Шестое десятилетие двадцатого века увенчал семидесятый год, когда школа советского детского кино сформировалась в зрелую традицию, когда расцвёл талант режиссёров и сценаристов. Когда образ ребёнка на экране стал воплощать особую категорию – период становления личности. Дети на советском экране не были милыми пухлощёкими ангелочками, к ним не относились как к несмышлёнышам. Режиссёры видели в своих героях сложных личностей, которые имеют право на тревоги и заботы и способны решать сложные проблемы. В то же время дети советского кино не выглядели маленькими старичками. Потому что детство – тот период, когда в обычной жизни совершенно естественным образом прорастают чудеса.
Здравствуйте!
Завершаю обзор советских детских фильмов шестидесятых. За короткий срок был создан полноценный жанр, в котором сформировалось несколько направлений. Успешные экранизации произведений детской литературы, авторское кино для детей, музыкальные фильмы и яркая сказочная традиция.
Фильмы семидесятого года отличаются особым подходом к изображению реальности. В них действуют обычные дети в обычной обстановке. Но всегда есть капля солнечного волшебства.
«Приключения жёлтого чемоданчика», режиссёр Илья Фрэз
Этот фильм поставлен по сказочной повести Софьи Прокофьевой. Хотя можно назвать её детской фантастикой. Ведь герои живут обычной жизнью в привычном мире. Есть только одно фантастическое допущение – волшебные препараты Доктора.
Хотя по нынешним временам история совершенно сказочная. Пугливого мальчика Петю мама водит в школу за ручку. Сейчас это реальность, которая никого не удивляет. А вот то, что мама беспокоится по этому поводу и переживает, что Петя недостаточно смел – такое сейчас представить трудно. Вряд ли бы нынешняя мама по этому поводу к доктору бы пришла. Скорее, уговорили бы показать ребёнка специалистам.
У девочки Томы и вовсе депрессия. Её надо лелеять и поддерживать, а также требовать по этому поводу всяческого снисхождения.
Но в фильме «Приключения жёлтого чемоданчика» предлагали совсем другой рецепт: искренняя дружба, совместные приключения и желание помочь близким.
В фильме кроме трогательных детей играют замечательные артисты Евгений Лебедев, Татьяна Пельтцер, Наталья Селезнёва, Евгений Весник, Рина Зелёная, Олег Попов и композитор Ян Френкель в роли импозантного мужчины в телефонной будке.
Кино жизнерадостное и весёлое, полное ярких запоминающихся эпизодов (Признайтесь, сколько раз вы цитировали болтливого мальчика, которому поставили четвёрку с плюсом). А музыка просто замечательная.
Песня бабушки до сих пор актуальна. Можно использовать всем, кто пытается достучаться до работников ЖКХ:
Первый подъезд,
Пятый этаж!
Нас затопляет,
На абордаж!
А финальные строчки полезно вспомнить всем:
Чтоб весело смеяться,
Не нужен порошок,
А нужно, чтоб сказка
Кончалась хорошо
«Волшебная сила искусства», режиссёр Наум Бирман
Это киноальманах из трёх частей по сценарию Виктора Драгунского.
Первая часть – «Мстители из 2 В» поставлена по одному из «Денискиных рассказов» («Сражение у Чистой речки»). Но с некоторыми изменениями. Во-первых, героические школьники смотрят в кино не вымышленный фильм «Алые звёзды», а популярных «Неуловимых мстителей». Во-вторых, класс у второклассников оборудован просто фантастически. Вы такое оснащение видели в советских школах? Да ещё и учительница у них – Людмила Сенчина.
Вторая часть называется «Здравствуй, Пушкин!» и убеждает зрителя в том, что классическая литература актуальна во все времена. Нужно только уметь читать великие стихи.
Ну а третью часть все помнят благодаря искромётному Аркадию Райкину, который использовал свой актёрский талант, чтоб приструнить зарвавшихся соседей интеллигентной учительницы.
«Денискины рассказы» режиссёр Владимир Храмов
В шестидесятых годах вышло огромное количество экранизаций рассказов Драгунского. В фильм семидесятого года вошли четыре произведения: «Школьный праздник», «Здоровая мысль», «Шляпа гроссмейстера» и «Двадцать лет под кроватью».
Дениску сыграл Михаил Мень, сын знаменитого протоиерея. А ещё в фильме снялись Марианна Вертинская, Валентин Смирнитский, Людмила Иванова, Спартак Мишулин, Юрий Никулин.
«Внимание, черепаха!», режиссёр Ролан Быков
Этот фильм обозначил начало целого периода в творческой жизни режиссёра
Трогательная картина о бесстрашных первоклассниках и черепахе по имени Ракета стала возможна потому, что гениальный Ролан Быков сам во многом сохранил детскую искренность. В то же время он внимательно отнёсся к серьёзным детским проблемам, в которых переплетаются трудные задания на уроках, сложные отношения с друзьями и родителями. Это история взросления в огромном непонимающем мире.
Ролан Быков владел редчайшим искусством: Находить для своих фильмов тех детей, кто сможет не играть, а жить на экране. Режиссёр показал на экране настоящее детство с меткими прозвищами, научными экспериментами и готовностью к самопожертвованию.