс уже невозможно было остановить, потому что уже были «Роллинг стоунз» и «Битлз». Пришло другое поколение молодежи, увлекающееся гитарной музыкой. И хотя она считалась «тлетворным влиянием Запада» и была под негласным полузапретом, - уже появились «Поющие гитары», «Веселые ребята», «Песняры»…

- Почему вы отказались от карьеры «классического» музыканта?

- После консерватории у меня была возможность даже попасть в Большой театр или оркестр Светланова, но я к тому времени был женатым человеком, нужно было думать о семье. К тому же так не хотелось всю жизнь играть в симфоническом оркестре, хотелось заниматься своим делом. И такая возможность вскоре представилась. В 1970 году меня отправили на выставку «Экспо-70» в Японию, которая перевернула всю мою жизнь.

ЯПОНСКАЯ АВАНТЮРА

- Расскажите.

- Выставка длилась восемь месяцев. Все это время я все свои суточные (6-7 долларов в день) экономил и откладывал. В результате привез в Москву 15 ящиков профессиональной японской аппаратуры, которой в СССР не было ни у кого, - гитары, усилители, микрофоны, стереомагнитофон. Тогда в СССР слово-то «стерео» не знали…

- С вашей стороны это был заранее продуманный шаг?

- Авантюра чистой воды! Она не имела бы права на жизнь, если бы не мое консерваторское образование и мой авторитет в Москонцерте. И если бы не знаменитый конферансье Борис Сергеевич Брунов, который еще в Японии понял, что я хочу сделать что-то новое на эстраде и очень поддержал. Я летел в Москву как на крыльях. В Хабаровске каким-то чудом мой груз взяли – не было денег, чтобы заплатить за перевес, выручали попутчики.

В аэропорту меня встречала жена - счастливая, думала, что привезу подарки. Она недавно родила сына Диму, бросила любимую работу. До этого мы купили квартиру (маленькую двухкомнатную на первом этаже) и за нее надо было расплачиваться. И тут являюсь я с пятнадцатью ящиками. Естественно она настроена была скептически - не разговаривала со мной… целый час.

Ю. Маликов в молодости. Фото из открытых источников
Ю. Маликов в молодости. Фото из открытых источников

- В то время можно было прийти к руководству Москонцерта и запросто сказать: «Хочу создавать свой ВИА»?

- Ничего подобного - нужна была творческая идея! А она у меня была. Тогда все ансамбли пели в основном иностранные песни или песни самодеятельных авторов. Я решил обратиться к профессиональным композиторам и поэтам и, благодаря тщательнейшему отбору, сделать репертуар, который интересен, в первую очередь, молодежи. Мы стали первым ВИА, который стал петь песни советских композиторов.

- Вы уже знали, кого пригласите в свой коллектив?

- Ничего не знал. У меня было много знакомых музыкантов, но с ними сложно было создать что-то новое. Нужно было искать свежую кровь, иначе получился бы нафталин. С приходом Славы Добрынина (тогда он носил фамилию Антонов), Эдуарда Кроля, Леши Пузырева стало что-то вырисовываться. Когда я их нашел в клубе 3-го таксомоторного парка на улице Вавилова и стал приглашать, они посмотрели на меня как на ненормального: мы, мол, свободные люди, зачем нам профессиональная сцена? Мы взяли уникального вокалиста Леву Пильщика, который пел не хуже модного в то время в СССР Тома Джонса (к тому же еще и внешне был похож на него), очень способного флейтиста с консерваторской закваской Глеба Мая.

Эти ребята оказались первыми росточками свежей мысли музыкальной. В конце концов выделилась основная группа исполнителей, с которыми и записывались потом самые известные наши песни. Это Ирина Шачнева, Сергей Березин, Геннадий Жарков, Валентин Дьяконов, Анатолий Могилевский, Юрий Петерсон, Николай Раппопорт. Мы долго думали, как назваться…

- Кстати, откуда взялось слово «самоцветы»?

- Сначала был объявлен конкурс, и приходили мешки читательских писем с вариантами. Но все они отметались… Олег Анофриев, которому мы тогда параллельно аккомпанировали, предложил назвать – ВИА «Бременские музыканты». А потом мы приехали в Донецк. Слава Добрынин, я и Олег – зашли в универмаг, а там отдел под названием «Русские самоцветы». Анофриев говорит: «Запиши, может, пригодится». Я тогда все записывал – в моем списке было больше тысячи вариантов названий. И была песня «Увезу тебя я в тундру», где мы пели: «Сколько хочешь самоцветов мы с тобою соберем». Я принял решение: «Русские» убрал, «самоцветы» - оставил.

- У ансамбля есть «день рожденья»?

- Да – 1970-й год! В сентябре мы начали репетировать. В июне 1971-го сдали программу, 31 июля – дали первый концерт, 8 августа – наш первый эфир в «Добром утре», после которого мы проснулись знаменитыми.

ВИА "Самоцветы": Юрий Маликов, Ирина Шачнева, Тигран Асламазян, Валентин Дьяконов, Валерий Селезнёв, Юрий Генбачёв, Юрий Петерсон, Анатолий Могилевский, Сергей Березин, Геннадий Жарков. Фото из открытых источников
ВИА "Самоцветы": Юрий Маликов, Ирина Шачнева, Тигран Асламазян, Валентин Дьяконов, Валерий Селезнёв, Юрий Генбачёв, Юрий Петерсон, Анатолий Могилевский, Сергей Березин, Геннадий Жарков. Фото из открытых источников

«ВОЛОСАТАЯ РУКА» МАЛИКОВА

- Помню, в те годы поговаривали, что не обошлось без маликовской «волосатой руки» или сотрудничества Маликова с органами КГБ, партийными чиновниками. Что осталось за кулисами истории такого стремительного взлета «Самоцветов»?

- Только то, что в Москонцерте я возглавлял комсомольскую организацию, а потом вступил в партию – вот вся моя близость к официальной власти и весь «компромат». Я никогда в жизни не занимал никаких должностей, все мое сотрудничество с партийными структурами ограничивалось уплатой партийных взносов.

А секрет нашей популярности прост: на наш репертуар работала, можно сказать, вся страна в лице Союза композиторов и Союза писателей. Кроме того, нам присылали песни изо всех уголков страны, мы выбирали лучшие, делали современную аранжировку и они становились хитами. Не все шло гладко: некоторые песни ребята принимали в штыки (например, «У деревни Крюково» или «Все, что в жизни есть у меня»), а бывало, что авторы были категорически против наших аранжировок. Помню, замечательный композитор Туликов возражал против нашего исполнения песни «Не повторяется такое никогда», пока его дочь ему не сказала: «Папа, ты хочешь ее загубить?» А песню «Мой адрес – Советский Союз» вообще «браковали» на каждом шагу. Пока она не стала лауреатом и нашей «визитной карточкой».

ВИА "Самоцветы", 1973 год: 1 ряд- Ю. Петерсон, Г. Жарков, И. Шачнева, Ю. Маликов.
2 ряд-С. Березин, А.Могилевский, Н. Раппопорт, В. Селезнев и В. Дьяконов.
ВИА "Самоцветы", 1973 год: 1 ряд- Ю. Петерсон, Г. Жарков, И. Шачнева, Ю. Маликов. 2 ряд-С. Березин, А.Могилевский, Н. Раппопорт, В. Селезнев и В. Дьяконов.

- Внутри ансамбля были «железные» правила?

- Главный закон был один: на сцене все должны быть трезвые. И – не опаздывать на концерт. Никаких других ограничений не существовало. Я никогда не проверял, не следил – кто, с кем, когда… А вот концерт был для меня – святое. Публика пришла, и мы - больные или здоровые – должны работать. Но нарушения режима были.

- Как реагировали - штрафовали?

- Штрафы ни к чему не приводят. Для сохранения стабильности жизни, микроклимата, нервов, наверное, лучше расстаться с артистом, как бы он дорог не был. Мы так и делали.

ОТКАЗАЛИСЬ ОТ «БЕРЕЗОВОГО СОКА»

- Были случаи, когда вы отказались от песни, а потом она становилась супершлягером?

- Один раз. Когда Владимир Шаинский предложил нам спеть его новую песню, мы должны были срочно ехать на гастроли, а когда вернулись, оказалось, что ее уже записали «Песняры». Она называлась «Березовый сок». Прекрасная песня! Но чувства сожаления не было. Наоборот, я счастлив, что ее так гениально спели именно они, потому что, на мой взгляд, «Песняры» - советский коллектив номер один.

- А вы в тройке?

- Мое мнение: в истории должны остаться три коллектива, нет – пять. В первую очередь это, конечно, «Поющие гитары» как основатели жанра ВИА в СССР, «Песняры» - с точки зрения профессионализма. Еще феноменальные успехи были у «Веселых ребят», «Голубых гитар». Ну и у нас.

- Какие еще легенды и слухи о «Самоцветах» живы до сих пор?

- Разные. Например, почему в середине 1970-х распался ансамбль.

- Хорошо помню, что причин этого распада никто не понял. Со стороны все выглядело идеально – миллионные тиражи пластинок, гастроли, народная любовь.

- На самом деле было так. В 1974 году на гастролях в Ижевске наш солист Валя Дьяконов поехал с друзьями на рыбалку. Там его подпоили, и он не явился на наш сольный концерт. Это было крупное ЧП, учитывая, что Валя был активно задействован в программе. Конечно, надо было подойти, шепнуть ему на ушко все, что я думаю по этому поводу, а на следующий день уволить и взять другого певца. Хитрые и умные люди так и поступали. А я был слишком нормальным, не подлым, и высказал при всех... Все началось с рыбалки, а закончилось тем, что Коля Раппопорт со своим другом Березиным подговорили остальных ребят. И они пошли на меня куда-то жаловаться, писали письма в горком партии.

- Вы знали об этом?

- Конечно! Мне было абсолютно все равно. Им сказали: «Если хотите, делайте свой ансамбль!» Они стали называться «Пламя».

- Вы опять начинали с нуля?

- Нет. Со мной уже работали Володя Винокур, Саша Брондман, Женя Курбаков, постановочная группа была. Поэтому через двадцать дней мы уже поехали на гастроли с новым составом. Хотя, признаюсь, момент был сложный – недруги торжествовали.

Юрий Маликов и "Самоцветы". Фото из открытых источников
Юрий Маликов и "Самоцветы". Фото из открытых источников

КОНЦЕРТ ДЛЯ БРЕЖНЕВА С ЧЕРНОМЫРДИНЫМ

- При любом режиме всегда есть «придворные» исполнители, без которых не обходится ни один юбилейный концерт, ни один праздник. «Самоцветы» 1970-х из этого разряда?

- Что вы! Придворные – это Большой театр, балет, опера, филармония, хоры – фольклорные, народные… А эстрада всегда была на самых задворках, ее только сейчас подпустили поближе чуть-чуть, благодаря, так сказать, демократическим преобразованиям. Всего два раза в жизни «Самоцветы» участвовали в концертах для первых лиц государства. Первый раз - в 1973 году, во время торжественного отправления на БАМ группы строителей. Тогдашний генсек Леонид Ильич Брежнев лично пожал всем музыкантам руки, поблагодарил и спросил у администрации: «А вы их покормили?»

В другой раз пришлось выступать для четверых человек - Виктора Черномырдина, Леонида Кучмы и их жен. Это был уникальный концерт в Горках-9 18 мая 1997 года. В тот день они подписали очень важный договор, касающийся Черноморского флота, и по этому случаю был устроен маленький закрытый прием в честь президента Украины. Было всего несколько исполнителей, в том числе и «Самоцветы» – это было личное пожелание Виктора Степановича. Потом нам сказали, что «зрители» хотят спеть с нами «на посошок». «Посошок» затянулся на несколько часов, песни чередовались с тостами. На столах - лучшая водочка, коньячок, вино, шашлычки... Потом Леонид Кучма взял гитару и спел для нас. Между прочим, он прекрасно играет на гитаре и здорово поет. Что интересно, у него жена русская, а у Черномырдина – украинка. Мы пели хором русские и украинские песни. И тем самым, как говорится, поставили под договором культурную точку. А ведь в те времена ситуация была напряженная между нашими странами из-за флота. Могли и пальнуть кое-куда…

ВИА "Самоцветы". Фото из открытых источников
ВИА "Самоцветы". Фото из открытых источников

«ЖИВЫ ОСТАЛИСЬ ЧУДОМ»

- Вы одними из первых поехали с концертами в Афганистан. Что больше всего запомнилось?

- Обстрелы! Это было начало 1980 года. Борис Громов (он был тогда еще полковником) сказал, что очень важно полететь именно в самую отдаленную точку – кишлак Диларам, хотя там находились бойцов 20-30. Под жутким обстрелом мы прилетели на трех вертолетах, а там уже месяц нет электричества – подключаться не к чему. Сначала немножко растерялись, а потом больше часа играли на открытом воздухе – под аккомпанемент акустической гитары, губной клавиатуры, саксофона и бубна. Зато голоса были живые.

Еще запомнилось, как в Кабуле нас разместили в авиационном полку. Приходим в казарму - вокруг двухъярусные кровати, а на одной стоит тарелочка, стаканчик граненый и на нем кусочек хлеба. Нам говорят: «Эту постель, пожалуйста, не занимайте. Вчера нашего друга подбили…» За долгую гастрольную жизнь были разные экстремальные ситуации. Например, однажды в Польше мы чудом не погибли. Жили во время гастролей на генеральской даче, а ночью отказала вентиляционная система и произошла утечка угарного газа из печки. Я совершенно случайно проснулся только потому, что накануне напились чаю и появилась естественная потребность сходить до ветру. Я встал и упал – так меня качнуло. Но я упал так громко, что еще кто-то проснулся, стали в темноте друг друга толкать, выносить тех, кто был без сознания. Еще пару часов и все – мы бы сейчас не разговаривали.

- Припомните что-нибудь веселенькое?

- Однажды на концерте вместо хай-хэта (это такие тарелки с педалью) барабанщику поставили мусорное ведро с педалью. Или саксофонисту в трубу что-нибудь засовывали. Минутная хохма, а все равно поднимала тонус. Потому что город за городом, концерт за концертом, играешь одно и тоже – нужна же разрядка. По этому поводу я даже придумал афоризм: «Если бы не переезды, не самолеты, не поезда, не репетиции, не записи, не съемки – жизнь артиста была бы сносной».

- Когда-нибудь хотелось на все это плюнуть?

- Знаете, если ты однажды вышел на сцену и отпил эликсира успеха, искупался в цветах… Это такая зараза, такой кайф, от которого избавиться невозможно.

«ЗВЕЗДА» МЮЗИК-ХОЛЛА И НИЩИЙ КОНТРАБАСИСТ

- Профессия артиста эстрады чем-то схожа с профессией спортсмена – им, за редким исключением, уготована недолгая профессиональная жизнь. А вы тогда думали о завтрашнем дне?

- Представьте себе – нет. В те времена для очень многих людей цель была не заработать, а работать, приносить пользу, заниматься любимым делом. Если сегодня, например, молодые футболисты с первого дня думают о своем контракте, страховке, берегут свои ноги, то мы счастливы были, что нас брали на работу, посылали на гастроли.

- Юрий Маликов советской поры – был богатый человек?

- Начнем с того, что я работаю с 14 лет. Учась в техникуме, я подрабатывал - стипендии не хватало. Учился в консерватории – тоже. И вагоны разгружали, и на практику ездили… В «Самоцветах» за концерт мне платили 27 рублей, когда стал заслуженным артистом, - в три раза повысили. При средней зарплате по стране 150-200 рублей, я получал тысячу-полторы.

- И как распоряжались?

- А ничего же не было – ни жилья, ни машины, не говоря уж о даче. Я жил в комнатенке, где из мебели были только горбатый диван, на котором спать было невозможно – я все время скатывался. Не было даже стула! Но перед свадьбой я решил: в загс повезу невесту только на собственной машине. Но как ее купить – были же многолетние очереди! В результате я занял у друзей и родственников недостающие три тысячи рублей, купил «Москвич» и отвез. Моя невеста была достойна этого.

Людмила Вьюнкова - артистка Московского мюзик-холла. Фото из открытых источников
Людмила Вьюнкова - артистка Московского мюзик-холла. Фото из открытых источников
Свадьба. Фото из открытых источников
Свадьба. Фото из открытых источников

- Лав стори была захватывающая?

- Мы познакомились 5 января 1965 года. Я был тогда застенчивым молодым провинциалом, приехавшим в Москву с контрабасом в руках. А Московский мюзик-холл, где Людмила танцевала, объехал уже полмира и везде пользовался ошеломительным успехом. Там работали самые красивые девушки Советского Союза. На одном из концертов певица Мария Лукач, с которой мы в тот день выступали, сказала, что хочет познакомить с одной очаровательной артисткой балета. Когда я увидел перед собой прелестное девятнадцатилетнее создание, только что приехавшее из Парижа, я, конечно, оробел. Еле дождался окончания концерта, в голове одна мысль: ее обязательно надо проводить. Выходим - на улице холод страшный. Она в легоньком пальтишке, да и я не в дубленке. Подходим к дому, а расставаться ох как не хочется. Физиономия моя, наверное, была настолько кислой, что она сжалилась: “Ладно, сейчас переоденусь и вернусь”. Мороз такой – стоять невозможно. Стал бегать, прыгать. Она выходит, а перед ней огромными буквами вытоптано: “Люся”.

Но следующий раз встретиться нам удалось только месяца через три: то мюзикл-холл на гастролях, то я. Но я о Людмиле постоянно думал. Жизнь у нее была совсем другая – Париж, пышные приемы, банкеты. Наверное, мечтала о каком-нибудь принце, а тут какой-то нищий музыкантишка-контрабасист… А для меня это была настоящая любовь с первого взгляда. Помню, мы приехали к ее отцу, попили чайку, потом он встает и говорит: «А не пойти ли мне погулять?» И ушел на целых три часа. Мы остались вдвоем и тогда в первый раз поцеловались.

С женой, сыном Димой и дочерью Инной. 1980 год
С женой, сыном Димой и дочерью Инной. 1980 год

ТРЕТЬЕ РОЖДЕНИЕ «САМОЦВЕТОВ»

- Кризис ВИА в СССР начался с Олимпиады-80, когда решили показать зарубежным спортсменам прогрессивность социалистического строя и из подполья выпустили рок-культуру...

- Да, открыли шлюзы. Вокально-инструментальный жанр немножко стал отставать. А в 1984 году после публикации в газете "Правда" выступления секретаря ЦК КПСС по идеологии Черненко начались гонения. Все коллективы в приказном порядке заставили петь песни «Если бы парни всей земли» и «День без выстрела». Специальная комиссия всех тупо отсматривала на профнепригодность. Первой, насколько помню, отчиталась Украина: «Мы почти всех разогнали! Остались только Ротару и «Червона рута»... Это была такая одноразовая последняя дубина, которой пытались ударить, но замахнулись, по всей стране пролетело рикошетом, кого-то даже посадили... А дальнейшие события вы знаете.

- Сколько всего исполнителей прошло через школу «Самоцветов»?

- Более тридцати. Многие наши солисты стали "звездами". Например, Слава Добрынин, Володя Винокур, Сережа Березин, Владимир Петрович Пресняков, Сергей Беликов, Володя Кузьмин, Леша Глызин, Саша Барыкин. Я горжусь тем, что наши школа "Самоцветов" дала им путевку в жизнь. Ведь благодаря тому, что я их нашел, привел в ансамбль, потом они стали знаменитыми. Благодаря, а не вопреки.

- Как произошло, что ансамбль вернулся на сцену?

- К концу 1980-х у молодежи появились новые герои – ласковые маи, миражи, новые течения в музыке. Тематика песен, которую мы использовали в тот период, уже морально устарела, поднадоела, а что-то делать новое не было сил. Оценив ситуацию, в 1992-м мы приостановили свою деятельность. Честно говоря, я думал, что навсегда. Но о нас не забыли, и уже три года спустя Первый канал ТВ предложил нам отметить 25-летие нашей команды. Мы обзвонили всех музыкантов, кто работал в "Самоцветах", пригласили гостей. Я не мог даже предположить, что такая ностальгия по ретро нахлынет, и люди захотят слушать старые песни. Эксперимент оказался настолько удачным, что мы решили не расставаться...

С женой, сыном и дочерью. Фото из открытых источников
С женой, сыном и дочерью. Фото из открытых источников