Купание красного коня-знаковая картина, она стала практически символом эпохи.
Почему конь красный? Некоторые видят в нем символ революции, к которой художник относился с сочувствием, но картина была написана в 1912 году.
С другой стороны, мы ведь уже встречались с красным конем раньше, он был на иконах. Вообще, Кузьма Петров-Водкин очень хорошо знаком с иконописью, он и сам занимался росписью храмов.
Обратите внимание на размеры коня, он такой большой, что не помещается на картине полностью, он как будто надвигается на нас. Вода в озере чем-то
напоминает занавес. Это безусловно не просто конь, а символ. Говорят, Петров-Водкин этой картиной хотел передать предчувствие потрясений, перемен, которые ждут Россию.
Заслуживает внимания цветовое решение картины: упрощенные цвета, контраст и насыщенность не типичны для русской живописи. Дело в том, что на Петрова-Водкина оказало влияние творчество Матисса.
Исключительность этой картины и в том, что она соединяет прошлое, наши традиции с настоящим и будущим. Иконопись соединяется с авангардом.
И пару слов о самом творце. Он был сыном сапожника и прислуги, бывшей крепостной.
Ему помогает случай. В Хвалынск
(его родной город) на отдых приезжает известный архитектор Мельцер к своей знакомой купчихе Юлии Казариной. Матери Кузьмы удаётся показать Мельцеру
работы своего талантливого сына (ему на тот момент было около 17). Мельцер находится под впечатление от
работ, в дальнейшем он принимает большое участие в судьбе Кузьмы. Юлия Казарина начинает материально поддерживать молодого художника, это все позволяет Петрову-Водкину получить качественное систематическое образование в лучших учебных заведениях.
История Петрова-Водкина относительно счастливая, но вот мне все равно грустно от мысли, что огромное количество талантливых людей, рождённых в бедных
семьях, не смогли реализоваться, потому что в их жизни не было такого счастливого случая, не было людей, которые протянули бы им руку помощи.