"Я ему вчера всё объяснила, а утром он уже забыл, заново приходится..."
"Мне эта тема легко в школе давалась, хорошо её помню, но сыну передать не могу, он меня не понимает..."
"Почему она такая невнимательная?! Пять минут послушать не может..."
Так пишут родители. А вот что говорят учителя: "Как их учить-то?! Не запоминают! Концентрация никакая! Отвлекаются! Сосредоточиться не могут вообще!"
По минимуму научных слов постараюсь употребить. Популярно расскажу, в чём вижу основную проблему в обучении современных школьников.
***
Конец мая. Рассвет. Пустынная автозаправка. Из недорогой иномарки выпадает семья: папа, мама и малыш лет трёх. Видно, что устали, едут издалека, как и мы. Мама начинает деловито суетиться, накрывает импровизированный пикник в местной дорожной беседке.
А папа с сыном взялись за гаджеты. Старший в телефон погрузился. Младший – в планшет.
Вопрос: какие виды мышления продуцируют эти двое? Одни и те же?
Конечно нет! Совершенно разные! Папа задействует стандартные, привычные нам виды мышления (их много, почитаете сами, друзья), а вот малыш – нет. Он – новое поколение. Его вид мышления принято называть клиповым.
Я не совсем согласна с этим названием, поэтому буду называть его новым видом.
Итак, мы понимаем, что у старшего и у младшего поколения разные виды мышления.
Мы, дети Советского Союза, росли на книгах, школьных учебниках и опыте старшего поколения, а современные школьники с колыбели погружены в огромное количество информации. Разумеется, они вынуждены приспосабливать восприятие под новые реалии.
Поэтому формируется новый вид мышления. Он не похож на наш с вами. Из этого вытекает предпосылка к проблеме: мы пытаемся действовать старыми путями, стараемся привить им привычные нам виды мышления, а у них уже сформировано новое. Они действительно нас не понимают.
***
Подходим к основной мысли. Знаете, какой самый популярный автор по математике в начальной школе? Мария Моро. Так вот, по этому учебнику училась я, а мне 49 лет. Мышление новое, а учебники старые! И методика старая, заточенная под традиционные виды мышления! И педагоги, в основном, такие же!
Вот вам и сама проблема. Я чётко это осознала, когда упёрлась в педагогический репетиторский потолок. Он вытолкнул меня на создание своих пособий. Первое уже разработала. Сборник "Арифметика Альфа" (именно так называется нынешнее поколение детей – Альфа) ждёт вас на сайте.
Не сомневаюсь, что мои коллеги тоже понимают необходимость принципиально иных методик, созданных под сегодняшних детей. Тогда и дело пойдёт.
Скорее всего, новый вид встроить в традиционную градацию возможно, просто пока мы этого делать не научились. Пока новый вид мышления замещает все традиционные, даже вытесняет.
Нам, педагогам классической школы, надо не подстроиться, а именно встроиться в современность. Не стоит тащить груз прошлого и утверждать, что раньше было лучше. Это всё софистика, не приводящая ни к чему риторика.
Коллеги! Не опускаем руки, следим внимательно за сегодняшними учениками, учимся у них. И ждём новых методик! И учебников!
Родители! Вам труднее дать совет. Вы вынуждены играть по правилам, которые изменятся, конечно, только мы не знаем, когда это случится.
Критики: вы так и думали, знали без меня? Рада за вас.
Обратите, пожалуйста, внимание на то, что я ни слова не написала, что всё новое ужасно, а всё старое прекрасно. Такого не было, товарищи.
Давайте обсуждать, дорогие читатели. Оставила обширное поле для дискуссии, набросав основные тезисы. Жду вас в комментариях🙄👍
Важное!
Дзен придумал кнопку донатов и вставил её в каждую статью. Присмотритесь к правой стороне в конце материала, и вы увидите протянутую ручку автора с сердечком. Так сотрудники платформы видят наши авторские бдения по ночам и многочасовую работу с комментариями. Ну ладно. Это наш выбор, нас писать никто не заставляет.