Есть некоторое сходство между этими двумя мужчинами, правда?
Сначала молодой человек (Джулиано Джамберти) заказал у Пьеро ди Козимо (1462-1522) собственный портрет.
Позже он дозаказал у него же портрет своего покойного отца и соединил два изображения вместе.
Реалистичность
Джулиано, вероятно, было около сорока на момент написания портрета. Пьеро ди Козимо изобразил его очень реалистично, с серебристыми седеющими волосами и гусиными лапками у глаз.
Занятие
Здание с лесами на заднем плане может быть отсылкой к профессии Джулиано (он был архитектором). С 15 века архитектура превратилась из ремесла в одно из свободных искусств.
Положение
Джулиано одет в шерстяное пальто с рукавами из чёрного дамасского шелка и льняную рубашку, отделанную ажурной вышивкой. Этот шикарный наряд говорит о том, что он достиг определенного положения в жизни.
Бюст
Джулиано да Сангалло и его отец изображены по грудь. Такие портреты — с натурщиками, помещенными в «окно» на фоне пейзажа — были популярны в Италии в конце 15 века. Этот портретный тип возник во Фландрии и поэтому назывался alla fiamminga (во фламандском стиле).
Архитектор
Циркуль и перо — это рабочие инструменты Джулиано. Как и его отец, он выучился на столяра. Джулиано стал одним из самых знаменитых архитекторов своего времени, работая, например, на Лоренцо Медичи, а затем над собором Святого Петра в Риме.
Новшество
Такой тип яркой красной шапочки часто встречается на картинах эпохи Возрождения. Но Пьеро впервые нарисовал Франческо в другом варианте такого головном убора (см. его верхнюю часть).
Как живой
В 1568 году биограф художника Джорджо Вазари сообщил, что его друг Франческо да Сангалло (сын Джулиано) владел «двумя портретами работы Пьеро ди Козимо, один — отца [Франческо] Джулиано, другой — его деда Франческо, которые кажутся живыми».
В профиль
Люди на посмертных портретах часто изображались в профиль. Образ Франческо, должно быть, был основан на посмертной маске. Об этом можно судить по резким контурам, впалым щекам и щетине.
Органист
Перед церковью проходит служба под открытым небом. Фигура у органа также носит красную шапочку. Это может относиться к Франческо, который также был профессиональным музыкантом.
Баритон
Это самое раннее известное появление в итальянской живописи нотного листа — баритоновой части многоголосной песни. Это намекает на деятельность Франческо как музыканта и певца, особенно на его работу на Козимо Медичи, который был одним из самых влиятельных флорентийцев своего времени.