Вот я и подобралась к тем адресам, с которых у меня осталось особенно много фотографий. И все они настолько атмосферные, что прежде чем сесть за статью, я сначала долго их перебираю, стараясь выбрать самые лучшие.
Дом №18 по улице Ломоносова оказался с секретом. Зайдя в арку, я открыла для себя, что он полностью проходной. Как в лабиринте я гуляла очарованная, несколько часов.
В самом доме две парадные. Одна с главного фасада и одна со двора. Арка ведущая во двор находится на углу дома (не в центре, как это привычно) Попадая во двор окунаешься в самую настоящую петербургскую атмосферу.
Архитектор дома - Хренов Александр Сергеевич. Год постройки 1894. То есть, относительно недавно тех событий, которые происходили здесь летом 1922 года.
Чернышёв переулок, ныне улица Ломоносова. Здесь, 9 июля 1922 года Лёнька Пантелеев с подельниками «взяли» квартиру ювелира Аникиева. Практически рядом с Загородным проспектом, где 3 недели назад у Пантелеева была перестрелка с милиционером Васильевым и охранником Чмутовым.
Около 18 часов в дверь позвонили. На этот раз Лёнька явился как чекист. Надо добавить, что в то время задача налётчиков облегчалась чекистами, которые каждую ночь проводили обыски. В такой атмосфере налётчикам ничего не стоило, представившись сотрудниками ГПУ, проникать в жилища и грабить.
Находящимся в квартире Пантелеев заявил, что по имеющимся в ГПУ сведениям, у Аникиева очень много золотой валюты, что он имеет сношения с заграницей, и что на основании этих сведений они приехали произвести обыск.
Они предъявили ордер на производство обыска и тщательно его произвели. А затем для соблюдения всех формальностей составили протокол на изъятые деньги и драгоценности, копию оставили ювелиру и спокойно удалились. Но прокололись на мелочи.
Вход в проходной двор дома начинается на Ломоносова, 16-18. Выход на Рубинштейна, 27 почти у Пяти углов. В открытых источниках по делу этого эпизода номер квартиры нигде не указан, но я уверена, что Аникиев жил в парадной со стороны главного фасада. Я так увлеклась прогулкой, что не зашла туда (оставлю это поводом для следующего раза)
Что это был не обыск, а налёт, выяснилось совершенно случайно. Ордер был выдан на имя Алексея Георгиевича Тимофеева, а на протоколе обыска расписался Николай Тимофеев. Это несоответствие вызвало у Аникиева сомнение, и он обратился в ГПУ, где выяснилось, что никакого ордера на производство обыска в квартире дано не было и что Тимофеев в числе сотрудников ГПУ не значится. И что он жертва банального ограбления.
Далее, если повернуть направо минуя маленький замкнутый дворик, мы оказываемся в следующем. Он гораздо более мрачный. Уже нет тех ассоциаций, что когда-то в НЭПманские времена здесь мог жить ювелир Аникиев. Но дух революции остался. Кажется, она закончилась здесь недавно. Только надстроенные к фасадам лифты и современные автомобили напоминают, что мы не 1920х, а в 2020х.
Этот двор и выводит на улицу Рубинштейна. Именно так когда-то Лёнька и уходил от своих преследователей. Ни на миг не останавливаясь, не мешкая. Прокладывал свои маршруты через город, весь пронизанный сквозными ходами – как сыр, и он же как мышеловка.
Во дворе дома по улице Ломоносова можно провести немало времени. Рекомендую эту прогулку. Всего около 400 метров длиной. Продолжение лабиринта Лёньки Пантелеева в следующих публикациях.
В конце обзора как всегда видеовыпуск. Подписывайтесь, что бы не пропустить. Ставьте 👍 если было интересно!