Мужик при бороде, в папахе, расшитой косоворотке и меховой шубе, с глазами навыкате, который на концертах выпивал рюмку бутафорской водки... Иван Ребров служил зримым воплощением «русскости».
В 1960-е и 1970-е годы Иван Ребров создавал подходящий для телевидения образ «матушки-России», противоречащий риторике времен холодной войны. Его голос с диапазоном в четыре октавы, отмеченный Книгой рекордов Гиннеса, завоевал поклонников по всему миру.
Иван Ребров был уроженцем берлинского района Шпандау по имени Ханс-Рольф Рипперт. Его отец-инженер был родом из земли Гессен. Мать, по словам артиста, была русской и лично знала Фёдора Шаляпина. На самом деле она была немкой из Бромберга (ныне — польский Быдгощ).
Ханс-Рольф Рипперт вырос в Бад-Бельциге в земле Бранденбург и Галле в Саксонии-Анхальт. Сначала пел в хоре, затем с 1951 по 1959 год изучал фортепиано и скрипку в Государственной высшей школе музыки в Гамбурге. Здесь в его поле зрения попали восточноевропейские песни.
По предложению наставников Ханс-Рольф Рипперт превратился в Ивана Реброва. Выбор псевдонима объясняется просто: фамилия Ребров отсылает фамилии Рипперт, слово «rippe» означает «ребро» на немецком языке. Имя Иван усилило русификацию.
После окончания учёбы Иван Реброфф выступал в опере и пел в казачьих хорах. Правда, оперная карьера оказалась под вопросом, когда вокалист порвал сухожилие на сцене, отправился на больничный и записал пластинку с русскими песнями.
Путь к славе Иван Ребров начал не с «Калинки-малинки», а с роли местечкового еврея Тевье из знаменитой повести Шолом-Алейхема. В 1968 году он совершил прорыв в Париже, сыграв главную роль во французской версии мюзикла «Скрипач на крыше»:
Пробившись на большую сцену, Иван Ребров взялся за карьеру всерьёз. Он обрядился в соболью шубу, начал гастролировать по Европе с русскими песнями на русском языке почти без акцента с ансамблями «Чайка» и «Тройка» — и всюду этого жизнерадостного богатыря под два метра ростом ждал тёплый приём.
При всей мировой славе в самой России записи Ивана Реброва по понятным причинам официально не издавались. Их можно было добыть на пластинках или на катушках, но широкого хождения они не имели. И всё-таки в 1989 году Иван Ребров доехал и до России, выступив в Москве и Ленинграде в сопровождении оркестра народных инструментов им. Н. П. Осипова.
При внушительных вокальных данных и солидной подготовке Иван Ребров был в большей степени шоуменом. Он с удовольствием играл роль стереотипного русского «казака», что выглядело жутким кичем. Но нельзя не оценить и его вклад певца в межкультурный диалог. Он знакомил публику разных стран с русскими народными песнями и старинными романсами — искренне и от души.
Масштабы успеха Ивана Реброва не были должным образом оценены, но пишут, что он записал на свой счёт 49 золотых дисков на пяти континентах. В его репертуаре были народные песни, романсы, оперные арии, мелодии из оперетты и мюзиклов, исполненные на русском, немецком, французском, английском.
Ребров жил в разных местах, но в конце концов выбрал локацию потеплее и поселился на вилле на греческом острове Скопелос. Он никогда не был женат. После его смерти в 2007 году внезапно объявился его якобы брат — некий Хорст Рипперт, который, по его словам, сбил самолёт Антуана де Сент-Экзюпери во время Второй мировой войны. Он претендовал на часть состояния почившего певца. Загадочная история, но на этом загадки Ивана Реброва не заканчиваются. Певец завещал развеять его прах над Эгейским морем, но в апреле 2008 года урна с прахом таинственным образом исчезла.
Спасибо, что дочитали и дослушали!