Найти тему

Проблема шума

Я люблю песни Вероники Долиной. С тех пор как совсем юношей впервые ее увидел и услышал на слете в Дорохово в 1979 году. Она вышла на лесную сцену и сказала:

«Я очень счастлива. Здесь сегодня я встретила всех людей, которых могу назвать своими друзьями. Одних вполне ожидаемо, других — совершенно неожиданно».

Прошло больше 40 лет. Я иногда западаю и слушаю Долину целыми днями. Когда-нибудь тряхну стариной, вспомню, что когда-то был литературным критиком и напишу о ее стихах.

У меня есть любимая запись на Youtube. Это песня «Я сама себе открыла»:

Запись уникальна тем, что в ней слышно виниловое потрескивание. Возможно, это наложенный шум, но мне хочется думать, что это реальный винил. (Проверить это можно, но я не хочу.) Этот «теплый ламповый звук» как будто возвращает меня в прошлое на 40 лет, когда песня и была написана. (Она звучит в фильме «Клетка для канареек», это 1983 год.)

Не только в звукозаписи, но и вообще в цифровой генерации данных есть довольно неожиданная проблема — это проблема шума. Но не устранения, а наоборот создания. Шум — это хаос. Этот хаос необыкновенно разнообразен. Шум моря, шорох листьев или песка, легкие щелчки винила. Он никогда не повторяется. Это отпечаток реальности. В реальности мы никогда не сталкиваемся с таким чистым звуком, как при цифровой записи (Это связано с оцифровкой сигнала, с теоремой Шеннона, со сжатием звука.)

-2

Цифра звучит слишком чисто, «металлически». Поэтому иногда, чтобы создать естественное звучание накладывают шумы. Но это немного не те шумы.

-3

Потрескивания попиленного винила не появляются сразу все вдруг. Они возникают неотделимыми слоями. Это — впитанное время. Здесь важна последовательность наложений и зависимость новых шумов от уже существующих. Это случайные процессы, но они не совсем случайные. Некоторый усредненный шум, взятый из аудио-библиотеки передает реальность очень условно. Передача "точного и естественного шума" - одна из трудных задач создания реалистичного звука.

Цифровая "пластинка" не потрескается. В записи Долиной слышен отчетливый щелчок — игла наехала на царапину — на 1:24. Но я понимаю, что и эта запись уже не изменится. Время застыло. А винилового диска, который после каждого прослушивания звучит немного иначе, у меня нет, и, видимо, никогда не будет.

Владимир ГУБАЙЛОВСКИЙ