При всей гротескности (на наш взгляд) польского внутриполитического устройства в период с XV по примерно XVIII век, на определённом историческом этапе оно оказывалось необычайно эффективным.
Настолько, что польским элитам, куда с 15 века входили и литовские, совсем немного оставалось до великопольской мечты – «Речи Посполитой от можа до можа», то есть от моря до моря, имея в виду Балтику и Чёрное.
Но вот именно – «немного оставалось до…», всё упиралось в тот самый «разгул польской демократии внутри аристократии», в принятой в польском Сейме практики абсолютной консолидации при голосовании. При котором всего один голос «против» означал блокирование любой, даже самой разумной, инициативы.
Тем не менее появление такой государственной протоимперии, как Речь Посполитая не раз ставило русскую государственность на грань если не полного уничтожения, то распада.
И главным возбуждающим польские элиты фактором соперничества на восточноевропейской арене раз за разом становился католицизм.
Особенно после возникновения внутри папской партии такой боевой единицы, как Орден иезуитов, чья деятельность особенно активной была именно на польских землях.
Мы же для них всегда оставались еретиками (хотя по всем принятым теологическим нормам еретиками были как раз католики) или, как минимум, «схизматиками»… только непонятно, почему схизма, то есть традиционный уклад, считается грехом?
Но не это важно. Важно само религиозное противостояние, которое в ту эпоху играло ту же роль, что сегодня противостояние идеологическое.
Вспомните накал борьбы с коммунистической идеей с 20 годов ХХ века до начала 90-х? А теперь умножьте это на два или три, и вы получите картину перманентной, неутихающей борьбы противоречий, которую даже дипломатия того времени не могла скрыть!
У Романовых, которые стали править Россией с начала XVII века как раз после Смуты, вызванной польской интервенцией, появилась, таким образом, идея-фикс: во что бы то ни стало если не уничтожить, то максимально ослабить этот вечный источник беспокойства со стороны западной границы сначала царства, а потом и империи.
И неважно, что были другие державы Европы, раз за разом покушавшиеся на земли России – Польша так или иначе всегда числилась в их раскладах как союзник… если не первая ударная сила.
Непонятным в царской политике по отношению к присоединённой к империи (в результате раздела) Польше оставалось главное: почему ее не включили в качестве обычной губернии?
Оставили все польские вольности, вплоть до их пресловутого сейма. Не начали ограничивать католичество – точно так же, как поляки всячески притесняли на своей территории православие?
Не начали русификацию польского населения, вплоть до запрета образования?
То есть, почему не проводили по отношению к включённым территориям ту же политику, что и Польша в своё время проводила к захватываемыми ею? Современное западенческое украинство вам в доказательство.
Снова русская отзывчивость… которая потом оборачивалась не раз большой кровью для русских же, достаточно вспомнить польское восстание при Екатерине, когда пришлось для его подавления посылать экспедиционный корпус с А.В. Суворовым во главе…
То-то сегодня поляки изгаляются в очернении этого нашего талантливого полководца! Забыв, как их нежные паненки кидались на безоружных русских солдат, да не где-нибудь, а прямо у церковного аналоя! Ну, цивилизованная же Европа, так сказать…
Так что, отвечая на вопрос «Почему поляки так ненавидят русских», впору отвечать на него контрвопросом: «А нам за что их любить?»
Друзья! Понравилась статья - поддержите лайком и не забудьте подписаться на канал, если вы этого еще не сделали! Тогда новые статьи не пройдут мимо вас. Все интересное еще впереди! Благодарю!