К одной из моих статей в Дзен кто-то оставил комментарий, что-то типа "надо иметь смелость писать на эту тему". Эта тема - это подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по английскому и другие языковые экзамены. Я согласна, totally!
Почему сложно писать про экзамены?
Во-первых, это ответственность. Я даю советы и рекомендации для сдачи экзамена, от результата которого зависит чья-то дальнейшая учёба и жизнь. Я стараюсь публиковать только то, в чём сама уверена. Ещё я прошу обращать внимание на дату публикации: критерии меняются и старые статьи могут потерять актуальность.
Во-вторых, экзамены окутаны большим количеством мифов и заблуждений. Несмотря на наличие методических рекомендаций, которые выпускает ФИПИ (разработчик экзамена), у всех преподавателей своё видение того, как должны выглядеть письменная или устная части. Каждый учитель интерпретирует прочитанное по-своему.
В-третьих, выходя в публичное пространство, нужно быть готовым к критике и даже хейту. Мне повезло, у моего блога специфическая тематика, которая интересна узкому кругу читателей: преподавателям, выпускникам и их родителям. Иногда негатив проскакивает, но гораздо чаще это слова благодарности, которые мотивируют. Спасибо за это моим дорогим комментаторам.
Что же произошло?
Немного предыстории...
Несколько лет назад я сама проходила курсы от ФИПИ для подготовки экспертов и помню, что в одной из их презентаций были использованы выдержки из статей блогеров на тему ЕГЭ. Это было сделано для демонстрации того, сколько мифов и откровенно вредных советов даётся на просторах интернета. Тогда я ещё подумала, как было бы стыдно блогеру узнать, что его статью приводят в качестве анти-примера. Сказал бы мне кто-нибудь, что через несколько лет эта участь постигнет и меня...
Ха-ха. И вот недавно я наткнулась на запись закрытого вебинара ФИПИ с обучения экспертов и просматривая её, заметила знакомые слова на слайде презентации. Сначала меня пот прошиб от удивления и волнения. Я перемотала на начало и начала смотреть внимательнее, не теряя ни слова. Я не буду выкладывать полное изображение слайда, чтобы не нарушать авторские права. Просто опишу ситуацию.
Мария Валерьевна В. (главный разработчик ЕГЭ) на вебинаре рассказывает о том, как правильно оценивать устную часть. Когда дело доходит до задания 2 (диалог-расспрос), на экране появляется цитата из моей статьи с подписью "Из откровений блогеров":
Я так понимаю, что смысл демонстрации этого отрывка в том, что экзаменуемым надо думать, а не отвечать заученными фразами. Многие привыкли к шаблонам и им сложно сообразить что ответить, когда они сталкиваются с непривычными формулировками.
Например, если есть реклама спортивной одежды, да и еще и фото прилагается, то это очевидно, что мы звоним в магазин. Именно о расположении магазина, а не чего-то еще и надо спрашивать в вопросе про местоположение.
В принципе, я так и написала, но видимо моя формулировка показалось несколько наивной, если она была выбрана для наглядности. Также у МВ была критика по поводу моей пунктуации. С этим я согласна, уже повторяю правила.
Далее МВ говорит о том, что таких заданий (без указания куда мы звоним, но с вопросом о location) будет больше. МВ добавляет, что нужно не просто выдавать готовые заученные шаблоны, а "включать голову". Поддержу: при задавании вопросов нужно изучить само задание, фото и слоган и представить себя в реальной ситуации, когда нужно запросить информацию.
Кстати, на эту тему у меня была комичная ситуация. У моей молодой собаки (не успели стерилизовать) произошла нежелательная вязка, собака забеременела и нам нужно было как-то решить эту ситуацию. Я позвонила в вет.клинику и по заветам ЕГЭ выдала в первом предложении всю важную информацию "У меня беременная с@ка, нам надо её стерилизовать, можно ли это сделать в вашей клинике?". Такой, казалось бы, исчерпывающий вопрос, однако оператор переспросила: "У вас собака?"🤦♀️. Мы с сестрой долго смеялись.
Возвращаемся к теме. Далее МВ развивает мысль: если в рекламе даётся фото цветочного магазина и надпись о том, что вы ходите разбить цветник, то на вопрос о месторасположении, нужно спрашивать "Где находится ваш магазин?", а не цветник. Где находится цветник, вы знаете, это ведь ваш цветник.
Далее ещё один пример про семейный отдых на озере (вы решили отдохнуть...). На вопрос "местоположение" можно спросить "Где находится дом отдыха\ кемпинг\ озеро?". Однако кто-то спрашивает "Где расположен семейный отдых?" - это неправильно. Семейный отдых - это не название пансионата, а рекламный слоган. В заключение этой темы МВ призывает и в обучении и в оценивании быть серьезнее и точнее.
Вместо вывода
Вот такая ситуация, которой мне захотелось поделиться с вами. Я рада, что мои статьи доходят до самого высокого уровня. Отрадно, что среди всех моих многочисленных материалов взгляд МВ зацепился именно за эту статью, где, по моему мнению, нет ничего крамольного. Значит, всё остальное вопросов не вызвало🤗.
Некоторые блогеры открыто хейтят разработчиков ЕГЭ и даже переходят на личности. Я этого не делаю и делать не буду. Я верю, что разработка государственного экзамена - это очень сложная и трудоемкая задача. Идеального не бывает. Да, можно давать разработчикам конструктивную критику или сетовать на отдельные недоработки, несостыковки, но не поносить на чём свет стоит.
Желаю ФИПИ стойкости духа и дальнейшего успешного развития экзамена. Я верю, что разработчики и блогеры могут помочь друг другу в этом непростом деле. Я всегда готова к сотрудничеству.
И ещё: всё познаётся в сравнении. У меня есть целая подборка статей про аналоги ЕГЭ по английскому в разных странах, она называется "А как у них". Когда видишь, как бывают устроены экзамены в других странах, то начинаешь ценить своё.
На сегодня всё. Stay tuned!
Пост-навигатор по всем главным статьям.
Как будет меняться ЕГЭ по английскому в будущем?
Эволюция заданий устной части в ЕГЭ по английскому. Как это было?