На севере Ленинградской области есть маленький городок Приозерск. Известен он в первую очередь своей старинной крепостью, построенной шведами в 16 веке на том месте, где ранее были новгородские и карельские укрепления.
Однако есть в Приозерске не только крепость, но и несколько других довольно любопытных достопримечательностей. Одна из них - это старый, построенный в финские времена железнодорожный вокзал.
С начала 19 века эта территория была частью Финляндии - сначала автономного Великого княжества Финляндского в составе Российской империи, затем, с 1917 по 1939 годы, - уже Финляндии независимой.
Названия Приозерск тогда еще не существовало. Город в те времена официально носил шведское название Кексгольм, хотя одновременно с этим использовалось и финское - Кякисалми. С 1917 года финское название стало основным наименованием города.
Финский городок был достаточно тихим и спокойным, а застройка его - в основном деревянной. До наших дней она почти не дошла - сгорела летом 1941 года, когда то ли советские войска, отступая, ее подожгли из соображений военной целесообразности, то ли мародеры постарались.
Но кое-что все-таки уцелело. Одним из немногих уцелевших в тех пожарах деревянных зданий стал как раз железнодорожный вокзал.
Вокзал в городе появился в ходе строительства железнодорожной линии Санкт-Петербург-Хийтола, которую начали прокладывать в 1913 году и закончили перед самой революцией в России в 1917 году.
Сам вокзал был построен в 1916 г. Автором проекта здания был финский архитектор Туре Хелльстрем. Кстати, Хелльстрем, несмотря на шведскую фамилию, был уроженцем Карельского перешейка - он родился в городке Койвисто (нынешний Приморск). Хелльстрем в то время был помощником главного архитектора железных дорог Финляндии Бруно Гранхольма. Работали они часто вместе, так что не исключено, что и в проектировании вокзала в Приозерске Гранхольм тоже принимал участие.
Здание, которое имело чисто утилитарную функцию, оказалось не лишенным определенной архитектурной эстетики. Начало 20 века в Финляндии - это время северного модерна, стиля очень яркого и оригинального, да и в целом время расцвета национальной архитектуры. Так что отражалось это даже в таких обычных зданиях, как провинциальные железнодорожные станции.
Вокзалу Приозерска удалось пережить и Гражданскую войну в Финляндии в 1918 году, и советско-финские войны 1939-1940 и 1941-1944 годов.
В наши дни станционное здание по-прежнему используется по своему прямому назначению. В 1970-е годы железную дорогу от Ленинграда до Приозерска электрифицировали, так что сейчас сюда можно доехать на электричке. Через Приозерск проходит также поезд дальнего следования Санкт-Петербург-Костомукша.
В здании вокзала кассы и зал ожидания. Внутренняя отделка и интерьеры в основном сохранились. В 2007-2008 годах вокзал был отреставрирован. При этом исторический облик, к счастью, почти не пострадал, а само здание стало смотреться гораздо свежее.
А вообще, конечно, в те времена, когда вокзал в Приозерске был построен, он вряд ли сильно выделялся среди множества подобных зданий, но теперь, являясь живым свидетелем давно минувшей эпохи и ушедшего архитектурного стиля, он обращает на себя гораздо больше внимания. И его безусловно стоит увидеть, если окажетесь в этих местах.
М.С.