Найти тему

Старый вокзал Приозерска

На севере Ленинградской области есть маленький городок Приозерск. Известен он в первую очередь своей старинной крепостью, построенной шведами в 16 веке на том месте, где ранее были новгородские и карельские укрепления.

Однако есть в Приозерске не только крепость, но и несколько других довольно любопытных достопримечательностей. Одна из них - это старый, построенный в финские времена железнодорожный вокзал.

С начала 19 века эта территория была частью Финляндии - сначала автономного Великого княжества Финляндского в составе Российской империи, затем, с 1917 по 1939 годы, - уже Финляндии независимой.

Названия Приозерск тогда еще не существовало. Город в те времена официально носил шведское название Кексгольм, хотя одновременно с этим использовалось и финское - Кякисалми. С 1917 года финское название стало основным наименованием города.

Финский городок был достаточно тихим и спокойным, а застройка его - в основном деревянной. До наших дней она почти не дошла - сгорела летом 1941 года, когда то ли советские войска, отступая, ее подожгли из соображений военной целесообразности, то ли мародеры постарались.

Но кое-что все-таки уцелело. Одним из немногих уцелевших в тех пожарах деревянных зданий стал как раз железнодорожный вокзал.

Вид из окна вокзала на железнодорожные пути
Вид из окна вокзала на железнодорожные пути

Вокзал в городе появился в ходе строительства железнодорожной линии Санкт-Петербург-Хийтола, которую начали прокладывать в 1913 году и закончили перед самой революцией в России в 1917 году.

Сам вокзал был построен в 1916 г. Автором проекта здания был финский архитектор Туре Хелльстрем. Кстати, Хелльстрем, несмотря на шведскую фамилию, был уроженцем Карельского перешейка - он родился в городке Койвисто (нынешний Приморск). Хелльстрем в то время был помощником главного архитектора железных дорог Финляндии Бруно Гранхольма. Работали они часто вместе, так что не исключено, что и в проектировании вокзала в Приозерске Гранхольм тоже принимал участие.

Железнодорожная станция Кякисалми в 1920-е годы
Железнодорожная станция Кякисалми в 1920-е годы
А это она же, только через сто лет, в наши дни. Что-то изменилось, но в целом почти не отличается. Это не может не радовать, учитывая многочисленные неудачные примеры реконструкций последних лет.
А это она же, только через сто лет, в наши дни. Что-то изменилось, но в целом почти не отличается. Это не может не радовать, учитывая многочисленные неудачные примеры реконструкций последних лет.

Здание, которое имело чисто утилитарную функцию, оказалось не лишенным определенной архитектурной эстетики. Начало 20 века в Финляндии - это время северного модерна, стиля очень яркого и оригинального, да и в целом время расцвета национальной архитектуры. Так что отражалось это даже в таких обычных зданиях, как провинциальные железнодорожные станции.

Вокзалу Приозерска удалось пережить и Гражданскую войну в Финляндии в 1918 году, и советско-финские войны 1939-1940 и 1941-1944 годов.

В наши дни станционное здание по-прежнему используется по своему прямому назначению. В 1970-е годы железную дорогу от Ленинграда до Приозерска электрифицировали, так что сейчас сюда можно доехать на электричке. Через Приозерск проходит также поезд дальнего следования Санкт-Петербург-Костомукша.

В этот день на путях перед вокзалом нам встретились паровозы, прекрасно гармонировавшие со старым зданием самой станции. Видимо, их планируют везти в карельскую Рускеалу и там использовать в качестве локомотивов для ретропоездов.
В этот день на путях перед вокзалом нам встретились паровозы, прекрасно гармонировавшие со старым зданием самой станции. Видимо, их планируют везти в карельскую Рускеалу и там использовать в качестве локомотивов для ретропоездов.

В здании вокзала кассы и зал ожидания. Внутренняя отделка и интерьеры в основном сохранились. В 2007-2008 годах вокзал был отреставрирован. При этом исторический облик, к счастью, почти не пострадал, а само здание стало смотреться гораздо свежее.

-6
-7

А вообще, конечно, в те времена, когда вокзал в Приозерске был построен, он вряд ли сильно выделялся среди множества подобных зданий, но теперь, являясь живым свидетелем давно минувшей эпохи и ушедшего архитектурного стиля, он обращает на себя гораздо больше внимания. И его безусловно стоит увидеть, если окажетесь в этих местах.

М.С.

-8