Найти в Дзене
Julius_Ch

Крушение корабля Генерал Слокам: катастрофа 1904 года

Пассажирский пароход с боковым расположением гребных колес, известный как "Генерал Слокам" (англ. PS General Slocum), был построен в 1891 году в Бруклине, США. За время своей жизни судно неоднократно сталкивалось с несчастными случаями, включая множество садок на мель и столкновений. 15 июня 1904 года "Генерал Слокам" загорелся и затонул в проливе Ист-Ривер, Нью-Йорк. В момент этой трагедии на борту парохода находились члены общины Евангелическо-лютеранской церкви святого Марка, немецко-американской общины из района Маленькая Германия на Манхэттене. По оценкам, из 1342 человек на борту погибли 1021. Гибель "Генерала Слокама" стала самой смертоносной катастрофой в Нью-Йорке до событий 11 сентября 2001 года и остается самой смертельной морской катастрофой в истории города и второй по числу жертв среди всех морских катастроф в водах США. Начало Построенный бруклинским судостроителем Дивайном Бертисом-младшим (англ. Divine Burtis Jr.), "Генерал Слокам" получил контракт на строительство 15
Оглавление

Пассажирский пароход с боковым расположением гребных колес, известный как "Генерал Слокам" (англ. PS General Slocum), был построен в 1891 году в Бруклине, США. За время своей жизни судно неоднократно сталкивалось с несчастными случаями, включая множество садок на мель и столкновений.

Фотография генерала СС Слокама Авторство: Неизвестен. The National Archives General Slocum Disaster, Общественное достояние
Фотография генерала СС Слокама Авторство: Неизвестен. The National Archives General Slocum Disaster, Общественное достояние

15 июня 1904 года "Генерал Слокам" загорелся и затонул в проливе Ист-Ривер, Нью-Йорк. В момент этой трагедии на борту парохода находились члены общины Евангелическо-лютеранской церкви святого Марка, немецко-американской общины из района Маленькая Германия на Манхэттене. По оценкам, из 1342 человек на борту погибли 1021. Гибель "Генерала Слокама" стала самой смертоносной катастрофой в Нью-Йорке до событий 11 сентября 2001 года и остается самой смертельной морской катастрофой в истории города и второй по числу жертв среди всех морских катастроф в водах США.

Генерал Генри Слокам Авторство: Мэттью Брэди. Это изображение из Библиотеки Конгресса США, отдел эстампов и фотографий (Prints and Photographs division), имеет цифровой идентификатор (digital ID) cwpb.05825, Общественное достояние
Генерал Генри Слокам Авторство: Мэттью Брэди. Это изображение из Библиотеки Конгресса США, отдел эстампов и фотографий (Prints and Photographs division), имеет цифровой идентификатор (digital ID) cwpb.05825, Общественное достояние

Начало

Построенный бруклинским судостроителем Дивайном Бертисом-младшим (англ. Divine Burtis Jr.), "Генерал Слокам" получил контракт на строительство 15 февраля 1891 года. Длина судна составляла 72 метра, ширина корпуса - 11 метров. Оно было построено из белого дуба и желтой сосны. Грузоподъемность парохода составляла 760 тонн, а глубина корпуса - 3,7 метра. "Генерал Слокам" имел три палубы и три водонепроницаемых отсека:159.

Судно работало на одноцилиндровом паровом двигателе, произведенном компанией W. & A. Fletcher из Хобокена, штат Нью-Джерси. Пар генерировался двумя котлами при рабочем давлении 360 кПа[7]. Каждое колесо парохода имело 26 лопастей и было диаметром 9,4 метра. Максимальная скорость судна составляла около 16 узлов (30 км/ч). На борту обычно находился экипаж из 22 человек, включая капитана Уильяма Ван Шайка (англ. William Van Schaick) и двух кормщиков[4].

Пароход был назван в честь генерала Генри Уорнера Слокама, участника Гражданской войны:499 и конгрессмена от штата Нью-Йорк. В течение следующих 13 лет судно использовалось в качестве экскурсионного парохода, плавая по гавани Нью-Йорка.

Серия несчастных случаев

После спуска на воду в апреле 1891 года, "Генерал Слокам" столкнулся с несчастными случаями. Через три месяца он сел на мель в заливе Рокавей, требуя помощи буксиров для освобождения.

В 1894 году произошло несколько инцидентов. 29 июля пароход налетел на бар с такой силой, что его электрогенератор перестал работать. Месяц спустя "Генерал Слокам" вновь сел на мель, на этот раз у Кони-Айленда во время шторма. Пассажиров перевели на другое судно. В сентябре того же года пароход столкнулся с буксиром "R. T. Sayre" в проливе Ист-Ривер, что серьезно повредило систему рулевого управления.

Рисунок Сэмюэля Уорда Стэнтона By Samuel Ward Stanton (1870-1912) - American Steam Vessels, 1895, page 404
Рисунок Сэмюэля Уорда Стэнтона By Samuel Ward Stanton (1870-1912) - American Steam Vessels, 1895, page 404

В июле 1898 года "Генерал Слокам" столкнулся с пароходом "Амелия" около Бэттери-парка. 17 августа 1901 года, во время перевозки группы анархистов из Патерсона в Нью-Джерси, на борту начались беспорядки, и пассажиры попытались захватить контроль над судном. Экипажу удалось отбиться и сохранить контроль над "Генералом Слокамом". Капитан пришвартовал судно к полицейскому пирсу, и 17 человек были арестованы.

В июне 1902 года "Генерал Слокам" сел на мель со 400 пассажирами на борту. Судно не смогли быстро освободить, и пассажирам пришлось провести ночь на борту.

Катастрофа 1904 года

Катастрофа в версии бразильского иллюстратора Анджело Агостини Авторство: Анджело Агостони. O malho, n.º 98, 30/07/1904, Общественное достояние
Катастрофа в версии бразильского иллюстратора Анджело Агостини Авторство: Анджело Агостони. O malho, n.º 98, 30/07/1904, Общественное достояние

«Генерал Слокам» был популярным судном, которое проводило экскурсионные маршруты вокруг Нью-Йорка. Однако в среду, 15 июня 1904 года, произошла трагическая катастрофа, которая изменила судьбу этого судна и нанесла большую утрату местному сообществу.

В тот день немецкая Евангелическо-лютеранская церковь св. Марка, расположенная в Маленькой Германии на Манхэттене, заказала «Генерала Слокама» для выезда на пикник в местечко Итонс-Нек на Лонг-Айленде. Это было ежегодное событие для общины, и в этот раз более 1400 пассажиров, в основном женщин и детей, собрались на борту судна.

Несчастный случай начался, когда судно проходило мимо Восточной 90-й улицы. В передней части судна возник пожар в фонарной комнате, который, скорее всего, был вызван выброшенной сигаретой или спичкой. Эта комната была заполнена легковоспламеняющимися материалами, такими как солома, промасленная ветошь и ламповое масло. Первый сигнал о пожаре был подан в 10 утра, но капитану Ван Шайку об этом сообщили только через 10 минут.

Управляющим судна была возложена ответственность за безопасность пассажиров, но никаких мер по обслуживанию и замене средств спасения на борту не было предпринято до катастрофы. Противопожарные учения для экипажа не проводились, пожарные шланги были повреждены, а спасательные шлюпки оказались привязанными и покрытыми слоями краски. Даже пробковые спасжилеты оказались бесполезными, так как их не проверяли и не обновляли с момента первого рейса.

Тушение «Слокама» брандспойтами Авторство: Harper's June 24, 1904 (by Ydorb), Общественное достояние
Тушение «Слокама» брандспойтами Авторство: Harper's June 24, 1904 (by Ydorb), Общественное достояние

Решение капитана Ван Шайка продолжить движение судна "Генерал Слокам" во время пожара оказалось катастрофическим. Вместо того, чтобы пришвартоваться или сесть на мель, он решил продолжить путь, несмотря на противопожарные проблемы и ветер, который только разжигал огонь еще сильнее. Кроме того, на борту судна находились легковоспламеняющиеся краски, которые стали дополнительным катализатором для распространения огня. Капитан впоследствии объяснил свои действия тем, что пытался предотвратить пожар от перекидывания на близлежащие здания и нефтяные резервуары.

В ходе паники, некоторые пассажиры решили спастись, прыгнув в воду. Однако тяжелая женская одежда того времени мешала им плавать, и они были тащены под воду. Многие погибли, когда перегруженные палубы судна обрушились, а другие были серьезно травмированы лопастями все еще вращающихся колес.

В итоге, капитан принял решение посадить судно на мель у пустынного острова Норт-Бротер, расположенного недалеко от побережья Бронкса. Эта попытка спасти остатки судна стала последним решением перед полной катастрофой. Согласно официальным данным, из 1 021 пассажира либо погибли в огне, либо утонули, в то время как только 321 человек смог выжить. Среди 35 членов экипажа двое погибли.

Капитан Ван Шайк пострадал от пожара, потеряв глаз. Согласно отчетам, он сбежал со судна "Слокам", прыгнув на ближайший буксир вместе с несколькими членами экипажа. Информация о его состоянии после спасения расходится: некоторые утверждают, что его спасательный жилет был поврежден, в то время как другие сообщают о серьезных ранах капитана. Ван Шайк был доставлен в местную больницу для госпитализации.

Последствия этой трагедии привели к обвинению восьми лиц перед федеральным большим жюри, включая капитана судна, двух инспекторов и руководителей Knickerbocker Steamship Company. Только капитан Ван Шайк был признан виновным по одному из трех обвинений, связанному с преступной халатностью, относящейся к недостаточным противопожарным учениям и использованию неадекватных огнетушителей. Однако присяжные не смогли достичь единого мнения по двум другим пунктам обвинения, связанным с непредумышленным убийством. Капитан Ван Шайк был приговорен к 10 годам лишения свободы и провел три с половиной года в тюрьме Синг-Синг. В 1911 году его помиловал президент Тафт на основании петиции, которую подписало множество людей, включая его супругу. Ван Шайк умер в 1927 году.

Было выдвинуто предположение о том, что менеджер компании, производящей спасательные средства, мог вставлять железные куски внутрь пробковых жилетов, чтобы соответствовать минимальному весу, предписанному требованиями. Многие из этих жилетов были заполнены дешевой и менее эффективной гранулированной пробкой, а затем достигали необходимого веса путем добавления железа. Эти спасательные средства были изготовлены в 1891 году и оставались без защиты от погодных условий на открытой палубе в течение 13 лет. В результате обложки спасательных жилетов разрушились от воздействия времени, а дешевая пробка развалилась и разлетелась. Менеджеры компании-производителя, Nonpareil Cork Works, были предъявлены обвинения, однако в итоге им не было вынесено приговора.

Knickerbocker Steamship Company, владеющая судном, была оштрафована в незначительном размере, несмотря на доказательства возможных подделок проверочных протоколов. Катастрофа привела к более строгому государственному регулированию спасательного оборудования на пассажирских судах.

И снова несчастный случай?

Баржа "Мэриленд" была создана путем восстановления и преобразования останков затонувшего судна "Генерал Слокам". Эта 370-тонная баржа погрузила уголь и отправилась в свой путь по Атлантическому океану. Однако, в декабре 1911 года, во время сильного шторма у юго-восточного побережья Нью-Джерси, "Мэриленд" столкнулась с бедой и затонула, вместе с грузом угля.