Найти тему

"Архитектура— тоже летопись мира..." - XVIII век

Архитектура - тоже летопись мира. Н.В.Гоголь.
Архитектура - тоже летопись мира. Н.В.Гоголь.

Здравствуй, дорогой мой читатель! Рад, что ты забрел на мой канал и решил прочитать мою статью, которую начать я хочу цитатой великого писателя:
Архитектура— тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания, - Николай Васильевич Гоголь.

И правда, прогуливаясь по такие крупным городам, как Москва, Санкт-Петербург, задумываешься, сколько этим зданиям лет, сколько прошло войн, правителей сменилось, а они всё стоят...и просто приходишь в шок. И всегда же интересно узнать, как здесь оказался дворец, как крепость, и как, аж триста лет назад, люди могли установить шпиль в 112 метров. Про это и поговорим! Но упомянуть мы успеем только архитектуру c рубежа XVII-XVIII веков и вплоть до XIX.

Петр I славится тем, что прорубил окно в Европу. Но западные идеи уже витали в обществе со времен Федора Алексеевича. Как писал Протоирей Г.Флоровский: "В западничестве он не был первым, не был и одиноким в Москве конца XVII века. К Западу Московская Русь обращается и поворачивается уже много раньше". И это видно по нашему первому архитектурному памятнику. Построен он был в 1690-1690 годы, благодаря Льву Нарышкину, родному дяди царя. Сначала начальник посольского приказа (сам Лев Кириллович) прикупил усадьбу, что возле Кремля, несколько домов, разрушил все и решил построить на том же месте храм. Здесь переплетаются западные украшения, фигурки, с исконно русскими. Это пример нарышкинского барокко.

Барокко - архитектурный стиль, пришедший из Италии, для которого характерны открытость и динамичность.

Но, безусловно, одним из самых важных и популярных стилей барокко, уже XVIII столетия - будет именно петровское. Больше всего зданий этого стиля можно увидеть в Санкт-Петербурге, где Петр I очень любил играть на пафосе во всем. Он старался строить, что-то близкое шведам по духу, чтобы выигрывать и на моральном фронте (не забываем, что Санкт-Петербург был основан в 1703 г., а столицей стал в 1712 г. Обе даты происходят во время Великой Северной войны 1700-1721 гг.)

Самым первым примером петровского барокко, можно назвать Петропавловский собор. Работал над этим творением швейцарский архитектор Доменико Трезини, с 1712-1733 года. При внутреннем оформлении использовали мрамор, яшма, родонит. Высота позолоченного иконостаса составляет почти 20 метров. Что касается шпиля, то его длина равна 120 метрам в высоту и это было самым высоким показателем в городе аж до 2012 года!

Помимо Петропавловского собора, к петровскому барокко относят:

1. Здание двенадцати коллегий (1722-1742 гг.) - Доменико Трезини

2. Дворец А.Д. Меншикова (1710-1720 гг.) - Фонтана и Шедель

Но, говоря об архитектуре XVIII, обязательно нужно упомянуть выдающегося архитектора - Бартоломео Растрелли, который принес на этот свет кучу гениальных дворцов, соборов, из которых я расскажу про Зимний дворец. К сожалению, до полного конца строительства императрица Елизавета Петровна не дожила, ведь он строился с 1754-1762 гг., но все равно, стиль ансамбля носит ее имя - елизаветинское барокко. Данный тип носит отличительно торжественные, парадные черты, некую театральность. Что касается Зимнего дворца, то в нем расположено 1945 окон, 1057 комнат, 1787 дверей. Внутри расположены и театры, и церкви, и даже танцевальные классы.

К елизаветинскому барокко также относят:

1. Большой Петергофский дворец (1714-1755 гг.)

2. Екатерининский дворец (1743-1756 гг.)

3. Смольный собор в Петербурге (1748-1835 гг.)

Все три строились под руководством Растрелли.

4. Никольский Морской собор (1753-1762 гг.) - С.И. Чевакинский

5. Колокольня Троице-Сергиевой лавры (1741-1770 гг.) - Д.В. Ухтомский

Во второй половине XVIII елизаветинское барокко, в связи со смертью императрицы, переливается в другой стиль архитектуры - классицизм (с итл. - "образцовый"). На смену пышным предметам роскоши, потолкам во фресках, золотому убранству, пришли утонченные и лаконичные здания, симметричные, без каких-либо дополнительных деталей. Основа - античный ордер.
В этом переходе виднеются и экономические причины. Требуется больше общественных мест: библиотеки, школы, университеты, рестораны, склады и на всех просто физически не хватит ни архитекторов, ни денег в казне. Поэтому, перешли на более простой вариант.

И, хочу заметить, что если в прошлых стилях, больше преобладали и творили иностранцы, то сейчас появляются русские фамилии. К примеру, Василий Баженов, известный великолепной работой в стиле классицизма - Дом Пашкова. Вся композиция, будто, тянется ввысь, и это подчеркивает бельведер.

Также, хочу рассказать про Матвея Казакова, который, фактически, перестроил почти всю центральную Москву, и хоть многие его планы не сбылись, мы благодарны ему за Здание Сената в Кремле, построенный в 1776-1787 гг.

Иван Старов - довольно известный архитектор, который прославился двумя своими творениями. Ведь именно он руководил постройкой Таврического дворца - резиденции светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического, построенной в честь присоединения Крыма в 1783 году. А второе - именно он строил город Екатеринослав.

К классицизму также относят Мраморный дворец А. Ринальди (1768-1785 гг.), и здание Академии наук Д. Кваренги (1783-1789 гг.)

Архитектура нашей страны настолько разнообразна, и даже за один век может поменяться куча стилей, и произойти смена двух противоположных стилей в искусстве. В следующий раз, я постараюсь сделать такую же статью, но уже с XIX веком.

Что - ж, на этом можно и закончить! Понравилась-ли вам статья? Ставьте лайк и пишите в комментариях: на какую тему из российской (и не только) истории мне в следующий раз написать статью! Что вам интересно?


Вопрос для проверки эрудиции: какой из представленных собор являлся усыпальницей российских императоров, кроме Петра II и Ивана VI? Отвечайте в комментариях!

P.S. также, от всего сердца, хочу поздравить вас с праздником - Днем России!