Многозадачность – это параллельное или последовательное выполнение, разных дел, попытка сделать два дела одновременно или частое переключение между делами. Такая способность может быть врождённой или приобретённой.
Например, рисовать в блокноте параллельно с телефонным разговором, делать уроки и при этом слушать музыку. Или вы начали уборку на рабочем столе, не завершив её решили проверить сообщения, а затем переключились, чтобы позвонить по телефону.
Умение быть многозадачным приветствуется работодателями.
Однако учёные из Стэнфорда пришли к выводу, что человеческий мозг отличается от компьютера: мы не можем качественно и быстро выполнять несколько задач одновременно.
Когда человек переключается между делами, его мозг устаёт быстрее и становится менее эффективным. В итоге снижается продуктивность, работа получается некачественной и незавершённой.
К чему может привести многозадачность?
• Многозадачность значительно снижает продуктивность на 40%. А 20% всех задач при выполнении которых человек отвлекается, остаются не сделанными до конца дня или сделаны некачественно.
• Многозадачность со временем может привести к серьёзным физическим заболеваниям, психическим расстройствам и эмоциональному истощению. Привычка многозадачности разрушительна для мозга и временно снижению IQ на 10 пунктов.
• Многозадачность начала прогрессировать с появлением интернета, смартфонов, мессенджеров. В день люди примерно 46 раз отвлекаются и временные потери от этой привычки составляют 2,1 часа в день, а в год – это 546 часов.
Как решить проблему многозадачности.
Выработайте привычку работать и отдыхать в течение фиксированного времени. После 45 минут интенсивной деятельности отдыхайте примерно 10-15 минут. Чтобы не отвлекаться, заведите таймер.
Отключите все мессенджеры. Вам не нужно быть на связи 24/7, чтобы сохранять отношения или контролировать происходящее. Отключайте все раздражители, чтобы сосредоточиться.
Когда задача занимает не больше часа, завершайте её сразу.
Фиксируйте результаты. Каждый рабочий день начинайте с плана, а в конце дня запишите, что удалось выполнить, а что нет. Это дисциплинирует мозг и мотивирует придерживаться расписания.
И главное помните, что объëм памяти у мозга ограничен. Чем больше вы отвлекаетесь на второстепенные задачи, тем меньше места остаётся для первостепенной. Работая в таком режиме, вы теряете концентрацию и рабочий настрой. А в конце дня обнаруживаете, что время ушло непонятно куда, а вы так ничего и не успели сделать.