Найти тему
СтоЛичные маршруты

Отодвинутый памятник: памятник первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве

памятник первопечатнику Ивану Фёдорову
памятник первопечатнику Ивану Фёдорову

Памятники, те, что мы возводим
гениям, героям, дуракам,
жуликам, подвижникам, юродивым,
это, в общем, памятники нам.

(Ф. Чуев)

Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову в Ильинском проезде – один из самых забытых и малоприметных в Москве, несмотря на его место в самом центре-центре столицы. Сюда почти не заглядывают туристы с бурлящей Никольской, рядом с ним не делают селфи фото, не тусуется молодёжь. Я никогда не видела рядом групп экскурсантов, хотя в центре они «роятся» повсюду.

Даже расположенному по соседству памятнику Карлу Марксу повезло больше! ЧТО родоначальник коммунистической идеи дал нашему государству – вопрос вечного общественного спора.

Об Иване Фёдорове не спорят, в общем, особо и не задумываются, в лучшем случае имеют знание о том, что он напечатал первую датированную русскую книгу под названием «Апостол» ( «Деяния и послания Апостолов») в эпоху правления Ивана Грозного и произошло это в 1564 году на Государевом Печатном дворе на Никольской улице.

А задуматься и углубиться стоит, потому что события, как и люди, с таким масштабным гуманистическим, созидающим значением случались в нашей истории не слишком часто. Чуть больше, чем 500 лет назад «делатель книг» Иван сын Фёдоров, подписывающийся Московитин, дал шанс русскому человеку в каком-то смысле выйти на новый уровень мышления и познания мира. Просто нельзя об этом не знать и не помнить! В начале 20 века это формулировали иначе, но с тем же смыслом: «Это своего рода ирония судьбы. Облик человека, который прославился тем, что первый в Россiи поработал для увековеченiя мысли, образов, знанiй путем тисненiя, печати,- совершенно неизвестен нам, образ исчез бесследно».

«Духовные семена надлежит мне по вселенной рассеивать», - так сам напечатал великий книжник, так понимал, зачем он есть. Слова и дела уровня великих гуманистов эпохи Возрождения! Таким и был дьякон кремлёвского храма Николы Гостунского Иван сын Фёдоров – «друкарь книг, пред тым невиданных», великий энтузиаст своего дела, просветитель – энциклопедист, полиглот, художник и учёный.

Биографические сведения об Иване Фёдорове, которых не так уж и много, дают представление о судьбе драматичной и многотрудной. Входить в круг книжников и духовных вождей, какими были протопоп Сильвестр, митрополит Макарий и учёный-богослов Максим Грек в период междуцарствования, а потом и в эпоху правления Ивана Грозного – это уже быть на первой линии опасности..

Иван Федоров был поставлен во главе Печатного двора особым царским указом как наиболее опытный и умелый печатник, успел напечатать тираж «Апостола» и «Часослова», но с началом произвола и ужасов опричнины почувствовал угрозу: «благое во зло превратити и Божие дело вконец погубити». В 1667 году спешно покидает Москву, увозя с собой в Великое Княжество Литовское малолетнего сына, помощника Петра Мстиславца и значительную часть типографского оборудования. Видимо, Иван Фёдоров успел миновать пограничные заставы до запретительного царского указа.

Но существует и версия, что отправился он на территорию католической Речи Посполитой с политической миссией поддержки православия путём печатания православных книг («Апостол», Первая Русская азбука, Остромирово Евангелие) и с согласия самого Ивана Грозного..

Как было на самом деле, уже не узнать, но благое дело сеянья «духовных семян» книжного просвещения с феноменальным упорством Иван сын Фёдоров из Москвы продолжал всю послемосковскую часть своей жизни в Речи Посполитой - Заблудове, Львове, Кракове, Остроге.

Символично то, что история памятника Ивану Фёдорову была столь же драматична, как и история самого первопечатника. В 60-е годы 19 века Московское Археологическое общество выдвинуло идею увековечить память великого книжника. Но воплощение идеи в жизнь затянулось почти на сорок лет!

Первый эскиз памятника был отвергнут комиссией, «потому что, - как раздражённо писал скульптор Марк Антокольский, - я представил его как рабочего!» Проекты следующих десятилетий тоже признавались неудачными, хотя на памятник уже было собрано около 30 тысяч рублей. Создать в бронзе образ человека, не имеющего ни портретного изображения, ни описания, оказалось труднейшей задачей даже для именитых творцов! Наконец в 1902 году в ходе нового конкурса на суд комиссии было представлено 27 проектов из России, Болгарии, Сербии, Германии, Франции. Каково же было удивление членов жюри, когда оказалось, что признанные лучшими проекты под девизами «Плёс» и «Ярославль» принадлежат одному скульптору – Сергею Михайловичу Волнухину!

-2

Торжественное открытие памятника, поставленного у Китайгородской стены недалеко от Государева Печатного двора, состоялось в сентябре 1909 года. День был дождливый, но народу собралось великое множество. Отныне для современников и потомков облик первого «делателя книг» навсегда станет именно таким: красивый, статный человек из далёкой эпохи в посадской одежде с охватившим волосы кожаным ремешком ремесленника. Он стоит, опираясь одной рукой на наборную раму, и внимательно читает только что отпечатанный лист «Апостола». Надпись на постаменте: Николы Чудотворца Гостунского диакон Иван Федоров , под ней указана дата начала печатания «Апостола» — 19 апреля 1563г. На обратной стороне пьедестала выбиты слова Ивана Федорова из послесловия к изданной им книге: "Первее нача печатати на Москве святые книги» и девиз первопечатника: «Ради братии моих и ближних моих".

На следующий день после открытия кто-то принёс к памятнику венок с саркастической надписью: «Первому мученику русской печати».

Так смотрелся памятник на фоне Китай-городской стены.
Так смотрелся памятник на фоне Китай-городской стены.

Но как сам Иван сын Фёдоров не знал покоя при жизни, так и его памятнику не было суждено стоять на одном месте! Первый раз он должен был посторониться в 1934 году, чтобы дать проезд машинам по расширенному Театральному проезду - памятник передвинули в глубь улицы на место снесённой Китайгородской стены. Сам Иван Фёдоров точно бы одобрил то, что было рядом с его памятником – букинистический магазин «Книжная находка», благородная книжная «толкучка»! Даже, может быть, ради этого смирился бы с разрушением соседствующего с ним храма..

На заднем плане магазин "Книжная находка"
На заднем плане магазин "Книжная находка"

Но памятник книжнику, как и книжная торговля, никак не вписывались в пространство Торгового комплекса «Наутилус», бесцеремонно и грубо возникшего здесь в 90-е годы. Ивана Фёдорова отодвинули ещё дальше и сделали ещё незаметнее.. «Книжная находка» было снесена ради роскошного автосалона и модных бутиков….

-5

Кажется, сейчас в это место уже вообще мало кто захаживает..

Сюда стоит прийти с книжкой ради первопечатника Ивана Фёдорова, посидеть с ним рядом, почитать. Может быть, и от памятника идёт просветительская энергия!

P.S. «Апостол» Ивана Федорова — признанный шедевр мирового типографского искусства. Академик Д. С. Лихачев пишет, что в этой книге «до сих пор не найдено ни одной типографской погрешности (плохих оттисков, непрочно закрепленных строк, нестойкой типографской краски) и ни одной опечатки, без которых не только в России, но и в Западной Европе не обходилось во все последующие века книгопечатания ни одно издание»

В Государственном Историческом музее на выставке «Созвездие книжных редкостей» я увидела тот самый экземпляр «Апостола», который Иван Фёдоров напечатал специально для Ивана Грозного, но так и не преподнёс. А экскурсию по выставке - мне повезло! - проводила научный сотрудник музея Татьяна Муравьёва - автор замечательной книги об Иване Фёдорове из серии ЖЗЛ.

-6

Экскурсовод компании "СтоЛичные маршруты" Людмила Кшимовская