Найти тему
Школа Жизни

Была ли Россия немытой?

    Фото: dmitrieva, по лицензии Shutterstock.com
Фото: dmitrieva, по лицензии Shutterstock.com

В 1841 году Михаил Юрьевич Лермонтов, направляясь на Кавказ и обиженный на весь белый свет, написал стихотворение «Прощай, немытая Россия…», чем оказал медвежью услугу своей родине. Этим стихотворением размахивали как свои, так и чужие, коммунисты и демократы, зарубежные доброхоты и родные диссиденты.

«Немытая Россия» — дремучая, отсталая, ленивая и, конечно, грязная. В общем, совсем непрезентабельная.

Но был ли прав Лермонтов, называя Россию «немытой»? Или иностранные гости, презрительно морщащие чувствительные носы при взгляде на «грязных» русских крестьян?

   Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. Картина Петра Заболотского, 1837 г. Фото: общественное достояние
Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. Картина Петра Заболотского, 1837 г. Фото: общественное достояние

Княжна Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого, вышла замуж за короля Франции Генриха I в 1051 году, и в ужасе писала потом отцу о том, что Париж — город весьма грязный, французы очень нечистоплотны, о регулярном мытье у них и понятия нет, моются в лоханках, а канализация полностью отсутствует — продукты жизнедеятельности выливаются из горшков прямо на улицы, ароматизируют сточные канавы.

Удивление княжны нравами парижан понятно — в Киеве даже самый захудалый двор был оснащен соответствующими удобствами (традиционная будочка над ямой), и помои по улицам не текли. Ну, а что касается регулярного мытья, то бани появились на Руси задолго до Анны и использовались с завидным постоянством.

В «Повести временных лет», древнерусском летописном своде, датируемом началом XII века, рассказывается о путешествиях апостола Андрея. В частности о том, как он посетил русские земли:

Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда (в Рим — прим. автора). Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье.
   Николай Ломтев. Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских Фото: общественное достояние
Николай Ломтев. Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских Фото: общественное достояние

Так и вспоминаются кадры кинофильма «Гардемарины, вперед!» (1987 г.) — изысканный шевалье де Брильи (Михаил Боярский) вываливается из русской бани, пытается сбежать на четвереньках, а лесник тащит его за ногу обратно в баню и басит: «Куда, барин, рано еще, самый пар!» И жалобы очаровательного шевалье княжне: «Он хотел меня убить!» — с точки зрения французского дворянина русская банная процедура была попыткой убийства.

Для русских людей баня имела огромное значение, играла важную роль в их жизни. Причем не только в качестве прямого источника чистоты, то есть возможности мытья. Баня была местом для лечебных процедур, родильным залом, опочивальней для новобрачных в первую ночь, местом для гаданий, волхований и прочего ведовства. Баней пользовались постоянно, а уж по прямому назначению — для мытья — если и не каждый день, то хотя бы раз-два в неделю.

Бани обеспечивали чистоту и избавляли Россию от многих болезней и эпидемий, свирепствовавших в Европе. И действительно — какая вошь способна выдержать русскую парную? Даже одежду, если не было возможности постирать, прожаривали на раскаленных камнях в бане.

В связи с этим вспоминается еще один фильм — «Похождения бравого солдата Швейка» (1957 г.). Швейк со товарищи в русском плену знакомится с русской баней — им предлагается раздеться, и чехи, сложив одежду стопочками, начинают молиться, считая, что пришел их смертный час. Когда же крестьянин развешивает солдатские тряпки над каменкой, чехи уверяются, что вот теперь их точно убьют. И — изумление, когда выясняется, что убивать никто никого не собирается, а всего лишь предлагается помыться и избавиться от благоприобретенных насекомых.

Думается, что именно антисептические свойства русской бани и обеспечили ей признание лекарей и волхвов. Недаром существовал целый ритуал, соблюдаемый при рождении ребенка: в то время, когда женщина рожала в бане, муж ее с оружием должен был охранять двери, не подпуская близко нечистую силу, баня же считалась местом, изначально чистым, свободным от всякой нечисти.

То же и с лечением — все лечебные процедуры, в том числе и «отворение крови», производились в бане. Россияне в те времена не сформулировали медицинских принципов Л. Л. Гендейрейха, который в 1884 году впервые применил стерилизацию паром перевязочных материалов, что не мешало им пользоваться стерильными повязками и стерильным бельем для больных, а стерилизация осуществлялась именно в бане.

   Интерьер русской (чёрной) бани в музее-заповеднике «Кижи» Фото: A. Savin, по лицензии FAL
Интерьер русской (чёрной) бани в музее-заповеднике «Кижи» Фото: A. Savin, по лицензии FAL

Не удивительно, что баня считалась местом зачарованным. Кстати, если действующие бани считались находящимися под действием доброго колдовства, то бани заброшенные, наоборот — находились под влиянием злых сил, разнообразной нечисти, начиная от леших и заканчивая набором бесов. Что тоже вполне оправдано: если баня не используется, значит, в ней нет чистоты и стерильности, а в такое место немедленно устремляются болезнетворные организмы и бактерии, то есть — бесовская нечисть. Слово-то какое показательное — «нечисть»!

Первые бани представляли собой ямы с плетеной из веток крышей и землянки. Также использовались дупла больших деревьев — на дно укладывались раскаленные камни, дупло заполнялось водой, получалась своеобразная «бочка». Затем стали строить солидно — из бревен.

Предпочтительное расположение бани — на берегу водоема (пруд, озеро, река). Причем на это было сразу две причины: доступность воды и легкая ее доставка в баню; и ополаскивание в прохладной воде после парной. Русские люди не знали, что такое контрастные ванны или контрастный душ, но зато умели использовать их на практике.

Любопытно, что слабонервные и бледные «тургеневские барышни», страдающие от регулярных мигреней, появились именно тогда, когда дворянство отказалось от русской бани. А ведь контрастные ванны — это замечательная тренировка сосудов, укрепляющая сердечно-сосудистую систему, предотвращающая и излечивающая вегето-сосудистую дистонию. Современные врачи назначают больным вегето-сосудистой дистонией контрастные ванны и души в качестве лечебных процедур. В русской бане они были естественным мероприятием и благополучно укрепляли здоровье купальщиков.

   Очередь в баню в дореволюционное время Фото: общественное достояние
Очередь в баню в дореволюционное время Фото: общественное достояние

А ведь банная процедура — это еще и разнообразные веники, которых существует множество разновидностей. Веник — это не только массаж, это еще и ароматерапия, столь модная в наше время и применяемая нашими предками с незапамятных времен и для лечения, и просто для удовольствия.

Так что очень и очень поспешил Михаил Юрьевич с декларацией о «немытости» России. Ему бы прислушаться к Антонио Нуньесу Риберо Санчесу, придворному врачу Елизаветы Петровны, который написал трактат «О парных российских банях, поелику споспешествуют оне укреплению, сохранению и восстановлению здоровья». Санчес превозносил русскую баню:

…сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный, безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни… Я… только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и приводимых изо всех стран света, то полило кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий превратилися в бани российские для пользы общества.

Очень показательная оценка, к тому же, сделанная профессиональным целителем.

Недаром сейчас возвращается популярность русских бань в их классическом варианте: бревенчатый сруб. Прошедшие годы доказали, что национальные традиции были вовсе не показателем «дремучести» русского народа, но напротив — вполне научным подходом к здоровью людей.

И в то время, когда «цивилизованная» Европа на великосветских приемах давила вшей в прическах хрустальными палочками, «грязные» русские крестьяне вовсю пользовались баней с ее очищающими, оздоравливающими и целебными свойствами, массажем, ароматерапией и контрастными ваннами. Что многое говорит о европейской «цивилизации» и российской «дикости».

   Банное заведение женского института 1911 г. Фото: общественное достояние
Банное заведение женского института 1911 г. Фото: общественное достояние

И в думах о русской бане невольно появляются мысли: а не слишком ли мы превозносим все иностранное, принижая отечественное? Не слишком ли увлекаемся наклейками «Made in…», пренебрегая собственными традициями?

Автор — София Варган

Источник — ШколаЖизни.ру