До перестройки была эпоха атеизма. Может, сегодня уже мало кто представляет себе эту эпоху. Она уходит. Это было время умирающего социализма. Но в обществе, если что-то умирает, то должно родиться и новое. И общество пыталось само выбрать, в кого переродится. Было мощная прослойка, которая насмотревшись хорошего на западе, мечтала о построение коммунизма для себя. Другая часть общества вполне обосновано, пыталась прорости в духовную жизни. Чаще всего, эта часть общества базировалась на традиционных ценностях. А традиционные ценности основывались на христианстве. Поэтому последние десятилетия были временем возвращения советского общества к своим православным корням, правда, только в лице своих лучших представителей. Поэтому советское государство ради спасения пролетарской идеологии пыталось осторожно, но жёстко ставить рогатки. Не повторяя ошибок первых десятилетий свой власти. В институтах в рассадниках церковной идеологии начали вводить программы научного атеизма. Все это было бесполезно. Неясно было, куда приведёт этот эксперимент соединения социализма с его нравственными нормами и православия Процесс бы был долгий, трудно представить, чтобы из него вышло. Скорее всего, православное общество наподобие японского и китайского. Можно было бы ожидать взрыва общественной активности лет через 15 -20. Но в мире не бывает таких свободных экспериментах. Скорее эксперименты попущенные Богом, наподобие истории праведного Иова. И экономические силы с тёмной окраской взяли инициативу, разрушили экономику, опыт которой во многом взяли японцы, открыли полную свободу и в религиозном смысле и в нравственной, ту от которой предостерегает апостол Петр (1 Петра, 2, 11-14). Таким образом, наш народ стал похож на человека, который вышел в несвежей одежде, которую надо было бы поменять, но неизвестный выкатил на него в один миг ушат самой страшной грязи и он начал метаться по округе, ища душ, водоём, чтобы омыться, и сделать это надо было очень быстро. Так и со свободой сюда ломанулись миллиарды духовных сущностей вместе со своими оруженосцами, членами разнообразных сект. В ответ начали крестить святить, проповедовать. Для этого пытались многие годы попасть на телевидение и попали. Но польза от этих защитных мероприятий сочеталось с вредом: быстрые обряды без подготовки, без понимания не оставили личности возможности для духовного роста. 90 % процентов вошло в церковную организацию без выбора подготовки и, разумеется, оглашения. В обществе появилась мощная сила с единым мнением и единством в политическом поле. Это хорошо для укрепления страны, но плохо для христианства, которое всегда лично. После того, как становится личность, получается и общественное. Другая часть, старая, ещё от социализма жила и возрастала в апокалиптических настроениях с давним и непрерывным ожиданием антихриста. Так что порою не понятно, кого ожидают более Христа или его противника. И в этих условиях не мог не сформироваться, православны анархизм, которые в то или иной мере не приемлет любую власть, ожидая от неё тёмного подвоха. У людей старшего поколения, рождаются дети и принимают эту идеологию общественного пессимизма. И, разумеется, в чем-то она права до того момента, пока не скатывается в манихейство. Не хочу ставить вопрос что лучше: православный анархизм или христианская политика. Последняя, кстати, дает надежду на счастливое будущее Одно ясно, что такое противоречие есть и оно весьма болезненно.