Найти тему
SYNTH10

"MINIMOOG" и его РЕИНКАРНАЦИЯ! ("MINI V" от "ARTURIA")

Оглавление

Привет! Ты на канале SYNTH10 и я рад тебя приветствовать!

В последнее время я отдыхал от синтезаторов, наслаждаясь звуком традиционных инструментов, а также их VSTi версий.

Сначала я выпустил трек "Jakten på Fenrir", где смешивал бумбэп бит и нордик-фолк. Затем, вместе с AlaeLam мы погружались в эпоху кельтов через трек "Forest Kingdom". О том, что находится "под капотом" этой работы мы с Русланом (AlaeLam) даже рассказывали в одном из крайних видео на моём YouTube канале. Но это ещё не всё! Буквально на днях у меня вышел ролик, где я брал интервью у скальда нашего времени, композитора с псевдонимом Heimbrann, который в основном пишет нордик-фолк и дарк-фолк.

Фолк - это хорошо! Я люблю этнику и нас ждёт ещё много этники впереди, но настало время вновь поговорить о синтезаторах! Тем более, что есть отличный повод! Я говорю не про то, что мой канал называется "СИНТ ТЭН" и лишь поэтому мы будем говорить о синтах. Нет, дело не в этом! Тут, скорее, замешан AlaeLam и зарубежный блогер, Nerd Musician. Сейчас всё объясню...

Но перед тем как мы начнём погружаться в море полезной (или не очень) информации, предлагаю подписаться на мои "ДЗЕН", "YOUTUBE", "VK" и "TELEGRAM"! Также у тебя есть возможность материально поддержать мой канал на BOOSTY.

А теперь, ПОГНАЛИ!

***

Есть такой легендарный монофоническим синтезатор, MINIMOOG. Он был разработан и выпущен компанией "Moog Music" в 1970 году. Основатель компании Роберт Муг (Robert Moog) внес большой вклад в разработку и популяризацию этого, а также многих других синтезаторов.

Minimoog (фото с Википедии)
Minimoog (фото с Википедии)

Важно сказать, что Minimoog был ПЕРВЫЙ КОМПАКТНЫЙ АНАЛОГОВЫЙ СИНТЕЗАТОР, продававшийся в розничных магазинах! Он стал прототипом для следующих поколений синтезаторов. Если посмотреть на этот вопрос с другой стороны, то в отличие от больших и сложных модульных синтезаторов того времени, Minimoog был компактным и предлагал музыкантам возможность быстро создавать и изменять звук.

Многие известные музыканты, исполняющие музыку в различных жанрах, использовали Minimoog. Поп, рок, электронная и даже классическая музыка. Синтезатор нашёл себе применение и там.

Таким образом, синтезатор Minimoog стал знаменитым, благодаря своему влиянию на историю музыки, а также уникальному звучанию и вкладу в развитие синтезаторов.

Но речь сегодня пойдёт не напрямую о Minimoog, а об одной его реинкарнации, которая была разработана компанией "Arturia". Название этой реинкарнации - "Mini V".

"Mini V" от "Arturia"
"Mini V" от "Arturia"

И вот мы постепенно приближаемся к самому главному.

"Mini V" звучит просто потрясающе. Ты можешь убедиться в этом, слушая работы AlaeLam. Но крутить ручки виртуального синтезатора не так весело, как если был это было настоящее устройство...

Благо, Руслан не только отличный музыкант и композитор! Он отлично разбирается в радиоэлектронике, а также периодически делает проекты на микроконтроллере Arduino. Именно такой его проект будет одним из главных героев этого выпуска!

Как я сказал ранее, AlaeLam, любит звучание "Mini V". Как-то раз, бороздя просторы YouTube, он наткнулся на один интересный ролик на канале Nerd Musician. Автор канала разрабатывает и собирает разнообразные midi-контроллеры. Один из таких контроллеров был создан ВСЕГО ДЛЯ ОДНОЙ ЕДИНСТВЕННОЙ ЗАДАЧИ! Ты, наверно, уже понял, что от него требовалось управлять параметрами всего одного единственного плагина, синтезатора "Mini V" от "Arturia".

Взяв за основу оригинальный проект, Руслан внёс несколько изменений в код и заказал требующиеся детали. Когда все компоненты были на его столе, он приступил к работе. Итогом всему стал контроллер, о котором мы говорим сегодня! AlaeLam любезно дал его мне попользоваться, а заодно и обзорчик запилить.

Контроллер для управления "Mini V" от "Arturia"
Контроллер для управления "Mini V" от "Arturia"

В процессе написания этой статьи я понял, что делать сухой обзор на контроллер будет бессмысленно. Поэтому решил сделать упор на сам "Mini V", а творение рук Руслана будет в этом моим верным помощником. Если я найду документацию, которая поможет тебе собрать подобный девайс, то найти её ты сможешь в моём TELEGRAM.

Признаюсь, руки вообще не доходили даже прикоснуться к девайсу, несмотря на то что это нереально крутая штуковина, но в "ближайшее" время я планирую выпустить очередной синтвейв трек, совместно с замечательной певицей GREENLY. И тут я хочу рассказать о своём подходе к работе над синтвейв композициями.

Существует множество шикарных заводских и авторских пресетов для программных синтезаторов, но в своих крайних работах я по максимуму стараюсь использовать только собственные уникальные тембры.

Постепенно я создаю свой бесплатный пак пресетов для синтезатора VITAL, который когда-нибудь будет доступен и тебе. Вдохновение для тембров я беру в прослушанных треках, а также в чужих пресетах для совершенно других синтезаторов. Затем я "воссоздаю" желаемый звук с помощью VITAL. И если черпать где-то вдохновение, то естественно, у лучших... И к лучшим я также отношу Minimoog и его программные версии.

Но прежде чем ты приступишь к самостоятельной практике работы над тембрами в "Mini V, я предлагаю тебе разобраться с принципом работы синтезатора. Так ты получишь свободу и осознанность в творчестве...

Будем честны друг с другом. Далеко не каждому представится возможность хотя бы даже взглянуть на настоящий Minimoog. Про поиграть на нём я вообще молчу. Поэтому предлагаю рассмотреть подробно центральную панель "Mini V" слева направо!

Основная панель "Mini V3" от "Arturia"
Основная панель "Mini V3" от "Arturia"

• CONTROLLERS - основные настройки синтезатора.

• OSCILLATOR BANK - настройки генераторов звуковой волны.

• MIXER - управление включением\отключением осцилляторов, а также их громкостью.

• FILTER - секция фильтрации частот.

• MODIFIERS - секция модуляции звука.

• OUTPUT - секция вывода звука.

Ну и ниже красуется управление питчем и модуляцией, а также ещё пара кнопок, о которых подробнее поговорим в будущем...

Управление питчем, модуляцией и ещё несколько кнопок!
Управление питчем, модуляцией и ещё несколько кнопок!

OUTPUT

Я думаю, что начну с секции вывода звука (OUTPUT).

У оригинального Minimoog в этой секции нет ничего особо интересного. Кнопка включения синтезатора, ручка Volume, которая отвечает за громкость самого синтезатора, тюнер-камертон с частотой 440 Гц (нота ля первой октавы) для подстройки первого осциллятора, а также выход на наушники с отдельной ручкой громкости.

В "Mini V" дела обстоят существенно интереснее, так как именно в секции "OUTPUT" находятся принципиальные различия между легендарным синтезатором и его цифровой версией.

OUTPUT
OUTPUT

Minimoog является монофоническим синтезатором. Это значит, что за один раз он может воспроизводить только одну. Никаких аккордов здесь не играют. То ли дело "Mini V", обладающий кнопкой "UNISON". Что даёт эта кнопка?

Подробнее об осцилляторах (генераторах звуковых волн) я расскажу немного позже, но основных осциллятора в Minimoog всего три. Один осциллятор - это один голос. Активировав кнопку "UNISON", каждый голос превратится в 32, если, конечно, тебе позволит твой пк. Это даст твоим тембрам дополнительный "жир и мощь"!

Количество голосов
Количество голосов

Также ты можешь заметить и ручку Voice Detune. Она расстраивает эти голоса относительно друг друга. Это создаёт некоторое движение в звуке, а также делает его более интересным и живым.

Ну, а если ты желаешь играть аккордами, то тумблер "POLYPHONIC" создан именно для тебя! Сколько голосов выберешь, столько клавиш одновременно и можно зажать.

Отдельно описывать кнопки включения синтезатора и "Soft Clipper" бессмысленно, поэтому перейдём ко второй по значимости секции.

CONTROLLERS

Секция "CONTROLLERS" - это основные параметры синтезатора.

CONTROLLERS
CONTROLLERS

Именно это секция задаёт высоту тона первого осциллятора, крутилкой "TUNE".

Практически любое аналоговое устройство, в том числе и "Minimoog", в зависимости от износа комплектующих или иных факторов может поменяться в звуке и потерять строй. Колков, в отличии от гитары или скрипки, у "Minimoog" нет, но есть ручка "TUNE", позволяющая подстраивать первый (главный) осциллятор синтезатора. Если нужно, чтобы "Mini V" идеально строил относительно других инструментов, то ты можешь использовать тюнер из секции "OUTPUT"

Как по мне, параметр "TUNE" может использоваться в художественном смысле, но сейчас это более декоративный элемент, когда как для настоящего Minimoog это был очень важный параметр. Идём дальше...

Ручка "GLIDE" отвечает за плавность и скорость перехода между двумя нотами. Часто, можно услышать такие термины, глиссандо или легато. Наверно они лучше всего подходят для описания работы этой ручки. Чем меньше значение "GLIDE", тем отрывистее переход между нотами, чем выше значение, тем дольше и плавнее переход, но сама по себе эта ручка не работает. Хоть обкрутись. Для начала нужно активировать одноимённую кнопку "GLIDE" на панели, левее клавиатуры.

Кнопка "GLIDE"
Кнопка "GLIDE"

Крутилка "MOD MIX" будет пока сложнее в понимании. Если вкратце, то сила её воздействия регулируется колесом модуляции ("MOD"), а сама она отвечает за баланс между работой модуляции третьего осциллятора и модуляции генератором шума, о котором мы поговорим чуть-чуть позже.

Есть ещё пара условий, чтобы активировать действие ручки "MOD MIX". Проконтролируй, чтобы был включен один из тумблеров был активен: либо "OSCILLATOR MODULATION", либо "FILTER MODULATION". В противном случае эффекта от "MOD MIX" не будет вообще.

OSCILLATOR MODULATION
OSCILLATOR MODULATION

Я думаю, может возникнуть справедливый вопрос, что такое МОДУЛЯЦИЯ?

Давай представим, что синтезатор - это волшебная коробка для создания звуков и музыки. А модуляция - это способ менять эти звуки и делать их интереснее.

Например, у нас есть основной звук, который может играть ноты, как на пианино. Модуляция здесь будет как волшебная палочка, которая позволяет нам изменять этот звук разными способами. Мы можем делать его громче или тише, выше или ниже, заставить его трястись или колебаться и даже менять его цвет и форму так, чтобы он звучал как другой инструмент.

Так что, когда мы говорим о модуляции в синтезаторах, это значит, что мы используем хотим сделать полученный тембр еще круче и интереснее! В данном случае через модуляцию с помощью третьего осциллятора или генератора шума.

MIXER

"MIXER" - это именно та секция, где мы включаем и отключаем генераторы звуковых волн, которых в Minimoog всего три. Ну, в смысле, основных всего три, ведь есть же ещё и генератор белого\розового шума. Сам генератор шума имеет собственную громкость, но, если через него идёт модуляция, о которой я писал ранее, крутить его громкость будет бесполезно. А вот переключение между видами шума может дать интересный результат.

MIXER
MIXER

Справедливости ради скажу, что при описанной выше модуляции, как сам осциллятор шума, так и третий осциллятор могут быть как включены, так и выключены. Всё зависит от того, хочешь ли ты параллельно слышать сам звук выбранного шума или нет. Модуляции это не мешает.

Но есть в этой секции ещё одна, совсем не очевидная ручка с названием "EXTERNAL INPUT VOLUME". Если по-русски, то это переводится как "внешняя входная громкость". Что это значит?

В настоящем Minimoog есть специальный входной разъём на корпусе. В теории, туда отправляется сигнал с выхода наушников через шнур. Это тоже создаёт своеобразную модуляцию звука.

Разъём наушников на Minimoog
Разъём наушников на Minimoog

Если всё работает правильно, то лампочка "OVERLOAD" будет моргать как сумасшедшая, а исходный звук будет пропущен через своеобразный перегруз с прерываниями.

Может быть таким образом в синтезатор можно направить и какой-то другой источник звука, например электрогитару или музыку с мп3 плеера

OSCILLATORS BANK

Пришло время поговорить о самих генераторах звуковых волн (осцилляторах).

OSCILLATORS BANK
OSCILLATORS BANK

Как я уже сказал ранее, основных генераторов звуковой волны в синтезаторе три. Все три имеют управление регистром (высотой октавы) и формой волны, но только второй и третий имеют параметр "COARSE", позволяющий расстроить эти генераторы относительно друг друга по высоте тона. Тем самым мы можем добиться очень интересного звучания. Между звуками создаётся своеобразная пульсация.

Иногда, очень даже прикольно, когда осцилляторы расстроены относительно друг друга, но порой требуется, чтобы все голоса идеально попадали по высоте друг в друга. Достичь этого просто! Активируй тумблер "FREQUENCY SYNC". Таким образом все остальные осцилляторы выровняются по первому.

О звуковых волнах. "MINI V" может предложить шесть типов звуковых волн: треугольная, пило-треугольная, пила, квадрат, широкий прямоугольник и узкий прямоугольник. Каждый тип волны имеет уникальное звучание и очень часто так бывает, что некоторые виды тембров лучше звучат именно с конкретным типом волны. Но самое интересное тебя ждёт, когда ты начнёшь смешивать разные типы волн.

Также предлагаю обратить внимания на два тумблера: "2 OSC CTRL" и "3 OSC CTRL". Включив такой тумблер, соответствующий ему осциллятор будет играть на одной высоте звука вне зависимости от того, какую клавишу ты нажимаешь на самом деле. Высота издаваемого звука будет напрямую зависеть от общей высоты тона синтезатора, регулируемого параметром "TUNE" в секции "CONTROLLERS", выбранного регистра и параметра "COARSE".

В настоящем Minimoog есть только кнопка "3 OSC CTRL". Она может пригодиться, чтобы создать опорную ноту на третьем осцилляторе, но куда больше пользы от неё будет во время модуляции, о которой я уже все уши тебе прожужжал.

Сейчас я расскажу всё словами, но через пару дней я планирую начать съемку ролика на канал, где подробно и на практике покажу, как работает каждая крутилка в "MINI V". А пока довольствуйся текстом.

Есть такое понятие, частотная модуляция (frequency modulation). Возможно будет сложно, но я постараюсь объяснить, как она работает.

В своём роликах о "КАЧЕСТВАХ ЗВУКА", а также "ОБЕРТОНАХ и ПИФАГОРЕ" я рассказывал очень важную информацию о свойствах звуков. Одна из мыслей заключается в том, что у каждого музыкального звука есть основная частота колебаний, которая определяет высоту его звучания. Частота измеряется в герцах (Гц). 1 Гц = одному колебанию звуковой волны в секунду. 100 герц = 100 колебаний. Не хочу здесь всё дублировать и повторять. Просто посмотри эти видео! Обещаю, ты не пожалеешь!

Так вот, частота звука, издаваемого третьим генератором, влияет на высоту звука первых двух генераторов. Чем звук выше, тем частота его тоже выше. Поэтому, если кнопка "3 OSC CTRL" выключена, то высотные колебания будут быстрее или медленнее в зависимости от того нажата низкая или высокая клавиша. Но, если кнопка "3 OSC CTRL" включена, то частота модуляции в первую очередь будет опираться на регистр третьего осциллятора и значение параметра "COARSE".

Регистр очень сильно влияет на оказываемый эффект, ведь частота звука от октавы к октаве меняется в два раза, что очень критично в данном вопросе, поэтому я предлагаю начать с самых нижних регистров: "LO MONO" и "LO". Собственно, это очень распространённый тип модуляции, известный сейчас как "LFO" (Low Frequency Oscillation \ Низкочастотный Генератор).

Ещё хочу рассказать про разницу между "LO MONO" и "LO". В настоящем устройстве Minimoog нет регистра LO MONO". Он добавлен компанией "Arturia" в их "MINI V". В этом режиме третий осциллятор работает как LFO, применяемый ко всем нотам, которые могут звучать в любой момент времени, в то время как в режиме "Lo" LFO срабатывает по отдельности на каждую нажатую ноту, независимо от того, играется ли она с включённой полифонией или в унисон. Это ещё одно существенное различие монофонического оригинала и полифонической реинкарнации.

Также некоторое влияние на модуляцию будет оказывать параметр "TUNE" из секции "CONTROLLERS".

Кроме этих параметров, на характер модуляции влияет выбранный тип волны. И самое главное! НЕ ЗАБУДЬ, ЧТО НАДО ВЫКРУТИТЬ КОЛЕСО MOD, иначе магии не произойдёт! Включен или выключен третий осциллятор, значение не имеет. Всё будет работать, но чаще, я его выключаю, так как не хочу слушать его звук, когда звук всегда стоит на одной ноте.

Кнопка "2 OSC CTRL" не так интересна. Она просто фиксирует высоту тона второго осциллятора. Вроде бы тут ничего не забыл, поэтому переходим к огибающим громкости!

MODIFIERS

MODIFIERS
MODIFIERS

Множеством параметров современных синтезаторов управляет ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ШТУКА, огибающая ADSR (Attack, Decay, Sustain, Release). Узнать, что это такое предлагаю из моего короткого видео:

Minimoog не является исключением и придерживается тех же принципов, хотя его ADSR слегка отличается от современного. Он также имеет параметры Attack, Decay и Sustain, но Release реализован не имеет отдельной ручки. Однако, это не значит, что его нет в Minimoog.

Легким движением руки Decay превращается в Release. Просто нужно активировать тумблер "DECAY ON". Во всём остальном система ADSR в минимуг соответствует современным стандартам.

Decay превращается в Release
Decay превращается в Release

И чтобы закрыть тему панели возле клавиатуры, расскажу обо всём, что осталось на ней неозвученного.

Сам термин легато в музыке обозначает, что две ноты имеют плавный переход между собой. Если ты хочешь, чтобы при этом плавном переходе ADSR применялся ко всем соединённым приёмом легато нотам, то активируй соответствующий тумблер "LEGATO". В противном случае у каждой ноты будет своя огибающая громкости.

Два отверстия под джеки в цифровой версии - это отсылка к бессмертному оригиналу. Я не нашёл применения этому элементу интерфейса в "MINI V". Если в "железном" синтезаторе сюда подключались педали, для быстрого переключения между "Decay" и "Release", а также в нужный момент активировался "GLIDE", то зачем они у "MINI V", для меня остаётся загадкой. Пролистав инструкцию, я не нашёл ответа на свой вопрос, поэтому жду твоего пояснения в комментариях!

Здесь осталось только рассказать, про тумблер "BEND", активирующий колесо "BEND", отвечающее за сиюминутное изменение высоты тона. А небольшая ручка "RANGE" позволяет настроить силу этого изменения.

Ну, и если я ничего не упустил, то из важных элементов остаётся только...

FILTER

Фильтрация частот очень важна для синтезаторов и как Minimoog, так и "MINI V" имеют на своём борту такую секцию.

FILTER
FILTER

"CUTOFF FREQUENCY" - отвечает за частоту среза высоких частот. Чем ниже значение, тем меньше частот пропускается.

"EMPHASIS" - аналог привычного всем параметра "RESONANCE". Он создаёт на месте среза частот бугорок, создающий очень интересный звуковой эффект, без которого не может обойтись огромное количество тембров. Выглядит это примерно так...

Резонанс
Резонанс

"AMOUNT OF CONTOUR" - чем сильнее повернут этот регулятор, тем больше будет увеличение и уменьшение яркости каждой ноты. Он влияет на глубину и силу работы фильтра.

Ну и параметры Attack, Decay и Sustain самого фильтра по принципу работы не отличаются от аналогичных в секции "MODIFIERS", только теперь они буду управлять открытием и закрытием фильтра.

Нельзя обойти стороной три красные кнопки.

• "FILTER MODULATION" - активирует модуляцию с помощью фильтра. Принцип абсолютно такой же, как и у частотной модуляции, о которой я говорил выше, только теперь третий осциллятор будет управлять работой фильтра.

Несколько видов модуляций могут работать синхронно, так что экспериментируй и всё будет круто!

• "KEYBOARD CONTROL" - это аж целые две кнопки и целых три режима работы. Назначение этих кнопок заключается в том, что при их активации частотное положение среза фильтра будет от того, какую клавишу ты зажимаешь. Ключевой точкой будет являться нота F0. (нижняя фа).

При включенной первой кнопке, шаг следования фильтра за нажатой клавишей будет равен интервалу мажорной терции. Если включена только вторая кнопка, то следование за клавишей составляет интервал квинта. Но, если включить сразу две кнопки, то частота среза фильтра будет точно следовать за клавиатурой.

Иными словами, чем ниже клавишу жмёшь, тем глуше он звучит и наоборот, чем выше клавишу жмёшь, тем звучит она ярче!

С основным функционалом, который роднит "MINI V" и Minimoog, я закончил. Естественно, я мог в чём-то ошибиться и конечно же много не рассказать. Я не претендую на право быть самым шарящим человек в устройстве Minimoog. Я ведь даже настоящий аппарат в жизни-то и не видел даже. Если у кого в СПб такой девайс имеется и готов меня пригласить поглазеть и поторкать - буду безмерно благодарен! И всё же, думаю с задачей показать тебе с чего начать работу с этим аппаратом, я справился.

В "MINI V" есть ещё много всяких крутых штук, связанных с LFO, эффектами, модуляциями и прочим, но я оставляю возможность тебе самостоятельно в этом поковыряться...

Дополнительные настройки "MINI V"
Дополнительные настройки "MINI V"

На днях я планирую начать съёмку видео на канал, где на практике покажу всё, о чём говорил. А может быть покажу даже больше! Поэтому будь на связи и подписывайся на мои "ДЗЕН", "YOUTUBE", "VK" и "TELEGRAM"! Также ты можешь поддерживать мой канал на BOOSTY и таким образом это поможет мне уделять больше времени созданию контента.

Конечно же, ставь ЛАЙК и пиши КОММЕНТАРИИ!

На связи был "SYNTH10"! До скорых встреч! Пока-пока!

***

P.S. ОГРОМНОЕ СПАСИБО AlaeLam за крутой девайс, подаривший мне новый опыт работы с виртуальными синтезаторами. Крутить настоящие ручки куда приятнее!

ПОДПИСЫВАЙСЯ НА ЕГО ПАБЛИК ВК. СКОРО (01.07.23) У ALAELAM ВЫЙДЕТ СВЕЖИЙ КРУТОЙ РЕЛИЗ "SPACE GATE"!

P.P.S. Напиши в комментариях, если тебе хочется, чтобы я приложил ссылки на подробные англоязычные инструкции к "MINI V" и Minimoog в моей телеге!